Внушение аффективно, когда у внушаемого затруднена возможность верификации информации, например, при неожиданности сообщения, а также в тех случаях, когда недостаточно развиты или ослаблены критические способности: при астении, суженном сознании, в гипнозе и др. Поэтому мы наблюдаем повышенную внушаемость у лиц суеверных, отсталых, истощенных, наркоманов, больных импотенцией, астенизированных соматогенными заболеваниями или психогенными воздействиями, у некоторых психопатов, находящихся в состоянии аффекта и др.
Внушающее влияние раздражителя будет сильнее, если вызываемое им действие усилится уже имеющимися представлениями. Таким образом, внушаемость может оказаться избирательно повышенной лишь в отношении определенного круга представлений.
Внушение, производимое действием или каким-либо процессом, называют реальным внушением. Если же внушающее лицо пользуется речью, то говорят о словесном или вербальном внушении.
Различают внушение прямое и косвенное. При прямом внушении осуществляется непосредственное влияние речью на внушаемого. Прямое внушение может реализовываться либо непосредственно вслед за приказом, либо при условии действия добавочного раздражителя (становящегося условнорефлектор-ным благодаря произведенному внушению), - после произнесенного внушения и действия заданного раздражителя. При прямом внушении внушаемый всегда четко понимает и определяет источник информации, то есть хорошо понимает кто ему говорит. А вот в глубоком пассивном СК или во сне наступает вначале частичная, а затем по мере развития глубины СК и полная амнезия (забывание) самого акта восприятия речи и источника речи. Гипнотику кажется, что наступившее действие является самостоятельно спонтанно возникшим явлением, мотивы которого ему неясны.
При косвенном (или опосредованном) внушении воздействне на внушаемого осуществляется не прямо, а опосредованно через добавочный раздражитель, наделяемый новым информационным значением, благодаря выполненному прямому внушению с ссылкой на этот добавочный раздражитель. Например, внушаемому говорят, что он избавится через 10 минут от головной боли, всегда, когда примет одну таблетку предлагаемого "лекарства". Человек берет от врача лекарство и идет домой, а если у него через несколько дней заболит голова, то он принимает данное ему "лекарство" (плацебо) и голова через 10 минут действительно перестает болеть. Это и есть действие косвенного внушения, которое следует строить так, чтобы представления внушаемого совпадали с выполняемым внушением. Следует заметить, что выписывание рецепта лекарства, без внушающего разъяснения его действия, значительно снижает его эффективность.
А теперь рассмотрим вопросы внушения и внушаемости в СК.
с Внушаемость - это степень восприимчивости к внушению, определяемая способностью подчиниться внушающему воздействию. Противоположное внушаемости свойство - это критический анализ. Внушаемость - это готовность изменить свое поведение не на основании разумных, а логических доводов, а по одному лишь предложению, которое может исходить от любого человека, группы людей или иных прямых или опосредованных суггесторов. При этом внушаемый не отдает себе ясного отчета в анализе ситуации. Подчиняясь внушению, он продолжает считать свой образ действия как бы результатом собственной инициативы и собственного решения.
Внушаемость зависит от особенностей внутренней и внешней среды внушаемого и является изменчивой характеристикой личности индивида, зависящей от состояния психофизиологии внушаемого в данный момент и величины внешних суггестирующих факторов. К числу свойств личности, коррелирующих с феноменом внушаемости, следует отнести: впечатлительность, покорность, доверчивость, слабость аналитического и логического мышления, развитое воображение, медленный темп психической деятельности, низкая самооценка, неуверенность, неопределенность, чувство собственной неполноценности, робость, стеснительность, тревожность, повышенная эмоциональность, экстравертивность, подавленность и угнетенность, склонность к мистицизму, религиозность, восторженность, искренность, стремление к новым впечатлениям и авантюрность, одиночество, повышенная сексуальность, влюбчивость, истеричность, чувство опасности и незащищенности, коммуникабельность, сенсорный голод и т.д.
В некоторых случаях, когда пациент уже подвергался гипнотическому воздействию или лечению, у него при встрече с СК-специалистом, автоматически, в силу уже сформировавшихся представлений и трансового опыта возникает пассивное СК. Пассивное СК следует применять и по отношению к лицам с парадоксальной восприимчивостью. В этих обоих случаях можно применить для тестирования и одновременно повышения исходной внушаемости следующий тест:
Пациента усаживают на стул в свободной расслабленной позе и просят положить обе руки на свои бедра ладонями вниз. Затем пациента просят внимательно смотреть на свою правую кисть и прочувствовать как она тяжелеет и тяжелеет. Затем следует внушение, что вся правая рука стала очень тяжелой, словно налилась свинцом. Спустя 20-30 сек следует потрогать правую руку на подъем и слегка приподнять. По ощущению тяжести и сопротивлению можно судить о степени внушаемости. Чувство тяжести легко вызывается, поэтому тест беспроигрышный, и любой пациент убеждается в "влиянии" врача, что в дальнейшем способствует эффективному лечению, особенно в тех случаях, когда рука пациента "приклеивается" к коленям.
Прежде чем рассмотреть психотехнику кодирования психофизиологических реакций и поведения человека, ознакомимся с теорией "функциональной системы" Петра Анохина.
По Анохину, любой целенаправленной деятельности предшествует принятие решения путем анализа и синтеза афферентной информации, имеющей четыре источника и неодинаковые значения: биологическую мотивацию (инстинктивные потребности - пищевые, половые, оборонительные и др.), обстановочную афферентацию (условия окружающей среды), пусковую афферентацию (непосредственный стимул реакции) и память (информация, зафиксированная жизненным опытом).
Афферентный синтез заканчивается формированием программы действия, которая состоит из двух принципиально различных элементов: афферентной программы действия, т. е. определенной последовательности набора нервных команд, поступающих на исполнительные приборы - эффекторы (скелетные мышцы, железы, внутренние органы); акцептора результата действия, т. е. нейронной модели предлагаемого результата, к которому должно привести данное действие.
Осуществление программы действия приводит к результату, который оценивается организмом с помощью обратной афферентации, т. е. обратной связи. Это звено замыкает сложную разомкнутую дугу в кольцо. Информация о реально полученном результате сравнивается с прогнозом, закодированном в акцепторе результата действия. В случае, если полученный результат соответствует ожидаемому, данная "функциональная система" прекращает свое существование, так как это значит, что цель, стоявшая перед организмом, достигнута.
Согласно концепции функциональных систем кодирование представляет собой вмешательство в афферентный синтез. Модель психического состояния формируется в СК - это функциональная система, временно стабилизированная для получения "фокусированного полезного результата" с точки зрения внушенного образа или мотива. Афферентный синтез идет в следующих направлениях:
- последствиями кодирования затормаживается реальная импульсация и дезактуализация;
, - целенаправленно активируются энграммы того или иного состояния, которые могут быть как результатом непосредственного опыта, так и итогом опыта других.
Вмешательство в сферу мотивации может быть непрямым, когда формируется психическое состояние и естественно включается тот или иной мотив, или же прямым - при кодировании.
На основе активированных энграмм и мотивов создается соответствующий акцептор результата действия и программа действия, которая включает подготовку внутренней среды организма и систем, формирующих внешнюю активность. При этом следует учитывать возможное влияние остаточной реальной импульсации и мотивации. Оно может быть особенно значительным в неглубоких СК, а также в тех случаях, когда реальная импульсация почему-либо является чрезвычайно сильной. Чаще всего влияние в определенной степени складывается на функциональном обеспечении программы действия. В этих случаях имеется нечто среднее между кодированным (внушенным) и реальным воздействием. Поэтому внушаемый эффект может быть тем больше, чем меньше противоречивой импульсации поступает из окружающей среды (Л. Гримак, 1988).
А теперь рассмотрим некоторые общие вопросы информационного действия кодирования.
Информационные воздействия на организм человека подразделяют на внешние и внутренние или биологические. Ранее мы рассмотрели биологическое (внутреннее) информационное воздействие и проанализировали в нем следующие составляющие: генетическую информацию, иммунологическую информацию и оперативную (нервную) внутреннюю информацию. А теперь рассмотрим технику организации и использования внешней информации для эффективного целенаправленного воздействия на организм человека.
Теория и практика информационной СК-терапии подтвердили гениальные открытия Бехтерева о том, что основным психотехническим методом целенаправленного кодирующего информационного воздействия на человека является метод образования искусственного информационного автоматического физиологического сдвига (в России из-за преждевременной гибели Бехтерева этот метод больше известен как метод образования условного рефлекса).