Повторный звук бубна является сигналом для начала работы в ШСС. Сибирские шаманы называют свой барабан "конем" или "каноэ", переносящем их в Нижний или Верхний Мир. Бой барабана - словно несущая волна в ШСС, поддерживающая в пути.
Значение барабана, как "верховой лошади", иллюстрируется стихами современных сибирских шаманов:
"О, мой разноцветный барабан,
Стоящий в переднем углу!
О, мой веселый и раскрашенный барабан,
Ты, что стоишь здесь!
Пусть твое плечо и шея будут сильными.
Слушай, слушай, моя лошадь - ты олениха!
Слушай, слушай, моя лошадь - ты медведь!
О, раскрашенный барабан, стоящий в переднем углу!
Моя верховая лошадь - самец или самка оленя!
Утихни, звонкий барабан,
Обтянутый кожей барабан,
Исполни мои желания.
Как на облаке, пронеси меня
Через страны сумерек, и под свинцовым небом
Пронесись, подобно ветру,
Поверх горных вершин".
Лaбopaтopные исследования покaзaли, что барабанный бой вызывает изменения центральной нервной[системы. Ритмическая стимуляция воздействует на активность обычно бездействующих областей мозга. Это связано с тем, что один удар барабана содержит много частот и поэтому он передает в мозг сигнал по большому количеству нервных окончаний одновременно. Кроме того, удары барабана обычно имеют низкую частоту, поэтому они передают в мозг больше энергии, чем высокочастотные инструменты.- Возможно, это происходит от того, что низкочастотные рецепторы уха лучше сопротивляются повреждению, чем нежные высокочастотные рецепторы, и оттого могут выдержать большие амплитуды звука до тех пор, пока не почувствуется боль.
Недавние исследования в области шаманских ритуальных танцев подтверждают и расширяют открытия о способности ритмического барабанного боя индуцировать измененное состояние сознания. Жалек и Ормстед обнаружили, что частоты барабанного боя в ряду частот волны тэта ЕЕ9 (от 4 до 7 циклов в секунду) преобладали во время вводящей в ШСС процедуры, где применялся барабан из оленьей кожи. Именно этот ряд частот обладает наибольшей эффективностью при наведении транса.
Может быть, удастся сопровождать такие исследования телеизмерениями ЕЕ9 шамана, когда он находится в ШСС. Похоже, что такие исследования приведут к открытию того, что ШСС обычно включает частоты тета, как и менее глубокий уровень частот альфа.
Звуки трещотки обеспечивают стимуляцию в мозгу волн более высокой частоты, чем барабанный бой; при этом, несмотря на высокую частоту, звук трещотки имеет достаточно низкий амплитудный уровень, чтобы не вызвать боли в рецепторах уха. Хоть шаман и может сам бить в барабан, полное погружение в ШСС требует помощника, которому шаман передает барабан для того, чтобы тот продолжал бить, тем самым поддерживая шамана в этом состоянии. Другая техника заключается в том, что помощник берет на себя весь барабанный бой, даже до того, как шаман войдет в ШСС. Однако шаману следует отрегулировать частоту ударов, потому что лишь он сам может выбрать для себя наиболее подходящий темп. Обычно трясут трещотку, начиная с медленного темпа и увеличивая его, когда считают это необходимым. Звук трещотки не только ведет барабанщика, но и дополняет звуки барабана более высокочастотными; когда шаман входит в ШСС, он уже не может трясти трещотку, поэтому барабанщик продолжает бить в барабан в том темпе, который был задан шаманом в последний раз.
Когда помощник шамана исполняет весь барабанный бой - шаман не пользуется трещоткой. Вместо этого он задает темп пляской, ритмом звона колокольчиков и металлических украшений на его одежде. Барабанщик следует за этим ритмом. Это обеспечивает согласованность ритма звуков и движений тела шамана, поскольку, как замечает Широкогоров, "...пляска частично вызывает необходимость ритмических звуков".
Войти в ШСС помогает также пение песен силы, исполняемой шаманом. В каждом племени есть такая песня, мелодия и ритм которой остаются неизмененными, а слова каждый следующий шаман может писать заново,
Песни обычно бывают монотонными; их темп возрастает по мере того, как шаман приближается к ШСС. Они скрыто действуют на активность центральной нервной системы, подобно йоговскому дыханию. Часто шаману помогают войти в ШСС ученики, подхватывающие песню.
Слова помогают вызвать ШСС - они говорят о духах-хранителях и помощниках шамана, и подтверждают его силу и могущество.
Информационная составляющая ШСС включает в себя подтверждение абсолютной реальности того, что мы видим, слышим, чувствуем и другим образом испытываем в этом состоянии. Этот непосредственный опыт рассматривается шаманом не как фантазия, но как реальность. В то же время шаман отличает реальность ОСС от реальности ШСС и не смешивает их. Он знает, когда он находится в той либо иной реальности и меняет их по своему выбору.
Законы ШСС гласят, что животные, растения и другие феномены, встреченные в этом состоянии, вполне реальны в данном контексте и с ними возможно взаимодействие.
Этика ШСС требует глубокого уважения всех форм жизни и столь же глубокой скромности, вызванной пониманием нашей зависимости от животных, растений и даже неорганических форм вещества. Шаман знает, что люди подобны всем формам жизни, что все они - наши родственники. Это понимание шаман проявляет как в ШСС, так и в ОСС, подходя к иным живым и "неживым" существам с уважением и пониманием. Он признает их древность родство и особую силу.
Каким образом, шаман вступает в ШСС с уважением к природе, - к силам, присущим животным и растениям, - ведь они сумели пронести свою жизнь сквозь зоны существования планеты. Приблизившись к Природе в ШСС с уважением и любовью, шаман понимает, что ему откроется то, что невозможно понять в ОСС.
Многие сахи и сегодня еще сохраняют шаманский взгляд на мир. Этот взгляд выражен в утверждении одного саха:
"Для меня - вся Жизнь едина. Мир, в котором я живу, - это мир человека и в нем все животные, птицы, насекомые, и каждое живое существо, как и деревья, и растения, которые также имеют жизнь, ибо формы, в которых мы их обычно видим, - это всего лишь маскарад. Но сказано, что все эти существа и эти живые вещи, которые разделяют искру жизни с нами, людьми, конечно, имеют другие дома, где они живут в образе людей, подобно нам. Поэтому обо всех этих живущих вещах надо думать, как о людях, и иногда их можно видеть в их собственной форме, даже на Земле. И если их убивают, то душа этого существа может вернуться в свой собственный мир, который она больше не сможет покинуть, но потомки этого существа займут место в человеческом мире, поколение за поколением".
и Даже при дневном свете можно научиться видеть по шамански необычайный аспект естественного феномена. Например, ниже описан способ чтения камня. Но спасла сосредоточьтесь на вопросе, на который бы вы хотели получить ответ. Затем просто погуляйте по дикой местности, пока ваше внимание не привлечет на земле камень размером в два кулака. Поднимите его и отнесите к тому месту, где вы можете удобно расположиться с ним. Войдите в СК-1.
Положите камень на землю перед собой и спросите о том, на что вы хотите получить ответ. Тщательно изучайте поверхность камня до тех пор, пока вы не сможете увидеть одно или несколько живых существ, образованных линиями камня, трещинами и другими неровностями. Это может занять несколько минут.
Когда вы будете удовлетворены тем, что обнаружили одно или несколько животных, растений, насекомых, лиц, человеческих форм, или других существ на поверхности камня, - подумайте о том, что камень хочет вам ответить на заданный вам вопрос. Запомните ответ и переверните камень. Повторите с обратной стороной камня тот же самый трансовый процесс созерцания и размышления, что и с предыдущей стороной. Если камень достаточно велик - вы можете воспользоваться таким же образом и другими его гранями.
Далее подумайте спокойно, как можно соединить сообщения от различных граней, чтобы вместе они образовали сообщение, являющееся ответом на ваш вопрос. Затем почтительно и с благодарностью верните камень в то место и положение, где вы его нашли.
Когда у вас будет достаточно шаманского опыта, вы сможете использовать этот метод, чтобы помочь другому человеку. Заставьте его сделать все вышеописанное; единственная разница заключается в том, что вы поможете ему прочитать ответ на вопрос. После того, как вы изучите все стороны - дайте ему первому описать и проанализировать то, что он видит. Затем дополните его наблюдения своими собственными. На основе своего опыта вы можете помочь ему соединить ваши выводы, Затем переверните камень и повторите этот процесс для каждой его стороны. В заключение этот человек может сам сделать вывод из осмотра всех четырех сторон.
Очевидно, что есть и сходство, и различие между этим методом и тестом Роршаха или психоаналитическим методом свободных ассоциаций. Различия в этих методах не делают шаманскую технику хуже. С точки зрения шамана в этом камне существуют животные и люди. В мире шамана нет места фантазии. Для него в природе все имеет скрытую, необычайную реальность. Следуя путем шамана, учишься видеть ее. Шаманская поэма сахов иллюстрирует описание:
"Вещи, которые видит шаман,
Все, что существует, живет
На крутом берегу реки.
Есть голос, который говорит.
Я видел обладателя этого голоса.
Он поклонился мне,
Я говорил с ним,
Он отвечал на все мои вопросы
Обо всем, что существует, живет.
Маленькая серая птица,
Маленькая синяя грудка
Поет в дупле ветки дерева,
Она выражает пляски своих духов,
Поет шаманские песни.
Дятел на дереве -
Это его барабан.
У него барабанный клюв.
И дерево качается,
Вскрикивает, как барабан,
Когда топор кусает его бок.
Все эти вещи отвечают и на мой зов.
Все, что существует - живет!
Фонарь ходит вокруг.
У стен этого дома есть языки,