Смекни!
smekni.com

Арийский гипноз (стр. 96 из 119)

В 1645 г. умер царь Михаил и царем стал его сын Алексей (1645-1676 гг.). В царствование Алексея Михайловича Московское царство постепенно укреплялось и набирало силу.

В 1654 г. Богдан Хмельницкий присоединил к Московскому царству южнорусские земли.

В 1671 г. было разгромлено восстание донских казаков под предводительством Степана Разина, который решил "дать всем волю", но был предан, пойман и казнен.

В 1676 г. на 47-м году от роду скончался царь Алексей Михайлович, оставив детей: Феодора, Иоанна и Софию, родившихся от первой супруги - Милославской, и Петра - от второй супруги - Нарышкиной. Феодор стал царем (1676- 1682 гг.) и после шестилетнего правления умер бездетным. Правителями были назначены 16-летний Иоанн Алексеевич и 10-летний Петр Алексеевич, а царевна Софья назначена их руководительницей.

В 1689 г. Петр заключил свою сестру Софью в монастырь и стал править один, а брат его Иоанн до конца жизни (1696 г.) не вмешивался в дела.

Царь Петр I энергично взялся за укрепление государства. В 1696 г. Петр I взял крепость Азов и чуть южнее построил новую крепость - порт Таганрог. Затем Петр I отправился на полтора года за границу, чтобы лично посмотреть, что из иноземных достижений можно внедрить и в России. Вернувшись в Россию, Петр I выполнил много разных прогрессивных преобразований.

В 1700 г. Петр I проиграл под Нарвой сражение шведскому королю Карлу XII, а в 1703 г. положил начало городу Петербургу и крепости Кронштадт. В 1709 г. Петр I разгромил под Полтавой шведскую армию Карла XII, Карл с Мазепою и другими приближенными еле успел сбежать в Турцию.

В 1721 г. по Ништадскому миру России отошли Лифляндия (ливы), Эстляндия (эсты), Ингрия и часть Финляндии с г. Выборгом. Сенат 20 октября 1721 г. присвоил царю Петру титул "императора" и звание "Великого". С этого момента Россия стала называться империей.

Умер Петр Великий в 1725 г., успев отвоевать у Персии Баку и Дербент, что восстановило наше господство над Каспийским морем.

После Петра Великого царствовала два года его жена Екатерина I, затем Петр II, затем Анна Иоанновна (1730-1740 гг.), затем Елизавета Петровна (1741-1761 гг.), затем полгода Петр III, а затем на трон заступила его жена - Екатерина II.

Одновременно в Порусье немцы отвоевали город Короле-вец и переименовали его на немецкий лад в Кенигсберг, а Порусье переименовали вначале в Бранденбургию, а затем в Пруссию. Наибольшую известность получил третий прусский король - Фридрих Великий (1740-1786 гг.).

Екатерина II царствовала 34 года и старалась во всем подражать Петру Великому, значительно укрепив и расширив границы империи за счет таланта знаменитых русских полководцев - Румянцева, Орлова, Потемкина и Суворова.

На 67-м году жизни императрица Екатерина II умерла и императором стал ее сын Павел I, процарствовавший 5 лет.

В эти годы к России добровольно присоединились Грузия, Мингрелия и Имеретия.

В 1801 г. на русский престол заступил Александр I Павлович (1801-1825 гг.), который разбил Наполеона в 1812 г., опираясь на талант знаменитых русских полководцев - Кутузова, Багратиона и Барклая-де-Толи. А в 1814 г. русская армия взяла Париж, где Александр провозгласил Францию королевством и возвел на престол Людовика XVIII.

Путешествуя по югу России, Александр I в возрасте 48 лет, 9 ноября 1825 г. в г. Таганроге имитировал свою смерть и таинственно исчез при загадочных обстоятельствах, переодевшись в простого странника.

После этих событий на престол заступил его брат Николай I Павлович, которого в 1855 году сменил Александр П Николаевич, подписавший 19 февраля 1861 г. "Манифест о прекращении крепостного права". При Александре II империя увеличилась за счет Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока.

В 1881 г. император Александр I! был убит террористами. Престол наследовал его сын Александр III Александрович, царствовавший 14 лет.

В 1896 г. на престол заступил император Николай II Александрович, который вместе с семьей был зверски убит в 1918 году.

В 1922 г. руководителем страны стал коммунист Иосиф Джугашвили (Сталин). Новый руководитель впервые за последние века восстановил власть империи во всем мире, но был мученически убит заговорщиками в 1953г.

Пришедший к власти Хрущев развенчал успехи Сталина и объявил его преступником, а сам предложил губительные для империи реформы. Тогда его ближайший ученик Леонид Брежнев организовал заговор и устранил Хрущева со всех высших постов.

Став руководителем мировой империи, Леонид Брежнев разделил собственную страну на два класса - "коммунистов" и "простых" людей. Коммунисты находились, в основном, на руководящих должностях, а "простые" люди героически работали. Простые люди стали приспосабливаться и воровать все подряд. Многие превратились в приспособленцев - говорили одно, делали другое, а думали третье.

В 1985 году к власти в империи пришли откровенно уголовные ставленники Западных финансовых кругов во главе с Михаилом Горбачевым и Александром Яковлевым! Уровень "жизни в нашей стране и других странах империи резко ухудшился.

С распадом Русской империи земная цивилизация лишилась нравственной сути, смысла и цели существования... Весь мир превратился в одну огромную банду из уголовников и их заложников - "простых" людей-труженников, чаще всего влачащих жалкое полуголодное существование, кроме тех, кто этих уголовников обслуживает.

В 1991 г. на остатках мировой империи к власти пришел вышедший из КПСС Борис Ельцин. Став президентом России, Борис Ельцин не смог остановить распад империи.

С уменьшением русского духовного и нравственного прессинга на мировое сообщество во всем мире и у нас в стране, набирает силу строительство новой, экономизированной цивилизации на абсолютно преступных основаниях и полном отсутствии разумного смысла. Ослабление древней силы и целей "Великой Русской идеи" в становлении и развитии мирового сообщества приводит к непредсказуемым катастрофическим последствиям, что мы и другие народы Земли почувствуем уже в ближайшие годы...


Кандыба Дмитрий Викторович - "Арийский гипноз"

Воображение "экстрасенсов" и учение об
иллюзиях и галлюцинациях

В русской и мировой нетрадиционной медицине стали много говорить о так называемой "болезни экстрасенсов", когда у большинства вроде бы психически нормальных и даже в определенном смысле талантливых людей вдруг проявляются "экстрасенсорные способности". И вот неожиданно для окружающих, например, врач-академик или юрист-аналитик заявляют своим близким, а иногда и во всеуслышание, что у них неожиданно, якобы "чудесным" образом или при конкретных удивительных обстоятельствах (например, при встрече с НЛО) вдруг обнаружились "экстрасенсорные способности". Появившиеся новые "способности" проявляются, со слов вновь испеченных "экстрасенсов", прежде всего в "контактах" с "Космосом", "НЛО", "Высшим разумом", "видениях" и "ясновидении", "голосах" и "яснослышании" и т. д.
Считаю своим долгом в этой связи прокомментировать эти явления, в их абсолютном большинстве, как обыкновенные иллюзии и галлюцинации, часто с манией величия, паранойи и элементами шизофренического бреда.
Но для объяснения своей точки зрения поклонникам "экстрасенсов" хочу поподробнее рассказать о феномене иллюзий и галлюцинаций, так как абсолютное большинство населения не совсем хорошо знакомо с этими очень сложными медицинскими явлениями.
Наиболее интересные исследования в области иллюзий и галлюцинаций провели наши русские ученые - В. М. Бехтерев, В. X. Кандинский, С. П. Рончевский, Е. А. Попов, В. А. Гиляровский, В. М. Кандыба, М. И. Рыбальский и др.
Принято считать, что 10-20% населения хотя бы один раз в жизни отмечала у себя феномен галлюцинации. Кроме того, галлюцинации встречаются у 20-30% психически больных, особенно при психозах, а также у здоровых лиц в виде единичных кратковременных эпизодов при легких изменениях сознания, соматических страданиях, в дремотных и просоноч-ных состояниях, в трансовых (СК) и психоделических состоя-ниях, в суженных состояниях сознания, в состояниях религиозного или иного экстаза, при аффектах страха (особенно в детстве), гнева и т. п., а теперь, как выяснилось, еще и у "экстрасенсов". Так что теперь можно предположить, что если человек называет сам себя "экстрасенсом", то это, видимо, надолго...
На мой взгляд, наиболее четкое теоретическое объяснение иллюзиям и галлюцинациям дал М. И. Рыбальский в своем, ныне классическом, труде "Иллюзии и галлюцинации" (1983г.).
Иллюзия - это ошибочное, искаженное, извращенное, имеющее естественное или неестественное внешнее оформление, сопровождающееся большей или меньшей аффективной реакцией субъективно-реперцептивное ощущение или восприятие объективно существующего предмета, явления или действия.
Различают следующие виды иллюзий:
1. Иллюзии физические и физиологические.
2. Элементарные неврологические иллюзии ощущения.
3. Иллюзии органические (дисметаморфопсии и др.).
4. Иллюзии рефлекторные (синестезии).
5. Иллюзии функциональные (парейдолические).
6. Иллюзии психические (психогенные, аффективные).
7. Иллюзии трансовые (СК-иллюзии, внушенные в СК-2 приоткрытых глазах).
8. Иллюзии при синдромах помраченного сознания.
9. Иллюзии ложного узнавания.
10. Иллюзии интерпретативные, бредовые, аутосуггестивные.
11. Иллюзии психоделические (возникающие в результате приема психоделиков, специальных гипервентиляционных или иных дыхательных упражнений и др.).
12. Иллюзии предсмертные (возникающие в процессе умирания).
13. Иллюзии "сенсорного голода".
14.Иллюзии устойчивой концентрации внимания
Галлюцинация - это феномен, при котором кажущийся образ (зрительный, слуховой, тактильный и др.) возникает вне помрачения сознания, при отсутствии реального внешнего раздражителя; более или менее связан с предшествующим расстройством мышления и выражает это расстройство; проецируется в воспринимаемое пространство и ассимилируется им (вступает во "взаимоотношение" с реальными объектами); оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Поэтому к истинным можно отнести элементарные галлюцинации, галлюцинозы (кроме органических), функциональные и рефлекторные галлюцинации, возникающие вне помрачения сознания. К истинным галлюцинациям не относятся: фотопсии и акоазмы, органические галлюцинозы, эйдетические образы, образы сновидений и внушенные СК-галлюцинации, все галлюцинаторные феномены состояний помраченного сознания, галлюциноиды и псевдогаллюцинации, психические галлюцинации.
Различия между иллюзиями и галлюцинациями сводятся к тому, что возникновение иллюзий связано с фиксируемыми в данный момент органами чувств и искажаемыми в сознании действительными ощущениями или восприятиями объективных предметов, явлений, действий и др., а галлюцинации возникают вне указанной связи, являясь до деталей воображенным вымыслом или полностью интенсифицированным представлением.
Некоторые иллюзорные и галлюцинаторные феномены не имеют между собой существенных различий, а многие другие существенно отличаются друг от друга. Клинические наблюдения показывают, что в большинстве случаев при наличии аффективных, психогенных и примыкающих к ним аутосуггестив-ных галлюцинаций, а также при галлюцинациях помраченного сознания тщательное обследование обычно позволяет выявить одноименные и однотипные иллюзии. Вместе с тем при наличии иллюзий аналогичного генеза одноименные галлюцинации имеются не всегда, и только дальнейшее развитие болезни приводит к переходу иллюзий в галлюцинации. Степень вовлеченности сознания и мышления при возникновении обоих феноменов остается в этом случае одинаковой. Следовательно, перечисленные иллюзии и галлюцинации отличаются друг от друга только по масштабам, объему патологического творчества. Наоборот, любые иллюзии принципиально отличаются от псевдогаллюцинаций, неполных псевдогаллюцинаций (галлюциноидов), большинства галлюцинаций и галлюцинозов истинных (непомраченного сознания).
Особо должны рассматриваться соотношения между неврологическими (органическими) иллюзиями (микро- и мак-ропсии, расстройства схемы тела, другие психосенсорные мнимоощущения) и органическими галлюцинациями (Бонне, Лермитта и др.). Здесь имеет место, с одной стороны, различие в масштабах патологического творчества и степени вовлеченности мышления, а с другой - сходство, обусловленное влиянием на формирование феномена органической патологии.
При клиническом сопоставлении любых иллюзий и галлюцинаций следует понимать главное, что галлюцинация - это субъективное переживание, в момент возникновения которого не имеется воздействия какого-либо соответствующего ему конкретного реального объекта (зрительного, слухового и др.), в то время как иллюзия, также субъективное переживание, всегда представляет собой искажение объективной реальности.
Несколько слов о структуре клинической оценки иллюзий и галлюцинаций. К основным общим критериям относят: состояние сознания; степень условного соответствия клиники галлюцинаций тому или иному уровню единого процесса познания; состояние мышления, интеллекта, критики, эмоциональной сферы; "взаимоотношения" галлюцинаций с личностью больного и др. К основным частным критериям относят: состояние внимания; степень навязчивости, насильственности, чуждости, сделанности, сенсорности; положение и локализация галлюцинаций во времени и пространстве; степень естественности (реалистичности) галлюцинаторного образа, его реальности для субъекта и взаимосвязи с объективным окружением; степень определенности и законченности галлюцинаторного образа; "взаимоотношения" галлюцинаций с однородными (галлюцинациями иного типа) и разнородными (сверхценными идеями, бредом и др.) феноменами; связь галлюцинирования с рецепторными функциями.
К вспомогательным признакам относят: статичность и динамичность; стабильность и лабильность; телесность и прозрачность; объективные признаки галлюцинирования; изменчивость галлюцинаций под влиянием различных воздействий (физических, фармакологических).
Рассмотрим подробнее основные общие критерии клинической оценки иллюзий и галлюцинаций:
1. Состояние сознания. Говорить о ясном сознании можно лишь тогда, когда нет каких-либо нарушений со стороны психики и сохраняются способности правильно, адекватно воспринимать и отражать окружающую объективную реальность; ориентироваться в характеризующих ее категориях; осмысливать и фиксировать в памяти новую информацию; объективно анализировать собственные ощущения и восприятия; последовательно, логично мыслить; творчески целесообразно вмешиваться в происходящие вокруг явления. Как мы видим из этого определения сущности ясного сознания, сознание "экстрасенсов" не удовлетворяют этим требованиям. Поэтому в СК-терапии принято различать "изменение состояния сознания" от "помрачения" уже в клиническом понимании.
Наиболее значительное нарушение сознания, его помрачение, отмечается у "экстрасенсов" при иллюзиях и галлюцинациях онирического, делириозного, онейроидного, сумеречного, аментивного синдрома, а наименьшее изменение встречается при галлюцинозах, псевдогаллюцинациях, психических галлюцинациях.
Клиника иллюзорных и галлюцинаторных переживаний, входящих в структуру того или иного синдрома помраченного сознания, почти полностью определяется характером этого синдрома. Помрачение же сознания, которое мы отмечаем у "экстрасенсов", присоединяется к клинической картине психоза, протекающего с иллюзиями и галлюцинациями, существенно меняет их проявление. Именно поэтому "экстрасенсы" всегда не просто зациклены на каком-то ложном учении или неадекватной интерпретации реальности, а почти всегда безумно агрессивны с сопутствующей симптоматикой "недержания речи" и "словесного поноса", а часто просто бреда. Не подлежит сомнению, что между галлюцинациями, феноменологически близкими, но возникающими при непомраченном и помраченном сознании "экстрасенсов", недопустимо ставить знак равенства. Это феноменологически сходные, но физиологически, патогенетически, патоки-нетически различные симптомы. Нельзя объединять в одну группу истинных галлюцинаций вербальные обманы "экстрасенса", больного шизофренией, и "голоса", которые слышит "экстрасенс" в делириозном состоянии. При тех и других такие свойства галлюцинаций, как локализация в пространстве, сенсорная яркость, чувство реальности для "экстрасенса" могут быть почти идентичными; несмотря на это, упомянутые галлюцинации представляют собой различные феномены. Все сказанное в равной степени распространяется и на иллюзии "экстрасенсов", наблюдаемые при непомраченном и помраченном сознании. При помрачении сознания у "экстрасенсов" прежде всего меняется характер нарушения критики к иллюзорным и галлюцинаторным переживаниям. Так, если, например, при шизофрении (наиболее, кстати, распространенной болезни среди "экстрасенсов") некритичность "экстрасенсов" обусловлена расстройством "Мышления, паралогичной оценкой собственных переживаний, бредом о "контактах с Космическим Разумом" или самим Господом Богом, то при психозах, протекающих с помрачением сознания, некритичность полностью зависит от этого помрачения и развивается параллельно с ним и адекватна ему по степени и глубине. Характерно, что иллюзии и галлюцинации, наблюдаемые у "экстрасенсов" при помрачении сознания, феноменологически мало чем отличаются друг от друга и часто имеют неестественный, фантастический сюжет, например, "встреча с НЛО" или "встреча с Учителем" и т. п. Иллюзии же при непомраченном сознании у "экстрасенсов" более реалистичны, и так же, как галлюцинации, могут соответствовать бредовым убеждениям "экстрасенса". Типичным в таких случаях можно считать то, что бред опережает по времени иллюзии и галлюцинации, предопределяя их сюжет. Аффективная реакция (возмущение, страх, злость и др.) здесь вызывается в первую очередь бредовой убежденностью, а не галлюцинациями, лишь подтверждающими бред. Вне помрачения сознания у "экстрасенсов" чаще бывают слуховые обманы, реже зрительные иллюзии и галлюцинации, а при синдромах помраченного сознания зрительные обманы превалируют над слуховыми, причем для возникновения зрительных иллюзий и галлюцинаций требуется большая степень нарушения сознания, чем для слуховых. Указанные обстоятельства объясняются разной степенью связи зрительных и слуховых феноменов с образным и абстрактным мышлением.
2. Процесс познания. Каждый из полиморфно проявляющихся феноменов-иллюзий, галлюцинозов, истинных и псевдогаллюцинаций в статике и динамике больше или меньше соответствует разным уровням познавательного процесса. Признавая здесь преобладание патологии представлений и понятий, трудно исключить патологию восприятий и ощущений, поэтому при любых иллюзиях и галлюцинациях следует говорить и о меньшей или большей вовлеченности мыслительного процесса и мышления в целом, вплоть до его выраженной патологии, которую мы всегда наблюдаем у многочисленных авторов бульварной литературы по псевдоэкстрасенсорике, заполнившей все уличные лотки отечественных книготорговцев. Яркий пример патологического мышления - книга "экстрасенса" Л. "Диагностика кармы". Вы только вдумайтесь в само название! Сумасшедший написал, а сотни, может и тысячи, других сумасшедших с серьезным патологическим мышлением, все это не без удовольствия читают...
Психиатры давно связывают сущность иллюзий и особенно галлюцинаций, их природу с расстройством мышления, поскольку это феномены рассматриваются как "продукт мышления". Прямая зависимость характера иллюзий и галлюцинаций от состояния мыслительного процесса, неразделимость их с этим процессом подтверждается, в частности тем, что преобладающее развитие второй сигнальной системы, по сравнению с первой, ведет к относительному увеличению частоты слуховых галлюцинаций, которые связаны с понятийным мышлением и словесными ассоциациями, поскольку человек мыслит в основном словесно. Поэтому слуховые галлюцинации относительно ближе к сфере абстрактного, а зрительные - к сфере образного мышления. Так, при меньшей частоте галлюцинаторных переживаний у детей, слуховые обманы встречаются у них реже, чем зрительные, так как мышление детей более образное и больше опирается на зрительный информационный канал.
Следует отметить, что с развитием мышления в последние столетия резко уменьшилась частота галлюцинаторных феноменов, это связано с ростом культуры населения, уменьшением числа истерических психозов, индуцированных и суггестивных галлюцинаторных переживаний, а также интоксикационных и инфекционных психозов, для которых более типичны зрительные обманы.
Клиническое различие степени вовлеченности образного и абстрактного" мышления при зрительных образных и слуховых вербальных галлюцинациях обусловливает то, что при вербальных галлюцинациях легче возникает сложная бредовая концепция, чем при зрительных, поскольку словесное мышление имеет больший диапазон "экстрасенсорного творчества", чем образное. Сущность, особенности проявления и степень усложнения каждого иллюзорного и галлюцинаторного феномена находятся в прямой зависимости от наличия, характера и уровня его связи с патологией мышления.
3. Состояние интеллекта. От степени сохранности интеллекта так же, как от контактности, доступности, критичности "экстрасенса" зависят точность, определенность и правдивость его рассказа об испытываемых галлюцинациях и соответствие это- го рассказа действительным галлюцинаторным переживаниям. Кроме того, более или менее сложные галлюцинации могут рассматриваться в качестве патологического творчества "экстрасенса", зависящего от его интеллектуальных возможностей, сохранности сферы представления и понятийного мышления. Параллельно с оскудением мышления и снижением интеллекта ослабевают и совсем исчезают сначала слуховые и зрительные псевдогаллюцинации, затем слуховые галлюцинации и галлюцинозы и, в последнюю очередь, - зрительные галлюцинации и галлюцинозы. Галлюцинации непосредственно, внутренне связаны с умственной деятельностью и являются элементом умственного творчества "экстрасенса". Поэтому и содержание видений и образов у "экстрасенсов" носит специфическое "экстрасенсорное" содержание - это "контакты" с чем-либо необычным (НЛО, Богом, гуру и т. п.), ложное мнение о наличии у себя необычных способностей (ясновидения, левитации, про-скопии и т. п.) и др.
4. Состояние критики. Степень и характер критического отношения "экстрасенса" к иллюзиям и галлюцинациям может проявляться в виде ряда вариантов, при которых:
а) критика сохранена полностью, имеется сознание собственной болезни и понимание, что галлюцинаторный образ кажущийся, т. е., по выражению В. X. Кандинского, "обмануты только чувства";
б) критика сохранена частично (с пониманием, что галлюцинаторный образ кажущийся, но с отсутствием сознания болезни);
в) критика эпизодична (отсутствует в момент галлюцинирования и проявляется вне галлюцинаторных переживаний);
г) имеются критические сомнения (с попыткой выяснить действительность существования галлюцинаторного образа, возможность его появления, с частичным пониманием нелепости образа или формальным обозначением галлюцинаций словом "кажется", "мерещится" и др.);
д) критика полностью отсутствует, т. е., по выражению В. X. Кандинского, оказываются "обманутыми" не только чувства, но и сознание.
Следует отметить, что у большинства знакомых мне лиц, заболевших "экстрасенсорной болезнью", критичность по отношению к появившимся у них иллюзиям и галлюцинациям, полностью отсутствует. Они на полном серьезе утверждают, что "чувствуют течение Энергии в теле", или с непритворной убежденностью рассказывают о своих "контактах с Космосом" или НЛО, многие "видят ауру" и некие "чакры", а некоторые занимаются "иглоукалыванием" и бредят, ссылаясь на китайцев, какими-то "точками и меридианами"..., я уж не говорю про "колдунов", "ведьм", "вампиров" и лиц, "ощущающих порчу" или "сглаз" или их "снимающих" с самым серьезным видом и т. п. Полное отсутствие критики у большинства вновь испеченных "экстрасенсов" обычно отмечается при наличии галлюцинаторно-параноидного синдрома, включающего иллюзии или истинные или псевдогаллюцинации, связанные с бредом.
5. Эмоциональная сфера. Эмоциональная реакция "экстрасенсов", возникающая при появлении галлюцинаций, может выражаться в виде:
а) радостного, ожидаемого, заинтересованного отношения с установлением различных "взаимоотношений" с галлюцинациями (диалога, "контакта", спора, бегства, нападения, защиты и т. п.);
б) испуга, тревоги, страха, вызванных фактом галлюцинирования (например, когда "экстрасенсу" кажется, что кто-то в автобусе "сосет у него энергию" и т. п.);
в) испуга, страха, ужаса, злобы и враждебности, связанных с содержанием галлюцинаций (например, когда "экстрасенсу" показалось, что "его преследует КГБ" и т. д.);
г) безразличия к галлюцинациям, свыкания с ними;
д) неописуемого сладостного восторга, давно ожидаемой чудесной встречи, например, с Богом, мистического "просветления", "озарения", "принятия благодати" и т. п.
6. Личность. Для правильной оценки соотношения личности экстрасенса и галлюцинаций необходима прежде всего квалификация отношения "экстрасенса" к собственному "Я", его понимания социально-биологического положения собственного "Я" в объективном мире. Речь идет об идентификации в сознании "экстрасенса" его действительной личности с личностью, участвующей от его имени в переживаемой им галлюцинаторной композиции. Например, при опирических и делириозных состояниях "экстрасенс" полностью отождествляет себя в болезненных переживаниях с собственной личностью, называя себя действительным именем, фамилией, правильно указывая свою профессию и т. п.; при онейроидном синдроме "экстрасенс", также ощущая себя участвующим в галлюцинаторных переживаниях, чувствует себя другим человеком, с другим именем, фамилией, родом занятий. Кроме того, "экстрасенс" может участвовать в "галлюцинаторных действиях" от первого лица или видеть себя соучастником галлюцинаторного сюжета со стороны.
Психопатология личности у лиц, заболевших "экстрасенсорной болезнью", ярче всего проявляется, когда эти люди начинают называть себя "Сыном Бога", "Богом", "Инкарнацией Бога Кришны", "колдуном", "магом", "экстрасенсом", "целителем", "проводником Энергии Бога", "ясновидящим", "леви-татором", "обладателем третьего глаза", "контактером", "гуру", "преподавателем курсов по экстрасенсорике и ясновидению", "преподавателем, открывающим у своих учеников третий глаз", "астрологом", "человеком, пребывающим в иных измерениях", "йогом, открывающим или развивающим у себя чакры", "преподавателем йоги", "священником или адептом какой-либо религии" (не путать с просто верующим, здесь речь идет уже о "профессионале"), "демократом" и т. п. Психиатры знают, что если даже самый уважаемый пока человек, даже академик, всерьез начнет говорить о "меридианах", "энергии", "чакрах", "контактах", "инопланетянах", "астрологии" и т. п., то этот человек уже серьезно психически болен и, как правило, вылечить его уже невозможно, более того, "экстрасенсорная болезнь" обладает свойством быстро прогрессировать... На сегодня только в нашем центре, единственном в мире, мы излечиваем от этой "болезни века". Наш адрес: г. С.-Петербург, ул. Малая Морская, д. 9, к. 34, тел. (812) 219-11-98, профессору Д. В. Кандыбе.
А теперь несколько слов о частных критериях клинической оценки иллюзий и галлюцинаций.
1. Состояние внимания. Оценка состояния внимания галлю-цинанта и влияние пассивности или активности внимания на галлюцинации связана с такими основными общими критериями, как состояние сознания, интеллекта, критики, эмоциональной сферы, значимость содержания галлюцинаций для личности, и с такими основными частными критериями, как степень насиль-ственности, чуждости, естественности, чувство реальности галлюцинаторного образа.
При анализе галлюцинаторного феномена следует попытаться определить, на каком фоне он развивается: на фоне пониженного тонуса и психической инактивности или повышенного тонуса и психической активности. Интенсивность галлюцинаций, кроме того, меняется при усилении или ослаблении внимания, связанном с изменением активности интеллектуальной деятельности или изменением нагрузки на "галлюцинирующий анализатор". Например, при напряжении внимания к галлюцинаторным переживаниям, возникающим при закрытых глазах, они усиливаются. Отвлечение внимания обычно ослабляет, а напряжение активного внимания (прислушивание, всматривание и др.) усиливает слуховые и зрительные обманы при галлюцинациях органических и интоксикационных. Псевдогаллюцинации (вербальные и зрительные) при напряжении внимания к ним также усиливаются. Здесь можно провести аналогию с произвольными представлениями, для вызывания которых необходимо сосредоточение внимания. В отдельных случаях у одного и того же галлюцинанта при напряжении активного внимания некоторые галлюцинации усиливаются, а" некоторые - исчезают, что может указывать на различный генез этих галлюцинаций. Например, напряжение внимания ведет к исчезновению иллюзий и галлюцинаций, возникающих при засыпании или пробуждении (просоночных состояний), при других состояниях, связанных с фазой сна или сновидным помрачением сознания. Если псевдогаллюцинации усиливаются при напряжении внимания, то галлюцино-иды (неполные псевдогаллюцинации) от напряжения внимания, как правило, исчезают.
Необходимо отметить, что любая концентрация внимания на каком-либо внешнем или внутреннем объекте приводит к резкому уменьшению общего психологического поля внимания, что обязательно приводит к изменению сознания и порождает, так называемые, "суженные состояния сознания", которые и являются психофизиологической базой для дальнейшей трансформации сознания. Если фиксированное внимание гал-люцинанта продолжать устойчиво, но без напряжения! удерживать на одном предмете, то автоматически возникает процесс автономной устойчивой концентрации внимания с образованием по работающему анализатору или органу чувств - доминанты торможения в той части коры головного мозга, где локализованы данные рецепторы (зрительные, слуховые, тактильные и т. д.). Образование устойчивого очага торможения в коре головного мозга автоматически вызывает в прилегающих участках коры легкое возбуждение. Такой процесс устойчивой концентрации внимания, приведший к концентрации сознания и образованию устойчивого очага торможения (доминанты) в коре головного мозга, называется медитацией. Именно это состояние и является психофизиологической базой для возникновения иллюзий и галлюцинаций. Поэтому именно к этому состоянию сознания через управление вниманием и стремятся мистики и оккультисты всех мастей, чтобы получить "видения" (галлюцинации).
2. Навязчивость, насильственность, чуждость, сделанность. Эти критерии оцениваются в единстве и раздельно. Возникновение галлюцинаций всегда непроизвольно. Степень их навязчивости, неотступности, насильственности может быть различной. Чувство чуждости галлюцинаций, главным образом псевдогаллюцинаций, не всегда сопровождается чувствами насильственности, сделанности. Хотя галлюцинации очень трудно (почти невозможно, без специальных тренировок) вызвать напряжением воли, но зато напряжением воли легче некоторые из них подавить или изменить их содержание. В СК-2 весь процесс галлюцинирования хорошо управляем, он легко произвольно (усилием воли) вызывается, легко меняется содержание галлюцинаций и в любой момент галлюцинирование усилием воли можно прекратить. Именно поэтому СК-2 свойственны все психофизиологические феномены "искусственной шизофрении".
Непроизвольность возникновения, обязательная для всех галлюцинаций, кроме СК, оценивается неоднозначно. Это обстоятельство обусловлено тем, что некоторые галлюцинации (например, функциональные, парейдолические, связанные с мнестическим эйдетизмом) возникают опосредованно. При этом опосредующий фактор может произвольно включаться самим человеком. Так, галлюцинант, зная, что открыв водопроводный кран, он в журчании воды услышит голос, вполне сознательно, произвольно открывает кран, хотя сами функциональные галлюцинации возникают непроизвольно. Кроме того, закрывание глаз, выключение света, обеспечение тишины, сосредоточение внимания, осуществляемые галлюцинантом произвольно, создают условия, способствующие возникновению галлюцинаций. Таким образом, галлюцинации в основном непроизвольны по механизму возникновения, хотя влияние самого галлюцинанта на факторы, способствующие или препятствующие! этому возникновению, возможно.
Навязчивость может проявляться в трех видах галлюцинаторных или близких к ним феноменов, существенно отличающихся друг от друга: эйдетическом, галлюцинаторном, псевдогаллюцинаторном.
При эйдетической навязчивости музыка, слова, фразы, недавно услышанные человеком, неотступно чувственно повторяются в представлении, без характера сделанности и, как правило, без связи с другими психотическими симптомами. Этот феномен, который можно квалифицировать как сенсорвализацию представлений или звуковой эйдетизм, не обладает нозологической типичностью. Отличительная особенность феномена эйдетической навязчивости заключается в интрапроекции галлюцинаторного звучания, его длительности, нередко вербальном содержании звукового образа, ослаблении возможности произвольно избавиться от него.
Возникновение на базе действительного раздражителя сближает эйдетическую навязчивость с функциональными галлюцинациями. Отличие, однако, состоит в том, что при эйдетической навязчивости звучание внутри головы возникает не одновременно с объективным раздражителем, а непосредственно после него. От псевдогаллюцинаций Кандинского этот феномен отличается механизмом возникновения, отсутствием чувств насильственности, чуждости, сделанности и степенью сенсорности. Зрительная эйдетическая навязчивость, возникая также непосредственно. Арийский гипноз но после объективного раздражителя, не имеет интрапроекции, проецируется перед закрытыми или открытыми глазами и легче поддается произвольному устранению.
При навязчивости, неотступности галлюцинаций однотипные по содержанию и оформлению образы, как правило, зрительные (при закрытых или открытых глазах) возникают неоднократно и иногда подолгу не исчезают. Подобные галлюцинации чаще встречаются в структуре истерических, реактивных и других психозов, протекающих с сопутствующей истерической симптоматикой. В этих последних случаях галлюцинации обычно не бывают связаны с иными галлюцинаторными и бредовыми симптомами. Основу для навязчивых, неотступных галлюцинаций может создавать изменение сознания истерического характера. Навязчивые галлюцинации иногда бывают у психически здоровых детей при высокой температуре и могут сопровождаться фебрильным бредом.
Навязчивые псевдогаллюцинации возникают при параноидной шизофрении и заключаются в непрерывно повторяющихся вербальных галлюцинациях с интрапроекцией. Навязчивыми могут быть также психические галлюцинации. Те и другие не изолированы от остальной психотической симптоматики, первые - как правило, а вторые всегда обладают чувством сделанности. Чувство насильственное при галлюцинациях обусловливает убежденность в том, что они возникли насильственно, но нет еще бредовой интерпретации, согласно которой человек считает, что они специально "кем-то сделаны" (возникли по чьей-то злой воле, под влиянием лечащего экстрасенса, аппаратуры КГБ, НЛО и т. п.). Чувство сделанности галлюцинаций обычно связано, а иногда полностью отождествляется с ощущением постороннего влияния - внешнего, злонамеренного воздействия, то есть представляет собой бредовую интерпретацию галлюцинаторных переживаний. Однако если при чувстве сделанности всегда имеется "экстрасенсорный" бред, то не все галлюцинации, входящие в структуру галлюцинаторно-параноидного синдрома, сопровождаются активным чувством сделанности. Иначе говоря, одни галлюцинации воспринимаются "экстрасенсом" как специально сделанные, показываемые ему (например, висящий в воздухе телеэкран, показываемый "контактеру" инопланетянами в "Пермском треугольнике"), а другие (в виде, например, направленных против "экстрасенса" разговоров) никем специально не делаются, а просто, по мнению "экстрасенса", действительно существуют.
Сенсорность галлюцинаторного образа - это не столько количественная оценка контрастности, яркости, громкости, галлюцинаций, сколько качественное определенна степени их принадлежности к категории "чувствования".
При непрерывной шкале переходов от галлюцинозов и галлюцинаций к галлюциноидам, псевдо- и психическим галлюцинациям постепенно уменьшается участие сенсорного компонента и увеличивается связь галлюцинаторного феномена с патологически измененным мышлением. Так, например, при вербальном галлюцинозе голоса яркие, реалистичные. По тональности голоса "экстрасенс" нередко определяет не только принадлежность говорящего к тому или иному полу, но и его возраст. При оптическом галлюцинозе обманы восприятия также очень яркие, красочные, иногда в виде картин, лишенных объемности. Видятся они с четким разграничением деталей (выражение глаз, цвет лица, морщины и т. д.).
Слуховые галлюциноиды (неполные псевдогаллюцинации), наоборот, характеризуются тем, что слова при них слышатся нечетко, неясно, неразборчиво, лишены тональности, нередко "экстрасенс" затрудняется определить, мужские они или женские. Зрительные галлюциноиды также лишены яркости, четкости, смазаны, иногда представляются в виде тени, контура, неузнаваемы. При псевдогаллюцинациях чувственный компонент (сенсорность), как правило, постепенно уменьшается до полного его исчезновения при психических галлюцинациях.
Что касается пространства и времени, то "экстрасенс" должен быть подвергнут опросу и анализу о его ощущениях собственного положения во времени и пространстве и положении во времени и пространстве воспринимаемых им галлюцинаторных образов. Многие "экстрасенсы" утверждают, что они "левитируют", свободно, по желанию, перемещаются во времени и пространстве, часто посещают Космос и иные миры, "телепортируют" и т. п.
Психопатологический анализ пространственной характеристики галлюцинаций обусловлен ее многомерностью, разнообразием учитываемых параметров и их сочетаний. К таким параметрам относятся:
а) разная проекция галлюцинаторного образа в пространство (экстра- и интрапроекция);
б) разграничение внешнего пространства на объективное - воспринимаемое и субъективное - представляемое, или галлюцинаторное;
в) наличие или отсутствие точной локализации в воспринимаемом пространстве галлюцинаторного образа, его ассимиляция окружающей реальной обстановкой или автономность;
г) разделение галлюцинаторного пространства на видимое при открытых глазах (с замещением или без замещения объективного воспринимаемого пространства) и видимое при закрытых глазах;
д) разделение галлюцинаций, не проецирующихся во внешнее пространство, но локализующиеся в голове, во внутренних органах и вне поля зрения.
Галлюцинации, локализующиеся внутри головы, по своим взаимоотношениям с пространством сравнительно однородны. А галлюцинации, обладающие зкстрапроекцией, наоборот, по своим взаимоотношения с пространством весьма разнообразны. Варианты таких галлюцинаций составляют все теоретически допустимые переходы от локализующихся во внешнем воспринимаемом пространстве и ассимилируемых им до видимых в представляемом пространстве и граничащих с галлюцинациями в интрапроекции.
Чувство реального существования галлюцинаторного образа тем больше выражено, чем больше степень помрачения сознания "экстрасенса". Вера "экстрасенса" в реальность существования галлюцинации находится в прямой зависимости от состояния сознания, от сохранности мышления и интеллекта и, в конечном итоге, от состояния мировоззренческой критики. От этих же факторов зависит и характер оформления галлюцинаторного образа: в виде естественного по величине, форме, окраске или неестественного, нереалистичного.
Иллюзии и галлюцинации могут быть связаны с бредом в следующих вариантах:
а) иллюзии, галлюцинации предшествуют бреду, бред возникает после них и связан с ними сюжетно;
б) иллюзии, галлюцинации предшествуют бреду, бред возникает после них, но по сюжету он самостоятелен и никакой связи с ними не имеет;
в) иллюзии, галлюцинации и бред, связанные или не связанные по содержанию, возникают одновременно или порядок их возникновения установить не удается;
г) возникновение бреда предшествует иллюзиям или галлюцинациям, они присоединяются к бреду, и их содержание вытекает из бреда;
д) возникновение бреда предшествует иллюзиям или галлюцинациям, они присоединяются к бреду, но имеют самостоятельное, не связанное с бредом содержание.
Мой личный опыт показывает, что у "уфологов" и "контактеров" бред почти всегда предшествует иллюзиям и галлюцинациям, а у "астрологов" бред чем-то похож на "словесный понос" и может быть совершенно не связан с иллюзиями и галлюцинациями, это просто словесный наукообразный беспредел. У "ясновидящих" бред, как правило, связан с "видениями" сюжетом и возникает после иллюзий и галлюцинаций. Хуже всего у "демократов", у них бред вообще не связан с реальной действительностью, такое впечатление, что иллюзии и галлюцинации их никогда не покидают (яркий пример Егор Гайдар) и они все время в бреду, иногда пьяном, но чаще шизофреническом и идиотическом...
Галлюцинации, сюжет которых вытекает из содержания бреда, в противовес галлюцинациям, "питающим" содержание бреда, обычно имеют меньшую четкость, яркость, сенсорность, естественность, реальность для галлюцинанта.
Иллюзорные и галлюцинаторные феномены принято разделять по виду анализатора - слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные.
В число вспомогательных признаков галлюцинаций обычно входит оценка статичности или динамичности, устойчивости (стабильности или лабильности), ритмичности, непрерываемое или эпизодичности галлюцинаций. Вспомогательными признаками являются также оценка величины, телесности, прозрачности, окрашенности, двух- или трехмерности (объемности), одиночное™ или множественности галлюцинаторного образа, порядок возникновения отдельных его деталей, Анализ статичности и динамичности включает оценку изменчивости или движения объективного и субъективного пространства, а также галлюцинаторного образа.
Галлюцинации, обладающие признаком телесности, могут быть естественными по своему внешнему оформлению и неестественными, могут казаться галлюцинанту реально существующими и нереальными. Чем больше степень телесности, естественности галлюцинации, тем вероятнее ее возникновение в воспринимаемом пространстве. Особое положение занимают галлюцинаторные образы "бестелесные" - прозрачные. Они могут быть расплывчатыми, как туман, или четко кон-турированными и, как правило, имеют двухмерное изображение. Нередко расплывчатый образ возникает у "экстрасенсов" в виде иллюзии. .
Психиатры выделяют следующие объективные признаки "экстрасенсорной болезни":
1) разговор с самим собой;
2} необоснованное изменение отношения к окружающим, включая самых близких людей;
3) выраженная агрессивность, черствость по отношению к близким и фактическая любовь и преданность к новой идее или человеку ("гуру", "учителю", руководителю секты, лектору и т. д.);
4) появление в речи неологизмов, сообщение новостей не известно откуда взявшихся;
5) странные, с замиранием, движения и мимика, соответствующие "видениям";
В) склонность к уединению и разрыву с близкими;
7) внезапная необоснованная смена настроения;
8) изменение нормальной ширины зрачков и глаз;
9) прислушивание к чему-то;
10) сокращение жевательных и грудино-ключично-сосцевидной мышц (при слуховых галлюцинациях);
немотивированная жестокость, иногда бледность лица с гримасой презрения к близким или знакомым;
11) невозможно слово вставить в бред про "астрологию", "карму", "чакры", "энергию", "сообщения свыше" и т. п.
Исследованиями установлено:
1) кофеин в больших дозах усиливает галлюцинаторные образы, делает их более чувственными и значимыми, а в малых дозах ослабляет или полностью устраняет их;
2) подкожное введение пилокарпина ухудшает состояние и усиливает интенсивность голосов, вызывая многочисленные галлюцинации общего чувства;
3) опий, гашиш, ЛСД усиливает, а хинин ослабляет псевдогаллюцинации;
4) острое опьянение ослабляет, а состояние похмелья усиливает псевдогаллюцинации;
5) скополамин, веронал вызывают смягчение галлюцинаторного синдрома у больных шизофренией, в частности, галлюцинации становятся менее интенсивными и увеличиваются перерывы между ними;
6) алкоголь и хлоралгидрат замедляют галлюцинаторные восприятия, а чай и морфий ускоряют их.
А теперь несколько слов о галлюцинозах, которые делят на истинные и органические. Галлюциноз - это галлюцинаторные феномены, возникающие вне помрачения сознания и наблюдаемые при отсутствии видимого расстройства мыслительного процесса; сопровождающиеся сохранностью критики до и после галлюцинирования и большей или меньшей критичностью в момент галлюцинирования; вызывающие адекватную эмоциональную и аффективную реакцию; локализующиеся всегда в экстрапроекции; не сопровождающиеся бредом или сочетающиеся с бредом, возникшим после галлюцинаций и зависимым от них сюжетно. При галлюцинозе не "галлюцинация - дочь бреда", а наоборот, "бред - пасынок галлюцинации". При возникновении всех видов галлюциноза обязательно наличие большей или меньшей органической патологии (органического заболевания мозга). Во всех остальных случаях - это "способность к визуализации", которая может быть присуща человеку в случае специальных СК-тренировок или закрепленного природного дара. Органический или неврологический галлюциноз отличается проекцией в представляемое или воспринимаемое пространство, но всегда без ассимиляции окружающей обстановкой; отсутствием реалистичности (часто в виде микропсий и зоопсий); добродушным отношением галлюцинанта к видениям. Этот галлюциноз чаще всего представляет синдром, характеризующий основное органическое страдание (поражение мезенцефальной области зрительного рецептора и др.). Истинный галлюциноз отличается от органического экстрапроекцией галлюцинаторного образа только в воспринимаемое пространство; связью с окружающими действительными предметами; реалистичностью оформления, но без веры в его действительное существование (благодаря большей или меньшей критике) и более аффективной реакцией на содержание галлюцинаторных переживаний.
Галлюциноидами называют неполные псевдогаллюцинации, то есть феномены, промежуточные между истинными и псевдогаллюцинациями. Характеризуясь возникновением при непомраченном сознании и наличием внутренней связи с патологией мышления, экстрапроекцией и отсутствием прямой зависимости от рецепторных органов, лабильностью и статичностью в пределах галлюцинаторного образа, они лишены естественности внешнего оформления, не имеют четкой локализации в пространстве, не ассимилируются окружающей обстановкой и галлюцинантами обычно оцениваются как нереальные. Таким образом, галлюциноиды, утратив основные свойства истинных галлюцинаций, не стали еще полными псевдогаллюцинациями. Это мимолетные, нечеткие, неясные "обманы": тень или призрак, прошедший перед глазами, образ, фигура, видимые недалеко от глаз и исчезающие при попытке вглядеться. Это также неясный, нечеткий монолог или диалог - "голос" с невозможностью разобрать, мужской он или женский, слышимый извне, но без определенного содержания и локализации в пространстве.
Несколько слов о псевдогаллюцинациях, это "весьма живые и чувственно до крайности определенные субъективные восприятия, характеризующиеся всеми чертами, свойственными галлюцинациям, за исключением существенного для последних характера объективной действительности; только в силу отсутствия этого характера они не суть галлюцинации" (В. X. Кандинский). Псевдогаллюцинации - это являющиеся в сознании живые образы (чувственные представления), сознаваемые как "нечто субъективное, аномальное, новое"; быстро сменяющиеся при закрытых глазах яркие образы, не связанные друг с другом, непроизвольные.
Понятие "психические галлюцинации" впервые описал Г. Бай-арже (1842), а затем дополнил В. X. Кандинский (1885).
Г. Байарже пишет: "Необходимо признать, что существует два рода галлюцинаций: полные галлюцинации производятся двумя моментами, они суть результата совместной деятельности воображения и органов чувств: это - психосенсорные галлюцинации; другого рода галлюцинации происходят единственно от непроизвольной деятельности памяти и воображения и являются совершенно независимыми от органов чувств; это - неполные или психические галлюцинации, в них вовсе нет сенсорного элемента". Далее подчеркивается, что при психических галлюцинациях больные не испытывают ничего похожего на восприятия слуховые, они слышат мысль без посредства звука, слышат "тайный внутренний голос", не имеющий ничего общего с голосами, воспринимаемыми при посредстве уха, они ведут со своими невидимыми собеседниками интимные разговоры, в которых чувство слуха положительно не играет никакой роли. Больные говорят, что они одарены шестым чувством, что они могут воспринимать чужие мысли без посредства слов, что они могут иметь духовное общение со своими невидимыми собеседниками, причем понимают последних посредством интуиции". В. X. Кандинский приводит вывод Г. Байарже о том, что нельзя говорить о "голосах", если явление совершенно чуждо чувству слуха и происходит в глубинах души.
В. X. Кандинский подтверждает существование галлюцинаций, при которых больные уверяют, что слышат беззвучно (иногда с очень больших расстояний), "посредством интуиции", мысли других лиц, что они могут вести со своими невидимыми собеседниками интеллектуальные разговоры, "вступать своей душой в общение с душами этих лиц", слышать гениальные таинственные или внутренние "голоса". Вместе с тем он подчеркивает, что признаки психических галлюцинаций существенно отличаются от признаков псевдогаллюцинаций: "Устанавливая факт существования психических галлюцинаций, Байарже указывал именно на "внутренние голоса" душевнобольных. Однако, внимательно читая о психических галлюцинациях у Байарже, нетрудно убедиться, что он скорее дает описание простого (то есть нечувственного насильственного мышления, чем тех живо чувственных субъективных восприятий, которые я называю псевдогаллюцинациями слуха".
"Таким образом, описание Байарже, - заключает В. X. Кандинский, - приложимо к тому, что некоторые из моих больных называют "мысленные внушения", "мысленная индукция" и что они отличают от "внутреннего слышания", от "внутреннего слухового внушения" или от "внутренней слуховой индукции"; первое из этих явлений имеет характер действительно чисто интеллектуальный, и органы чувств, в частности орган слуха, здесь нимало не замешаны. Напротив, во втором случае мы имеем дело с явлением резко чувственным, с особого рода весьма живыми и именно слуховыми субъективными восприятиями; местом происхождения которых могут быть только специально слуховые области головной мозговой коры".
Психические галлюцинации, следовательно, характеризуясь так же, как псевдогаллюцинации, насильственностью возникновения, чувствами чуждости и нереальности, имеют еще больше, чем псевдогаллюцинации, ограничения пространственной локализации до интрапроекции и связь (до слияния) с патологически измененным мыслительным процессом (при непомраченном сознании больного).
Если для возникновения псевдогаллюцинаций чувства постороннего влияния, внешнего воздействия, сделанности типичны, но не обязательны (встречаются исключения), то для психических галлюцинаций наличие этих чувств обязательно и исключений не бывает. Кроме того, отделяет психические галлюцинации от псевдогаллюцинаций (только отделяет, а не принципиально отличает) отсутствие при них элементов сенсорности, то есть связи с каким-либо конкретным чувствованием. Учитывая это обстоятельство, некоторые авторы называют психические галлюцинации парасенсорными.
Вместе с тем отличие психических галлюцинаций от псевдогаллюцинаций оказывается только феноменологическим, а не принципиальным и не затрагивает основных (общих и частных) критериев клинической оценки.
К одному из спорных вопросов учения о галлюцинациях относится вопрос о возможности взаимного превращения истинных и псевдогаллюцинаций при шизофрении.
Клиническими фактами, подтвержденными многочисленными наблюдениями, следует считать возможным как одновременное наличие в психическом статусе больных шизофренией истинных и псевдогаллюцинаций, так и последовательное появление при развитии психоза псевдогаллюцинаций после галлюцинаций истинных и истинных галлюцинаций после псевдогаллюцинаций. Последовательное появление в процессе развитая психоза одних или других психопатологических феноменов не доказывает, однако, возможности взаимного превращения этих феноменов друг в друга.
Большинство наблюдений показывает, что при развитии шизофренического психоза психопатологическая симптоматика либо ограничивается наличием истинных галлюцинаций (без последующего возникновения псевдогаллюцинаций), либо проявляется в виде псевдогаллюцинаций (без предшествовавшего и последующего возникновения истинных галлюцинаций), либо, наконец, содержит одновременно возникающие, не связанные друг с другом сюжетно истинные и псевдогаллюцинации.
Наблюдаемое иногда появление истинных галлюцинаций, сюжетно связанных с предшествовавшими псевдогаллюцинациями и бредом, мы объясняем аутосуггестивным механизмом возникновения, что не противоречит сказанному выше о более глубоком уровне патологии и нарушения мышления при псевдогаллюцинациях по сравнению с галлюцинациями истинными.
Аутосуггестивный механизм возникновения галлюцинаций можно представить себе в случаях, при которых развитие психоза характеризуется появлением псевдогаллюцинаций, затем бреда и потом истинных галлюцинаций, или бреда и истинных галлюцинаций без предварительных псевдогаллюцинаций, но при обязательном сюжетном совпадении всех симптомов. Патоки-нез указанных элементов развития психопатологического процесса можно теоретически допустить в плане суггестивного влияния бреда на возникновение истинных галлюцинаций. В данном случае более, чем когда-либо, приложима сентенция А. Эя (1932): "Галлюцинация - дочь бреда".
Аутосуггестивный характер истинных галлюцинаций в приведенных случаях в известной степени близок по механизму возникновения спонтанным галлюцинациям, появляющимся иногда у субъекта, находящегося в состоянии гипнотического сна после внушения ему ситуации, близкой к переживанию бреда преследования у психически больного. Так, при внушении весьма гипнабельному субъекту аффекта страха, связанного с тем, что он ночью в лесу встретил группу неизвестных людей, имеющих агрессивные намерения, он слышит не внушавшиеся ему, спонтанно возникающие "голоса" этих людей, бранящие, угрожающие, обсуждающие способ убийства, и ясно видит оружие убийства - ножи, револьверы, штыки и т. д.
Клиническая обоснованность приведенной аналогии, на наш взгляд, позволяет считать, что если внушенная (в состоянии гипнотического сна) враждебная субъекту ситуация влечет за собой появление слуховых и зрительных галлюцинаций, связанных по содержанию с этой враждебной ситуацией, то возникновение подобных же галлюцинаций может быть обусловлено убеждением в преследовании, связанным со сформировавшимся персекуторным бредом. Роль ряда факторов, осложняющих течение основного психического заболевания (алкоголизм, церебральный атеросклероз, травмы, психогении) в качестве условий, облегчающих аутосуггестив-ную природу появления истинных галлюцинаций под влиянием бреда, требует особой проверки.
Таким образом, можно представить себе следующие варианты возникновения истинных и псевдогаллюцинаций в процессе развития шизофрении:
а) в клинической картине психоза возникают только истинные или только псевдогаллюцинации;
б) по времени после истинных галлюцинаций или одномоментно с ними возникают псевдогаллюцинации при отсутствии сюжетной связи между одними и другими;
в) истинные галлюцинации возникают параллельно с уже имеющимися псевдогаллюцинациями (без наличия сюжетной связи между одними и другими) под влиянием дополнительных экзогенных вредностей;
г) псевдогаллюцинации, возникающие без предшествовавших истинных галлюцинаций, трансформируются, превращают ся в истинные галлюцинации (сюжетно связанные с псевдогаллюцинациями) при помрачении сознания больного;
д) истинные галлюцинации, сюжетно связанные с предшествовавшими псевдогаллюцинациями, возникают после них (но не трансформируясь из них) под влиянием аутосуггестивного воздействия бреда, непосредственно связанного с псевдогал люцинациями по схеме: псевдогаллюцинация - бред - истинная галлюцинация.
В отличие от псевдогаллюцинаций Кандинского вербальные и зрительные галлюцинации, обладающие интрапроекцией, но не отвечающие вышеуказанным основным критериям и имеющие экзогенно-органическую природу, называют псевдогаллюцинозом.
Псевдогаллюциноз встречается, по нашим наблюдениям, двух типов.
При первом из них, отмечаемом чаще, вербальные галлюцинации в виде громких, отчетливых "голосов", слышимых внутри головы, или зрительных образов, видимых в экстрапроекции, но мозгом, а не глазами, возникают на фоне помраченного или существенно измененного сознания и патогенетически, патокинетически, хронологически связаны с указанным расстройством сознания. Зависимость этого типа псевдогаллюциноза от помрачения сознания в известной степени подтверждается и наблюдавшейся нами трансформацией вербального алкогольного галлюциноза в псевдогаллюциноз по мере нарастания степени помрачения сознания с параллельным указанной степени переходом вербальных галлюцинаций из экстра- в интрапроекцию. При псевдогаллюцинозе восстановление сознания сопровождается также восстановлением полной критики к перенесенному и сочетается с сохранностью мышления, которое отмечалось и до помрачения сознания. Выраженных чувств постороннего влияния или внешнего воздействия при псевдогаллюцикозе, как правило, нет, но наблюдается бредовая трактовка галлюцинаторных переживаний. Сюжет бреда, близкого по динамике к делириозно-му, всегда соответствует содержанию галлюцинаций, и по времени бред следует за ними.
Второй тип псевдогаллюциноза можно констатировать крайне редко. Характеризующие его, преимущественно вербальные, галлюцинации также локализуются в интрапроекции, возникают вне помрачения сознания, но почти всегда вечером, ночью или в состоянии утомления и сонливости. При них также отсутствует нарушение мышления до и после галлюцинаторного приступа. Они сопровождаются сохранной критикой, которая может ослабевать при длительном хроническом течении психоза. Бредовая интерпретация вербального псевдогаллюциноза,отсутствующая более или менее продолжительный срок, может в дальнейшем появиться так же, как это бывает при хроническом алкогольном вербальном галлюцинозе. Возникновение псевдогаллюциноза имеет четкую патогенетическую СЕЯЗЬ с хронической алкогольной интоксикацией. Феномены этого типа отличаются от истинного галлюциноза только особенностями проекции галлюцинаторного образа.
Псевдогаллюциноз обоих типов, обладая так же, как псевдогаллюцинации, навязчивостью, неотступностью галлюцинаторных образов, имеет большую, чем они, сенсорность (особенно при первом типе), сопровождается несравненно более неприятными субъективными ощущениями, выраженным аффектом и развитием, зависимым от соматических нарушений.
В отличие от псевдогаллюциноза, при псевдогаллюцинациях Кандинского "голоса" внутри голова (от громких до едва уловимых звучаний, от неопределенных по интонации - глухих, когда невозможно выяснить, мужские они, женские или детские, - до достаточно четких и определенных) возникают вне какого-либо помрачения сознания, без аффективной реакции больного и при наличии более или менее выраженного нарушения мышления (до и после галлюцинирования). Эти голоса обычно сопровождаются чувством чуждости, часто сделанности, то есть бредом, который по времени предшествует "голосам" внутри головы или появляется одновременно с ними.
Все сказанное дает основание для вывода о том, что псевдогаллюциноз также относительно специфичен для экзогенных психозов, протекающих с помрачением сознания, как псевдогаллюцинации Кандинского - для шизофрении. В структуре шизофренического онейроидного синдрома возможен псевдогаллюциноз, тогда как при экзогенных психозах псевдогаллюцинации Кандинского не встречаются (если экзогенный психоз не развился у больного, страдающего шизофренией).
Изложенная выше характеристика основных общих и частных критериев клинической оценки галлюцинаций, а также определения отдельных типов галлюцинаторных феноменов позволяют провести дифференциацию этих феноменов (табл. 1-3). Указанная дифференциация в известной степени условна и весьма схематична. Ее условность связана с тем, что анализируются и сопоставляются сводные понятия без учета различных вариантов и промежуточных психопатологических образований. Схематичность вызвана применением лишь некоторых, а не всех критериев клинической оценки. Поэтому задача дифференциации методологическая и заключается в иллюстрации использования критериев клинической оценки для квалификации тех или иных феноменов и определения их нозологической принадлежности, то есть для диагностики психических заболеваний.
Предлагаемая таблица состоит из трех разделов, включающих галлюцинации, возникающие при непомраченном сознании, группу псевдогаллюцинаторных феноменов и галлюцинации, возникающие при помраченном сознании. Таким образом, сравниваются группы однотипных феноменов, поскольку их межгрупповое разграничение не вызывает затруднений и проводится с помощью главных, определяющих психическую деятельность человека критериев - состояния сознания и мышления.