Появление таких "пограничных" наук, как синергетика, энио-логия, социобиология, астропсихология, эталогия и многие другие - суть следствие этой всеобщей тенденции. Вместе с тем, следует отметить существующую настороженность официальной науки в отношении этих дисциплин, так как результаты, ими полученные, весьма нетрадиционны и в классические схемы не вписываются.
Так, например, под углом зрения синергетики, все самоорганизующиеся природные процессы, в которых конечный уровень энтропии качественно ниже исходного и, параллельно, появляются принципиально новые эмерджеитнью свойства - признаются в определенной мере "одушевленными". А это, как известно, автоматически зачисляет подобные выводы в багаж воззрения, именуемого "панпсихизмом".
Современное состояние общества отмечено хаотическими флуктуациями мысли, не переходящими в качественно новые устойчивые формы. Причина тому - отсутствие стержневой формы мышления, максимально соответствующей русскому менталитету. Широкий спектр политических и иных движений, - от демократов западного толка до студенческих кружков, - представляют собой лишь видимую часть процесса формирования новой, специфически русской духовности.Стремление же некоторых нынешних представителей интеллигентности втиснуть это! процесс в прокрустово ложе западных ценностей заведомо обречены на провал, ибо цивилизация Запада сформирована иным типом мышления, иным историческим развитием. Поэтому попытки привить западный тип мироощущения на русскую почву всегда, как показывает история нашего государства, проводились насильственными методами,вызывавшими недовольство народа, его отчаянное сопротивление, и завершалось кровавой вакханалией. Можно сделать вывод, что копирование западных моделей мышления в настоящий момент может означать окончательную гибель русской духовности.
По словам русского философа С. Н. Булгакова, пытавшегося в своих сочинениях "синтезировать" науку, философию и религию, метаистория есть "ноуменальная сторона того универсального процесса, который одной из своих сторон открывается для нас как история".
У Даниила Андреева метаистория - это "лежащая пока вне поля зрения науки, вне её интересов и её методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях инобытия, которые будучи погружены в другие потоки времени и в другие виды пространства, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимав мый нами как история. Эти потусторонние процессы теснейшие образом с историческим процессом связаны, его собою в значительной степени определяют, но отнюдь с ним не совпадают и с наибольшей полнотой раскрываются на путях именно того специфического метода познания, который следует называть метаисторическим". Второе значение слова "метаистория" -это учение об этих процессах инобытия, учение, разумеется, не в научном, а именно в религиозном смысле. Как видим, приведенные выше определения термина "метаистория" в значительной мере соответствуют особенностям психологического склада этих людей, первый из которых являлся религиозным философом с даром глубочайшего проникновения в суть событий и вещей, другой же - поэтом-духовидцем, создавшем многогранную и уникальную систему видения мира.
Именно мистическое понимание событий позволяет по новому взглянуть на движущие силы истории, придает глубину и особый ритм вполне, казалось бы, земным явлениям, внешне оазрозненным, на первый взгляд самодостаточным, однако, подспудно так тесно связанным, что ткань исторической действительности при более пристальном ее рассмотрении оказывается целиком сотканной из причинно следственных связей, на которые эти события оказываются нанизанными. Причем, зачастую причина и следствие здесь меняются -местами: как в рамках явления, динамику которого они задают, так и событий другого плана, с коим они, тем не менее, оказываются генетически связанными.
Вышесказанное иллюстрируется работой М. Байджента, Р. Лея и Г. Линкольна "Священная загадка" - исследованием, показывающим сложность исторического познания фактов, лишь вершиной айсберга выступающих на событийном плане, несущих мощную эзотермическую нагрузку и внешне не соотносящихся.
Говоря даже о мистическом понимании события как составной части метаисторического исследования, постараемся дать определение метаистории, откорректированное таким образом, чтобы являясь синтезом всех трех приведенных выше формулировок, оно не несло в себе информации, изложенной в форме oнезыблемой, однозначной смысловой конечности, не оставляющей мысли ни одного шанса на другой вариант восприятия, переосмысления и последующее развитие.
Метаистория - это архитектонический и синтетический процесс становления Духа в феноменальном и ноуменальном мирах и существующая между этими мирами взаимосвязь, воспринимаемая в земных условиях как циклы времени, т.е. определенной длительности моменты, в ходе которых высвобождается сила, необходимая для создания целостности.
Универсальность этого определения состоит в том, что позволяет исследователю выявить внутреннюю динамику явления, не озабочиваясь при этом синхронизацией собственной и традиционной хронологической традиции, ибо основным критерием здесь выступают рамки исследуемого творческого процесса, развертка которого произвольно проецируется на охватываемый ею интервал событий как земного плана так, возможно, и инобытия.
Метаистория и металогика - понятия органически взаимосвязанные. Вследствие этого, изучение одного невозможно без изучения другого. Сформулировав определение метаистории, постараемся уяснить, что представляют собой метаиеторические процессы, характеризующие метаисторию в действии.
Метаисторические процессы - это циклические процессы образующие живую ткань метаистории и придающие ей динамичное состояние. Следовательно, таким динамизмом должна обладать и металогика, именуемая здесь синкретным мышлением.
Новейшие исследования функций мозга позволяют предпо дожить, что подлинный динамизм процессов функционирования мозга заключается в спорадической деятельности его левого и правого полушарий: деятельности эмоционально-образной (интуитивной) и логической (вербальной). Отсюда следует определение секретного мышления, представляющего собой с физической стороны высокоактивную деятельность левой и правой гемисфер (полушарий} головного мозга.
Духовное обнищание, сопровождающее ход исторического разеития, видели многие философы .писатели, ученые. Однако лишь немногие старались отыскать глубинные причины этого явления. "Возрастающее господство принципов рациональности, - писал Д. Радьяр, -- дало человеку возможность мысленно проецировать свой внутренний порядок в мир. Но нужно отметить, что рациональный порядок интеллекта есть нечто иное нежели биологический порядок. Интеллект - лишь инструмент, который помогает человеку поднять свое сознание от физиологического до психологического уровня. Он не может наполнить человеческую жизнь витальным смыслом. Возникает разделяющий- индивидуализм, основывающийся на анализе, а не на синтезе; целостная же жизнь есть синтез". Так в чем же причина столь опасного развития земной цивилизации? Автор называет её: главенство интеллекта, базирующегося на анализе, а не на синтезе. По-другому этот принцип проявляется так: "Существует только то, что я могу обосновать логически". Вся жизнь етро ится на основании конструкций ума. всему дается оценка умом То, что не входит в понимание ума - не существует. Только то, что фиксируется умом, считается достойным жизни, то есть действительным. Ум постоянно требует пищи - бесконечная информация, поглощаемая человеком, поглощает его целиком, мешая мыслить самостоятельно. Игра ума становится уделом политиков. Игра умственного воображения - уделом искусства. Игра умом - уделом философов. Даже в богатых традициями религиозных учениях нет скоординированного подхода к этой проблеме. К тишине ума призывают восточные учения. Недостатки собственного мозга восполняются последними достижениями техники - вычислительными машинами, мыслящими роботами. Но существует и другая, диаметрально противоположная , но столь же извращенная тенденция - отрицание умственного развития в угоду ощущениям и интуиции. И этим грешат некоторые учения: "Превыше всего любовь, чувства. Познания порочны, мысли пагубны", - логика полностью отсутствует, мышление становится ассоциативным. Мысли текут, цепляясь одна за другую, отмечая происходящее, но не стремясь постичь его законы и причины. Интуиция, не подкрепленная логикой, также ущербна, как и логика, не выверенная интуицией.
Как мы видим, развитие логики необходимо в силу того, что она дает основу для рассмотрения реальности, помогает устранить субъективную эмоциональность и, таким образом, служит инструментом для выработки неэмоционального ума, являясь мощным средством очищения разума от иллюзий и ложных представлений. Но беда интеллектуальной логики в том, что она имеет дело с частями, и все интеллектуальные логические высказывания по сути своей - тавтология, ибо связывают суждения из области частей. При этом рассматривается, связаны ли части между собой причинно, что делает подобные высказывания ана-литичными и полностью приспособленными к механистическому пониманию мира. Это понимание с исключительной силой выражено в европейской цивилизации. Поскольку же логика, являющаяся следствием доминирующей деятельности левого полушария мозга, определяет преобладающий у людей тип мышления, необходимо подробнее остановиться на специфике подобного мышления.
Мышление живой материи и само существование и развитие живой материи имеют общую основу. И то, и другое являются противоречиями энтропии. В мышлении это противоречие выражается в поисках логичности. Основой логики являются понятия "да" и "нет", как якобы реально существующие и многократно проявляющиеся при ступенчатом анализе, конечно, и чаще всего весьма мало, даже когда... исследуется достаточно серьезная проблема. Поиск ответа сводится к выбору одного из множества возможных решений, тогда как наиболее правильное решение лежит между ними.