Итак, внушаемость, как считал и Бехтерев, есть явление, свойственное всем и каждому. Оно глубоко коренится в природе человека и основано на прямом или опосредованном влиянии слова и других внушенных психических импульсов на ход мыслительных процессов, на действия и поступки, а также на все другие многочисленные физиологические и психические функции организма.
В современной медицине под внушением понимают подачу информации, воспринимаемую без критической оценки и оказывающую императивное влияние на течение нервно-психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.
Внушение - это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым 'опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность внушенных установок (Д. Узнадзе).
Любое внушение должно обязательно быть уверенным, максимально искренним и правдивым. Любые признаки неуверенного внушения полностью снимают весь внушаемый эффект.
Содержание внушения всегда социально детерминировано, так как оно определяется идеологией, моралью и общественной ситуацией того общества, в котором находятся все участники процесса внушения. Человек - существо общественное, а не только социально-биологическое, поэтому следует обязательно знать общественные, политические и иные взгляды, симпатии и антипатии внушаемого лица, не вызвать психологическое сопротивление, повышение активности сознания и, как следствие, полный выход из состояния суженного сознания, то есть состояния повышенной внушаемости.
Поэтому многие СК-специалисты вообще избегают в беседе с внушаемым личных оценок общественной ситуации, вопросов политики, экономики, нравственности и т. д. Но в любом случае следует помнить о влиянии социального окружения внушаемого, так как в случае отставного внушенного эффекта, его результативность будет во многом определяться контрвну-шающей ситуацией среды обитания внушаемого, и в случае обнаружения "помех", СК-специалист обязан предпринять необходимые меры.
В момент любого общения, как прямого, так и опосредованного, возникают четыре сложнейших психофизиологических процесса - "внушение", "согласие", "сопротивление" и "контрвнушение". Как мы уже говорили, "внушение" - это абсолютное некритическое восприятие информации прямо в подсознательные структуры мозга.
"Согласие" - это способность внушаемого в моменты активных вспышек сознания "согласиться" с внушением. То есть, в те моменты общения, внушение не проникает прямо в подсознание внушаемого и для обработки воспринимаемой информации у внушаемого включаются и активизируются ранее суженные зоны сознания, возникает временный режим активного нормального восприятия и тогда мозг внушаемого в основном peaгирует только на логические умозаключения и эмоциональный фон общения. В этом случае верификационный и, следовательно, результативный эффект внушения зависит от того, "согласится" или не "согласится" внушаемый с истинностью и доказательностью приводимой аргументации. В случае, если СК-спе-циалист не знаком с психотехникой рациональной психотерапии и методом "психоаналитического" убеждения, то у внушаемого происходит процесс активации деятельности всей коры головного мозга и он полностью выходит из состояния суженного сознания. То есть возникает обычное нормальное критическое восприятие любой информации и таким образом возникает реальная угроза срыва всего процесса внушения.
"Сопротивление" - это существующая у каждого человека биологическая способность к устойчивому поддержанию и сохранению так называемого "психофизиологического гомеостаза". Здесь речь идет о том, что в процессе восприятия информации у каждого человека существует определенный биологический порог, предохраняющий организм от "засорения" избыточной, "повреждающей" и "нервной" информацией. Это то, что СК-специалисты называют "психологическим сопротивлением" или "психологическим барьером" человека, которые надо обязательно преодолеть, если вы хотите что-то кому-то внушить.
"Контрвнушение" - это объективно существующие свойства личности, которые в процессе любого общения стремятся осознанно или неосознанно влиять на процесс общения с целью влияния на партнера по общению. Это естественное свойство личности, в норме, позволяет сохранять личность в социуме. Но у очень многих людей контрвнушаемость развита настолько, что они всегда, в любой обстановке и при любых обстоятельствах, стараются навязать и внедрить в сознание своего партнера по общению только свои мысли, идеи, аргументы и т. д. - при этом совершенно игнорируя ту информацию, которую пытается навязать "противник". Иногда такие люди, как правило, склонные к лидерству и навязыванию своих мыслей всем и каждому, причем в любом удобном случае (как только "найдут свободные уши"), в процессе общения могут игнорировать не только любую важную для себя информацию, но и действовать явно во вред себе, лишь бы "навязать свое". Люди с сильной, почти патологической, контрвнушаемой "зацикленностью", часто встречаются среди различных религиозных сектантов-фанатиков, среди экстрасенсов-психотерапевтов, среди "убежденных" коммунистов и демократов, среди "идейных" экстравертов разных специальностей и др. Как правило, активность таких людей постоянно направлена "во вне", то есть они всё пытаются переделать, причем по-своему. В явлении психологического сопротивления и контрвнушаемости выделяют четыре составляющих: физиологическую, эмоциональную, волевую и неосознаваемую. О физиологической составляющей я уже говорил, здесь речь идет о естественном биологическом барьере по механизмам гоме-остаза. А вот эмоциональная составляющая очень интересна. Оказывается, что "сопротивление" и "контрвнушаемость" (то есть желание сохранить свои убеждения и навязать их собеседнику) на 60 % (В. М. Кандыба, 1883) зависят именно от эмоциональной составляющей, а именно - на сколько "симпатичны" или "несимпатичны" друг другу участники "общения". С древних времен люди научились использовать эту закономерность, например, участником "общения" подставляли красивую девушку, без комплексов, и "противник" не мог "сопротивляться". Или, например, еще более сильный способ снижения эмоциональной устойчивости личности и автоматического появления чувства взаимной симпатии - совместный прием алкоголя. Выпили вместе... и все "вопросы" решаются, в том числе и те, с которыми "противник" никак ранее не соглашался. И, наоборот, можно загубить любые "переговоры", если "партнер" вызывает явную антипатию. Поэтому во всем мире при общении принято улыбаться, следить за своей привлекательностью, внешностью и как-то стараться "понравиться", иначе никакие другие последующие "аргументы" не сработают. Но самой сильной эмоциональной "зажигательной смесью" является совместное использование обоих стрессфакторов - "девушки" и "вина", редко кто "сопротивляется" такому "аргументу". История знает немало тому примеров, когда великие императоры, цари, полководцы, мудрецы и т. д. не устояли перед такого рода "аргументами" и проигрывали "вещи", о которых потом могли сильно сожалеть и которые каким-либо другим способом, включая пытки! добиться от них было невозможно... Умные, сильные, опытные - а "проигрывали"! А уж если "симпатия" перерастет в "любовь" или выпивка "выполнена" несколько раз, то с "противником" можно делать вообще все, что угодно...
Волевая контрвнушаемость действует на сознательном уровне психики и выражается в анализе внушаемой информации, сопоставлении ее со своими установками, социальным и иным опытом, убеждениями, взглядами, принципами, возрастными особенностями психики, характером, темпераментом, волевым тонусом и др.
Неосознаваемое "сопротивление" и "контрвнушаемость" вызываются неосознанным чувством исходного сомнения, недоверия и критичности, изначально присущие участникам "общения", как свободным личностям, подчеркиваю, свободным! и которые начинают действовать автоматически в той или иной степени выраженности.
Групповое "сопротивление" и "контрвнушаемость" во многом зависят от состава группы, степени единства ее целей, установок, мотивов, эмоционального фона, интересов, уровня образования, уровня исходной внушаемости, чувства симпатии к выступающему и его высказываемым мыслям, общего социального фона и т. д. Например, если общий социальный фон социума негативен, то любая группа людей к любому выступающему будет заранее относиться чуть более скептично, чуть более критично и т. д., поэтому выступающий сразу должен стать на сторону социальных взглядов аудитории, иначе весь последующий "материал" аудиторией не будет воспринят и, наоборот, если в аудитории нет единства социальных взглядов, то нельзя, категорически, их касаться вообще...