Есть еще один очень важный момент в искусстве цыганского (уличного) гипноза. На мой взгляд, это главный секрет, который заключается в том, что затевать "спектакль" надо лишь с тем "лохом", который "реагирует". Это значит, что цыгане не с каждым человеком начинают свою игру, а только с теми, кто "реагирует", вот в этом-то и весь главный секрет. Говоря научным языком, цыгане учитывают степень суггестивной восприимчивости (СК-восприимчивости) потенциального "лоха".
Что касается способности быть коммуникабельным и способности "войти в душу" клиента или способности входить людям в доверие, то такие способности могут быть как врожденными, так и приобретенными специальным обучением или длительной практикой и опытом, гипноз с открытыми, слегка расширившимися глазами, то "гипнотизер", в силу возникшего раппорта, благодарил "лоха" за взятое у него и уходил или просто говорил: "Подождите минуточку, я сейчас приду" и навсегда уходил, - а "лох" с пеленой в глазах застывал и не мог вдогонку ничего сказать, а когда через 2-3 минуты пелена с глаз сходила, "гипнотизера" с ценностями уже и след простыл.
Для повышения своего мастерства "гипнотизеры" (цыгане и не только они) развивали в себе способность воспринимать мир правым (животным) полушарием, то есть языком чувств и интуиции. Для этого они стремились контактировать не интеллектуально с логическим доказательством своей правоты, а интуитивно-чувственно на уровне подсознания. Но чтобы такое "общение" было максимально объективным и левое полушарие не мешало бы реальному восприятию своими искаженными предыдущим опытом мыслями, "гипнотизеры" стали тренировать четыре составляющих своего восприятия внешнего мира: эмоции, зрение, кожно-мышечные ощущения (прикосновения, тяжесть, тепло, боль и др.) и служ. "Гипнотизеры" учились хорошо чувствовать эмоции партнера, старались быть наблюдательными и замечать мельчайшие детали видимого и слышимого мира. Но главный секрет - это прикосновение к правой руке человека.
Ещё древние жрецы знали этот великий секрет, что прикосновения к другому человеку порождают взаимное доверие, симпатию и очарование. Поэтому соблазнители прошлых веков домогались "ручки", а там "процесс" запускался уже автоматически, )так как "жертва" переставала трезво воспринимать происходящее. Поэтому и цыгане, очень часто под любым предлогом ищут возможности касаться "лоха", особенно его правой руки. Современная СК-наука подтвердила это древнее открытие; действительно, правая рука человека представлена в коре головного мозга человека более, чем четвертью его площади. Поэтому овладев правой кистью, вы овладеваете воздействием на кору головного мозга, то есть воздействием на сознание и подсознание человека, лишь бы контакт был максимально искренний и 'сочувствующий, чего цыгане и добиваются.
Более подробно вопрос о роли прикосновений в информационном обмене мною рассмотрен в книге "Информационная СК-терапия" (Киев, 1988), так что если кто-то заинтересуется теорией этого вопроса, то прочтите эту книгу.
В тридцатых годах один американец предложил метод считывания бессознательной реакции человека на контакт по движению зрачков его глаз, но проверка показала, что ни в одном случае абсолютно ничего не получается, "открытие" американца "о глазных сигналах" оказалось обманом. Тем не менее другие "специалисты" обратили внимание на тот факт, что в момент, когда "лох" ушел во внутренний мир воспоминаний, зрачки у него расширяются и его глаза начинают смотреть расфокусирование как бы сквозь вас (взгляд в никуда) или так называемый "отсутствующий взгляд". Это наблюдение помогает цыганам почувствовать момент, когда простой контакт переходит в раппорт (управляемый трансовый контакт). Общеизвестно не только цыганам и такое наблюдение, если человек говорит неправду или неискренне, то его глаза начинают "бегать", человек старается не смотреть на собеседника и все время "прятать" глаза или отводить их в сторону. Другое наблюдение касается эмоций - если человек волнуется, то пальцы его рук что-нибудь автоматически "выделывают" (возможны и какие-либо движения ногами, головой, корпусом и т. д.).
Общеизвестно, что у некоторых людей в их восприятии внешнего мира преобладают зрительные образы. Такие люди, как правило, и в мыслительных процессах оперируют зрительными образами, но таких людей очень мало и чаще они встречаются среди людей "тонких" и впечатлительных - художников, артистов, экстрасенсов, скульпторов, "ясновидцев", архитекторов, наркоманов, кинооператоров, режиссеров и т. д. У таких людей очень развито зрительное воображение, они способны визуализировать до галлюцинаций. Атак как восприятие внешнего мира большинства людей очень субъективно, то эта категория людей мыслит образами да еще и субъективно, поэтому в СК-науке их называют визуалистами, а в народе их из-за странностей в поведении считают слегка "странными". Надо прямо сказать, что для цыган и уличных гипнотизеров такие люди самая легкая добыча, но среди населения все же таких людей очень мало, процентов 5, не больше, а чаще еще меньше. Субъективное восприятие некоторых людей отличается преобладанием слухового опыта и их называют аудиалисты - это музыканты, дирижеры, учителя, звукооператоры и все те люди, чья профессия связана с звуками и необходимостью слухового напряжения. Такие люди часто живут как бы в мире звуков, поэтому это отражается на их мышлении и специализации внутреннего опыта. Цыгане и уличные гипнотизеры таких людей считают также легкой добычей, хотя их и немного, 10-15% населения. Кстати, некоторые женщины "думают ушами", поэтому уличные гипнотизеры "забивают" именно зтот их сенсорный канал, всячески расхваливая их красоту, их наряды, их детей и т. д.
Кроме визуалистов и аудиалистов легкой добычей цыган становятся так называемые кинестетики. Это люди, чаще мужчины, чье субъективное восприятие в основном специализировано на ощущениях, в кинестетаке; особенно такие люди чувствительны к прикосновениям - это, как правило, молодые девушки или юноши, эротически настроенные женщины и т. д. Таких людей много, до 30 %, хотя прикосновения, как мы уже говорили, чаруют почти всех людей.
Редко, но встречаются (1-2 %) люди, тонко чувствующие запахи, или люди, пропускающие все через чувство вкуса (до 1 %), у них восприятие мира носит такой, я бы сказал, гастрономический характер.
Очень любят цыгане и уличные гипнотизеры людей "с пунктиком", это акцентированные личности с какой-то проблемой, на которой они почти помешались и о которой они говорят 24 часа в сутки всем и каждому в удобном и неудобном случае. К таким людям легко "подстроиться" и "повести" их по "сценарию", в котором они все делают машинально, совершенно и не успевая ничего анализировать и понимать. Последнее время во многих странах "людей с проблемами" стало много (до 20- 40 %), поэтому как только цыгане эту проблему определили, так "сценарий" работает на 100 %. Особенно много "пострадавших" среди сексуально озабоченных людей. Поэтому часто "кидают" в разного рода притонах и "злачных" местах. Надо признать, что на "женском вопросе" пострадавших за всю Историю больше всего, впрочем как и на "мужском".
Итак, с учетом сказанного, уличные гипнотизеры с каждым человеком разговаривают на его языке, удобном для него, понятном и приятном, тогда он лучше "заглатывает наживку", то есть лучше принимает предложение "гипнотизера" об участии в "сценарии". Но тем не менее половина всех людей никакой выраженной специализации по органам чувств в своем мировосприятии и мышлении не имеет и, в отличие от некоторых кабинетных горе-теоретиков, цыгане и уличные гипнотизеры это отлично знают. Более того, они знают, что у 20-30 % людей восприятие и мышление проходит под выраженным доминированием левого полушария, эти люди всегда мыслят и поступают трезво и аналитически, почти не поддаваясь эмоциям и чувствам, и при отсутствии сильнейшего корыстного интереса таких людей вовлечь в любой "сценарий" почти невозможно.
Определенный вклад в теорию уличного гипноза внесли современные ученые-психологи, разработавшие определенные рекомендации контакта для бизнесменов, в рекламе и т. д. Ученые рекомендуют для формирования контакта всегда начинать с отождествления своего поведения с поведением клиента, используя технику подстройки к эмоциям, движениям, позе, миганию, дыханию, темпу речи и, главное, содержанию "проблемы" клиента. Для перевода контакта в раппорт необходимо умело применять вышеуказанные навыки подстройки и присоединения к бессознательным физиологическим функциям и идеомотор-ным движениям клиента. С учетом психологической ориентации восприятия и мышления клиента скрытые суггестивные команды следует оформлять для лучшего восприятия на его сенсорном психологическом языке. Все указанные действия выполняются для создания режима ведения (раппорта) психики и поведения клиента в соответствии с заранее составленным и преследующим конкретную цель сценарием "спектакля", и осуществляется раппорт изменением собственного поведения "гипнотизера" с адекватной бессознательной реакцией клиента.