В первом случае человек субъективно чаще всего ощущает чувство покоя, приятной тяжести и тепла, а также легкой скованности и сонливости.
Во втором случае человек субъективно чаще всего ощущает чувство эйфории, легкости, воздушности и невесомости, голова ясная, такое ощущение, что никакого транса нет, так и хо-чется это сказать. Зато многомиллионная практика CК - терапии показывает, что некоторые пациенты могут испытывать не классические вышеуказанные ощущения, а совершенно иные и даже противоположные.
Объективные наблюдения показывают, что и в первом варианте, и во втором возникает повышенная способность пациента реагировать на внушение, а на глубоких стадиях в обоих случаях возникает полная зависимость характера и содержания восприятия пациента от СК-терапевта и эффект отсутствия тела. Но имеются и серьезные принципиальные различия.
В первом случае наблюдаются замедление дыхания и пульса (вплоть до остановки), падение кровяного давления, снижение активности пищеварительной и выделительной систем, снижение мышечного и вегетативного тонуса. При значительном повышении чувствительности к психологическим факторам наблюдается резкое понижение чувствительности к действию всех других физических факторов вплоть до полной к ним анестезии. Возникает избирательность в усвоении и переработке информации в зависимости от ее социальной значимости для пациента, его онтогенетического опыта предсуггестивных установок, а особенно от его отношения к СК-терапевту. С углублением состояния может возникать спонтанно или вызываться искусственно восшвидная гибкость мышц - каталепсия. По мере углубления состояния становится возможным возникновение сомнамбулического состояния, характеризующимся резким ухудшением восприятия посторонних раздражителей, кроме голоса СК-терапевта, которому он безраздельно подчиняется. В этом состоянии пациенту можно внушить различные галлюцинаторные "видения" и переживания, а также изменить характер реакций на любые раздражители по любому рецептору или органу чувств. Пациента можно заставить открыть глаза, ходить, танцевать, отвечать на любые вопросы, выполнять различные действия соответственно внушенной ситуации: плавать, собирать цветы или грибы, рыбачить, перевоплощаться в певца, музыканта или кого-либо другого. Пациенту можно внушить любой возраст, добиться полной потери болевой и иной чувствительности. Можно эффективно выполнять постсуггестивное программирование, можно расщеплять или умножать личность пациента, стирать или что-то записывать в постоянную память и демонстрировать многие иные феномены, характерные для глубоких состояний, как например, гипермнезию - повышенную способность припоминания.
Самое главное, что отмечают исследования В. М. Кандыбы (1972-1978), для первого психотехнического направления - это резкое возрастание биологической активности наиболее древних филогенетических структур мозга, что объективно наблюдается как процесс активизации феномена, так называемой "биологической саморегуляции".
Установлено, что в этих информационных режимах организм на фоне общего гармоничного торможения активизирует все жизненно важные восстановительные физиологические процессы, причина - это внутренняя биоморфологическая работа выполняется в максимально экономичном режиме (В. М. Кандыба, 1984). Поэтому "торможение" стало применяться в медицине, спорте и на производстве для ускорения процессов восстановления и реабилитации, например, в спорте - после тренировки; применение этой методики ускорило восстановительные процессы в 2,3 раза и сделало их более эффективными, повысив тренировочный эффект, что позволило увеличить объем и интенсивность спортивных нагрузок, а значит, повысить качество тренировочного процесса (В. М. Кандыба, 1984).
В медицине использование тормозных режимов дает уже само по себе устойчивый лечебный эффект только за счет активации механизмов биологической саморегуляции, что подтвердили массовые выступления известных врачей.
Второе психотехническое направление в информационной СК-терапии вызывает у пациента, чисто объективно, физиологические сдвиги, значительно отличающиеся от первого психотехнического варианта. Главное отличие - это резкое повышение общей чувствительности как к внешним, так и внутренним раздражениям. Происходит мобилизация и вскрытие резервных возможностей организма. Активизируется сердечнососудистая, дыхательная, выделительная, нервная и все, без исключения, другие системы и органы. Организм начинает работать в специфическом мобилизационном режиме. Остается только удивляться, что мировая наука раньше не могла открыть СК. Хотя давно было ясно, что раз существуют два отличающихся естественных вида сна: медленный (тормозной) и быстрый (мобилизационный), то и трансовых типов должно быть, как минимум, два. Думаю, Россия обязана была значительно раньше, еще в 30-х годах, открыть и исследовать СК, но, видимо, помешали этому собачки Павлова. Иначе, чем еще можно объяснить тот факт, что до сих пор ни в одном медицинском вузе нашей страны СК-терапия не изучается, а лечить-то надо людей, а не собачек.
А теперь несколько слов об осложнениях, которые могут наблюдаться в СК-терапии. Во-первых, следует отметить необходимость хорошей общеврачебной и клинической подготовки СК-терапевта, тогда будет хорошо понятен характер болезненного состояния пациента и врач легко справится с любым, неожиданно возникающим осложнением.
Часто бывают случаи, когда пациент из СК входит в обычный сон и засыпает. Тогда необходимо разбудить пациента и продолжить спокойно сеанс. Если же пациент не просыпается (а бывают и такие случаи), то следует сильно нажать 3-5 сек на точку в междубровье, затем на точку в верхней части середины верхней губы (под носом), затем на точку под подбородком, затем вновь вернуться к точке между бровями, нажать и резким толчком головы со словами "Проснитесь!" разбудить пациента. Если пациент не просыпается, то необходимо восстановить раппорт, для чего попробовать, чтобы он пошевелил правой рукой, затем ногами, затем при счете "три" резко открыл глаза и проснулся. В этом случае, если пациент все равно не проснется, следует разрешить ему поспать спокойно 30-40 минут и все повторить.
Иногда у истерических пациентов (чаще пациенток) во время сеанса может случиться истерический припадок, который выражается в том, что наблюдаются судороги, вскрикивания, бессвязные фразы или восторженная декламация, всхлипывания и даже рыдания. Также пациент может вскакивать, пытаться куда-то бежать, хохотать и т. д. СК-терапевт должен жестко императивным тоном успокоить пациента, при необходимости разбудить и вернуть в исходное положение.
В случае, если у пациента возникли галлюцинации и реализуются сложные формы поведения: пациент вскакивает, что-то говорит, что-то сильно переживает, то СК-терапевт должен по возможности дать пациенту минут 20-30 на выход этих реакций, ведущих к облегчению и катарсису. При необходимости СК-терапевт устанавливает с пациентом контакт и выводит его из этого достаточно глубокого состояния, хотя опыт многих восточных школ не рекомендует вмешиваться в характер протекаемых реакций и переживаний, отмечая в самом факте их протекания серьезный лечебный эффект, на основании концепции о том, что природа умнее врача, раз организм как саморегулирующаяся система так себя ведет в этом лечебном состоянии, значит, мозгу пациента виднее. Следует отметить, что на Востоке вообще большое значение придается собственным восстановительным возможностям организма пациента, а задача врача - создать режим наиболее благоприятный для протекания этих аутоиммунных процессов или, как сейчас принято говорить, мобилизовать естественные резервные психофизиологические защитные механизмы.
Для предотвращения осложнений во время сеанса следует не допускать на них лиц в нетрезвом состоянии, хулиганов и лиц с некоторыми психическими заболеваниями, например, бредовыми формами психозов, все психотические формы, пациентов психопатического склада с перверзионными сексуальными устремлениями.
В заключение следует отметить необходимость сочетания суггестивных лечебных методов с медикаментозным лечением, лечебной гимнастикой и физиотерапией, диетой, трудовой терапией и другими средствами информационной СК-терапии.
Таким образом, мы видим, что техника информационного СК-воздействяя требует специальной подготовки, обширных знаний и серьезных практических навыков.
Вопрос: А как используют гипноз в современной медицине?
Ответ: Использование гипноза в медицине относят к двум разделам медицины - медицинской психологии и психотерапии. В психотерапии применение гипноза выделено в самостоятельный раздел - гипнотерапию. Врач, использующий гипноз в своей медицинской практике, может быть любой медицинской специализации: и психиатр, и хирург, и невропатолог, и окулист, и психотерапевт, и эндокринолог и т. д., но если гипноз для данного врача является не дополнительным, а основным методом лечения, то такого врача называют "гипнотерапевт".
В современной медицине гипноз рассматривается, как временное состояние сужения сознания, вызываемое устойчивой концентрацией внимания и специальными действиями врача. Возникающее суженное состояние сознания характеризуется серьезным изменением психологических и физиологических характеристик организма. Прежде всего изменяется внушаемость, что проявляется, в зависимости от глубины гипноза, в нарастании подчиняемое пациента врачу и снижении волевого контроля пациента над происходящим.
Гипноз в медицине применяется с древних времен, более того, любое лечение всегда сопровождалось самовнушением и гетеросуггестией. Самыми древними врачами в истории человечества были шаманы и жрецы: и те, и другие строили все свои действия на трансе. Поэтому древняя медицина была вся тран-совая, ничего без транса не делалось. С возникновением религии опять все здание религии построили на трансе. Есть два вида религии - первый, это когда верующий занимается самовнушением или молитвой (в разных религиях - молитва или священные звуки, или священные заклинания, мантры и т. д. - разные) и второй, это когда на верующего воздействует трансом служитель культа (или священник и т. д.) по специально разработанной технике и в специальных местах (церковь и др.). Например, современные христианские священники для создания состояния сужения сознания и возникновения повышенной внушаемости и транса применяют специальные красивые помещения - церкви; церемониальную магию - специальные торжественные культовые церемонии; суггестивную внешность - яркие, но строго красивые наряды; кодирования - в виде эмоциональных проповедей и песнопений; элементы наркотранса - специальные трансгенные курения, окуривания, смазывания ароматическими трансгенными маслами; элементы самокодирования - в виде личных и совместных молитв; предсуггестию - в виде исповеди; прямую суггестию - в виде индивидуальных бесед; косвенный гетерогипноз - через молитву иконам и скульптурам; опосредованный гипноз и магию - через "святую" воду, "святые" мощи, "святые" амулеты, "святой" хлеб и вино, совместные праздничные шествия; постсуггестию - через "чудесные" купания, посещение "святых" мест и т. д.; кроме того, современные христианские священники используют музыку, книги, журналы, газеты, радио, телевидение, даже танцы и эстрадные шоу, собирая на свои "сеансы" - проповеди целые стадионы и цирки...