Немало дошло до нас упоминаний солнечных космических богов той поры. Это боги поздние, они уже имели свои персональные имена и, как правило, свои "свиты" или окружение из божеств и духов (наподобие земных царей).
10. Сварог - бог неба, отсюда, кстати, наши выражения "свара", "свариться" - ругаться, браниться, быть, как небо в
ненастье. Даждьбога называли "огонь Сварожич".
11. Связан со Сварогом Стрибог - бог воздушных течений и стихий. Видимо, именно ему подчинялись ветры, одного из них называли Ветер, другого Ураган и т. д. Название двух ветров дошли до нас. Это Погода (Догода) - легкий, приятный западный ветерок. Не случайно все остальное состояние атмосферы, кроме названного, именуют непогодой. Посвист (Позвизд или Похвист) - старший (или повелитель) ветер, живущий на севере. Изображался в огромном развевающемся плаще. В сказках Позвизда иногда заменяет Соловей-разбойник, образно воплотивший всю злую и разрушительную силу ветра.
12. Каждому из главных племенных богов, какими являлись Даждьбог и Световад, были присущи черты бога Солнца, с другой стороны, и этим богам и Солнцу придавали свойства мужские, свойства Рода (Ярилы). Однако у русов был собственно бог Солнца, имя ему Хоре.
От древних корней "хоро" и "коло", означавших круг, солярный знак солнца, образуются слова "хоровод", "хоромы" (круговая застройка двора), "колесо". Некоторые русы, жившие на юге, называли себя потомками солнца (бога солнца) - сколотами. Самый известный царь носил имя Колоксай, то есть царь солнечного народа, или народа, происходящего от солнца.
Хорсу посвящены два очень крупных праздника в году (связанные также со Световидом, Ярилой-Яровитом и т. д.) - дни летнего и зимнего солнцестояния в июне (когда с горы к реке обязательно скатывали тележное колесо - солярный знак солнца, символизирующее откат солнца на зиму) и декабре (когда чествовали Коляду, Ярилу и проч.)
Многие, даже из слышавших колядки, не знают, что обозначает слово "Коляда". Коляда - уменьшительно-ласкательное от "коло", солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького возраста ребенка пол ещё не играет никакой роли; само солнце у нас среднего рода). Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года (это древнее представление о ежегодном младенце не умерло по сей день. Оно перенесено на понятие "новый год". На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, летящего в космосе).
25 декабря (месяц студень), начинается поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло - колесо, круг - солярный знак солнца) представляли прекрасным младенцем, захваченным в плен золю ведьмою Зимою, которая превращает его в волчонка (ср. синоним волка - лютый - с древнерусским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Только тогда, когда будет снята с него волчья, иногда и других животных, шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), тогда Коляда явится во всем блеске своей красоты. Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день). Это время совпадает с сильными морозами (ср. Мора - смерть), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами духов и злых ведьм, которые скрадывают месяц и звезды. Все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым. Однако зимние святки - самый веселый разгул празднеств. В эти дни ряженые ходили во дворам, пели колядки - песни, прославляющие Коляду, дающего всем блага. Прославляли также благополучие дома и семьи (желали всего, "что хозяину нравно"), где колядовщики весело требовали гостинцев и подарков (вернее, отдарков за колядование), шутливо предрекая разорение скупым. Сами подарки - обрядовое печенье: баранки, коровки, козульки, пироги и караваи - символы плодородия. Каравай, например, символизирует тучность коровы (кравы).
В ночи зимних святок проходили гадания на будущий урожай, на приплод, а больше всего - на брачные союзы. Способов гадания - бесчисленное множество. Этот обычай идет от желания общения с древней богиней, которая представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, нить жизни, - Сречи (Встречи) - с целью узнать свою судьбу. У разных племен синонимы "суд", "рок", "доля", "судьба", "жребий", "кош", "приговор", "решение", "выбор" имеют одно и то же значение.
Среча - ночная богиня. Никто не видел, как она прядет, поэтому гадания проходили ночью. Чаще всего гадали на суженых. Предполагается, что обязанности богини судьбы у иных восточно-славянских племен выполняла Макошь, которая пок-оовительствовала домашним работам и, в том числе, прядению. Ча прялке зачастую изображали свое представление о мироздании, зашифровывая его в символы и знаки.
Если во время зимних святок ночами проходили гадания, то днями - ладины - сговоры невест, а затем и свадьбы.
С летним солнцеворотом связан праздник Купало. День летнего солнцестояния - важнейший праздник. В этот день солнце (Хоре, Коло) в нарядной колеснице из своего небесного чертога выезжает навстречу месяцу - своему супругу. День летнего солнцестояния - время наивысшего развития творческих сил природы. В это время Ярило или другие божества мужского семени выполняли свою миссию, ибо брошенное в землю зерно проросло, дало всходы. Поэтому Ярило, Купало (купа - куст, сноп растений, травы) могут и должны умереть до следующей весны.
В ночь на 24 июня был обычай не спать: караулить встречу месяца с солнцем, чтобы видеть, как "солнце грае". Уходили на ритуальные холмы, называвшиеся по-разному, или на поляны у рек, жгли костры, пели, водили хороводы, ручейки. Прыжки через костры были одновременно испытанием ловкости и судьбы: высокий прыжок символизировал удачу в замыслах. С шутками, притворными плачами и непристойными песнями сжигали соломенные куклы Ярилы, Купалы.
На рассвете все участвовавшие в празднике купались, чтоб снять с себя злые немощи и болезни.
В купальскую ночь, по преданиям, происходили всякие чудеса: цвели редкие загадочные травы - разрыв-трава, папоротник и т. д.; открывались невиданные клады. Нечисть - ведьмы и колдуны - тоже предавались всяческому разгулу, скрадывали звезды, месяц и проч.
Даждьбог - один из наиболее известных богов - наш дед, предок, пращур, прародитель. Это бог, дающий, податель земных благ, а также бог, охраняющий свой род. Он дал человеку все главное (по космическим меркам): солнце, тепло, свет, движение (природы или календарное - смену дня и ночи, времен года, лет и т. д.). Даждьбог был больше, чем бог солнца, он обозначал то, что мы называем "весь белый свет". К тому же, как и все родовые боги, нес светлое, творческое мужское начало, небесное начало, в отличие от темного, женского, рождающего, земного. Метафорически его называют "огонь Сварожич". Сва-рог - бог неба (как космоса), значит, Даждьбог - огонь (свет) небесный.
Белбог - также хранитель и податель добра, удачи, справедливости, счастья, всех благ.
Древний ваятель сделал статую Белбога с куском железа в правой руке (отсюда - правосудие). Издревле известен был подобный (испытание железом) способ восстановления справедливости. Подозреваемому в каком-либо проступке давали в правую руку раскаленный кусок железа, велев с ним пройти шагов десять; того, чья рука оставалась невредима, признавали правым.
Такие испытания, кажущиеся нам сейчас жестокими и бессмысленными, производились на Руси. Не случайно богу, вершившему правосудие, приносили кровавые жертвы, чтоб он не допустил страшной для человека кары: быть осужденным и, тем более, осужденным несправедливо. Тяжела казнь, но еще тяжелее бремя позора. Понятие "клеймённый железом" издревле было равнозначно "клеймённый позором". Отсюда мы узнаем, что верховные боги несли еще одну функцию - Высшего Судьи, Совести, Ревнителя Справедливости, а также Бога Карающего, охраняющего народ от нравственного падения.
Праздники в честь Световида начинались по окончании жатвы, в августе. Приносили в дар богу собранные с полей, садов и огородов плоды. Жрец наполнял рог Световида молодым вином, символизировавшим полноту урожая будущего года. В жертву Световиду приносили множество молодых животных, которых съедали тут же во время пира.
Световид, как и Даждьбог, обозначал то, что мы привыкли называть "весь белый свет".
Ругевит - верховный бог одного из племен. Статуя Ругеви-та была сделана из огромного дуба, а храм представляли стены из красных ковров или красных тканей. У Ругевита было семь лиц. На его поясе висели семь мечей с ножнами, а один меч он держал в правой руке. Ругевит стоял на страже жизни своего племени.
Этих богов, которых разные племена считали своими предками, пращурами, покровителями и воинственными защитниками племени своего рода и народа, изображали с ярко выраженными мужскими атрибутами, воинственными, всевидящими небесными предками племени.
Во время празднований летних святок изготавливали из травы чучело Ярилы с ярко выраженными мужскими атрибутами и мужским фаллом. Корень слова "яр" связывался с мужской силой, мужским семенем, с рождением.
Чем-то близок всем этим богам Перун, громовержец. У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния (тетушка Маланьица; молнии и стрелы называли также перунами), Град, Дождь, русалки и водяные, ветры, которых четыре, как и четыре стороны света. Отсюда день Перуна - четверг (ср. "после дождичка в четверг", "чистый четверг"), иногда ветров семь, девять, двенадцать или просто много (древнерусское "Перун есть многъ").
Перуну и другим богам, олицетворяющим силы природы, служат богатыри, волоты. Если они разгуляются, то с гор камни выворачивают, деревья валят, реки запруживают завалами. Таких героев разной силы в славянской мифологии множество: Горыня, Верни-гора, Валигора, Вертигор, Дубыня, Дубодер, Вер-тодуб, Вырвидуб, Елиня (ель), Лесиня (лес), Дугиня (дуги гнет), Бор, Верни-вода, Запри-вода, Поток-богатырь, Усыня, Медвед-ко, Соловей-разбойник (ураганный ветер), Сила-царевич, Иван Попялов (Пепел), Святогор, Вода и т. д.