Русы верили, что способность шамана к высасыванию во многом зависит от количества его помощников (их могут быть сотни) и от их силы. Его магические стрелы принимают свой истинный вид, когда он находится под действием транса; тогда он видит их, как различные зооморфные образы, парящие над ним, сидящие на его плечах и торчащие из его костюма. Шаман видит, что они помогают сосать тело пациента, через каждые несколько часов он пьет сому, чтобы сохранить их силу, так, чтобы они не покинули его. Для высасывания шаман пользуется трубчатой костью, похожей на трубку.
В процессе высасывания шаман обязательно совершает ритуальное путешествие в Верхний и Нижний миры, где и развертывается его драматическая борьба с враждебными духами. Обычные переживания шамана - это невыразимый экстаз и благоговение перзд второй реальностью мира, которая ему открывается. Его переживания похожи на грезы наяву, на галлюцинации, которые он ощущает реальными и в которых он способен контролировать свои действия и выбирать свои пути. Находясь в трансе, шаман бывает поражен реальностью того, что ему открывается и представляется. Во время своих необыкновенных путешествий, шаман сохраняет контроль над направлением пути, но не знает, что ему будет открыто. Он становится исследователем неведомого мира - мужественным и уверенным. Шаман становится ясновидящим в темноте и даже с закрытыми глазами он может видеть на любом расстоянии и прозревать события прошлого, настоящего и будущего. А великие Небесные шаманы могли изменить настоящее и будущее силой своей воли. Вот как один современный шаман описывает обретение им "силы": "Неожиданно во время изучения профессии шамана я заболел и мне стало печально и грустно до слез. Я стал чувствовать себя очень несчастным, все невыносимо болело - и душа и тело, я чуть не покончил с жизнью, так как вынести эти душевные и физические муки стало невозможно. И вдруг, в один прекрасный день, я проснулся утром и ощутил в себе сильную и необъяснимую радость. Все во мне пело в восторге и наслаждении, и душа и тело. Через несколько минут я почувствовал физически, что я уже не ученик, а настоящий шаман. Мое мировосприятие резко изменилось, я стал видеть и слышать реальность иным непосредственным образом. Я ощутил полное родство и понимание всего, что меня окружает. Я стал остро, сопереживательно понимать язык, желание и душу всех живых и даже неживых предметов, я достиг озарения и ощущения волшебного света в своем мозгу и во всем теле. Я стал ощущать прямую родственную физическую связь с невидимыми силами Неба и Земли и эти силы стали меня слушаться и мне помогать. В это утро все наблюдали вокруг моей головы яркое сверхъестественное бело-голубое свечение.
О феномене шаманов - сахов, да и вообще о мировом феномене шаманов много пишут современные исследователи.
Сообразно силе своих духов-покровителей шаманы бывают:
а) Простые - это разные истеричные, полоумные, юродивые и тому подобные странные люди, обладающие способностью толковать и видеть вещие сны, ворожить, лечить более легкиеболезни, прогонять мелких, пакостливых чертей; они лишены духа-покровителя и не могут справлять больших шаманств с барабанным боем, заклинаниями и принесением жертв.
б) Средние шаманы - это обыкновенные чародеи, обладающие волшебной силой в разной степени, сообразно своему таланту и силе своих духов-покровителей. Наконец:
в) Великие шаманы, покровительствующий дух которых ниспослан самим Богом - это могучие чародеи; их зовут благосклонно внимает сам властелин тьмы; таких шаманов может быть
одновременно только четыре во всей земле. В каждом регионе есть особые роды, отмеченные волшебной силой, среди которых время от времени появляется "великий шаман". Таким великим шаманом считался умерший недавно старик рода Ар-чинга. В последние годы жизни он, после смерти жены, всеми покинутый, жил одиноко вместе с такой же старой, дряхлой и волшебной, как и он сам собакой: он никогда ничем не занимался, ничего не делал, и хотя жил не богато, но всего у него было вдоволь, а ел он и пил лучше богатого, хотя не держал вовсе скота, все ему доставляли духи; достаточно ему было о чем-либо подумать, и сейчас же все являлось перед ним "из воздуха".
Говорят, что старик в молодости был очень красив, но под старость стал безобразен, как сам дьявол, его покровитель; о; могуществе его рассказывали чудеса; когда он шаманил, то, несмотря на его дряхлость и бессилие, от его прыжков, барабанного боя и рева дрожали стены, в то время он совершенно преобразовывался, молодел и, обыкновенно угрюмый и молчаливый, делался речистым и страстным; все очень боялись его, и достаточно ему было сердито взглянуть на что-либо, уходя с негостеприимного двора, как предмет этот, будь то человек, скотина, конь, изба и т. д. портились и гибли; поэтому все, к кому он пожаловал, принимали его и угощали как "первейшего господина". Старик мог проделывать все обычные фокусы шаманов: колол себя ножом, глотал палку, ел горячие уголья и т. д. Хороший шаман колет себя в трех местах: в темя, печень и желудок; нож вбивает по рукоять и иногда конец лезвия, пройдя насквозь виднеется на спине,. Когда он так проколет себя, тогда "солнце" (железный кружок, подвешенный на спине шамана) исчезает и он выплевывает его вместе с ножом. Бывали такие шаманы, которые, отрезав собственную голову, клали ее на полку, а сами танцевали. Один такой шаман мог делать этот фокус; раз, когда он шаманил, колдун (абтах), тут же присутствовавший, бросил на него, по злобе, наговор, чтобы шаман, сев на землю, не мог встать; тогда он очертил кругом себя на земле круг волшебной колотушкой, и, поднявшись вместе с кругом, принялся неистово прыгать и лягаться; ударив ногой колдуна, он подбросил его так сильно вверх, что последний прилип спиной к потолку и до тех пор не мог сойти вниз, пока упрошенный им Джерахын не отпустил его. Есть такие могущественные шаманы, что могут одновременно и самолично шаманить в трех домах, а где находится настоящий, никто узнать не в состоянии.
Хотя всем подобным фокусам удивляются и охотно на них смотрят, тем не менее от "настоящего шамана", требуют иных качеств. Хороший шаман должен обладать многими необыкновенными свойствами, но главное - тактом и умением производить на окружающих более или менее сильное впечатление. Он не кичлив, много о себе не рассказывает, не жаден и не требователен; в обращении с обыкновенными людьми у него незаметно ни особенного высокомерия, ни гордости, а скорее проглядывает сознательное чувство внутренней силы, перед которой невольно преклоняются окружающие и которая рождает к нему доверие и повиновение. "Тот не солжет, тот или откажется или поможет!" - говорят про такого.
Чем севернее шаманы, тем могущество их выше; женщины-шаманки могущественнее мужчин. Вообще женский элемент в колдовстве играет заметную роль. Часто шаманы, за неимением специального одеяния, надевали женское платье. Шаманы носят длинные волосы, которые зачесывают и заплетают поженски; общее поверье утверждает, что всякий более выдающийся шаман-мужчина способен рожать наравне с женщинами. Упомянутый выше старик родил несколько раз, и между прочим, родил щуку; другой шаман родил ворона, и роды были до того трудные, что он чуть не умер; рожают также чаек, утят, щенят и т. д. Весь ход колдовства носит какой-то любострастный характер, песни сплошь унизаны намеками и сравнениями, заимствованными из области половых отправлений, танцы постоянно переходят в неприличные жесты и движения. Многие шаманы гермафродиты, т. е двуполые; многие шаманы, мужчины и женщины, страдают однополой любовью. Психика любого шамана не может считаться нормальной.
В древности близко к шаманам стояли отчасти родня им - кузнецы. Кузнецы тоже могли лечить, давать советы и предсказывать, но знания их лишены волшебного характера: они просто умные люди, много знающие, у которых "пальцы особые". Кузнечат по большей части наследственно; в девятом колене кузнец уже приобретает кое-какие сверхъестественные качества, и чем более у него предков-кузнецов, тем качества эти существеннее. Духи вообще боятся бряцанья железа и шума раздуваемых мехов; один шаман не хотел шаманить, покуда не убрали из избы ящика с инструментами; да и после свою неудачу объяснял тем, что "духи боятся кузнеца". Только в девятом колене кузнец может без вреда для себя ковать железные украшения шаманской волшебной одежды и бубна, а также сделать духа - покровителя - медную пластинку с изображением человека, которую шаман вешает на груди, приступая к колдовству. "Если кузнец, выковывающий шаманские украшения, не имеет достаточного количества предков-кузнецов, если стук их молотков и блеск их огней не окружает его со всех сторон, то птицы с кривыми когтями и клювами разорвут его сердце". У таких почетных потомственных кузнецов инструменты "с душой", способны самовольно издавать звуки. На хорошее шаманское одеяние идет пуд железа. Платье шамана представляло собой кафтан из выделанной коровьей кожи, спереди настолько короткий, что не закрывает колен, а сзади длинный до самой земли; по краям и по всей поверхности этого кафтана, но только назади, нашито нечто вроде бахромы из пучков тонко нарезанной ровдуги; на этих ремешках укреплены погремушки и железки разной формы, имеющие особые для себя названия, места и символические значения.
Кафтан спереди гладок и завязывается на груди ременными завязками, а под шеей застегивается на пряжку. На нем спереди нашиты фигуры животных, птиц, рыб, зверей, всякие бляшки, эмблемы небесных светил, а также железки, изображающие части человеческого скелета и внутренностей. На севере, в случае отсутствия описанного выше костюма, надевали меховое, из выделанной телячьей кожи пальто, шерстью наружу, на котором иногда навешивают сзади некоторые более важные железки, как-то: оба "солнца", рыбу, иногда там, где у женщины груди, вешают две круглые жестянки, долженствующие изображать их. На голову на севере надевают женскую дорожную шапку с наушниками.