Устное выступление должно быть хорошо структурировано. Так будет удобнее его излагать, оно станет выглядеть логичнее, убедительнее, а слушатели легче его воспримут и запомнят. Для этого можно заключить выступление в «рамку». Начиная свое выступление, как любой вежливый человек, обратиться к слушателям, поприветствовать, представиться (если еще не представились раньше). Далее предлагается совместно помолиться перед началом занятия - «Царю небесный…». Все это уже можно считать началом «рамки». Затем следует некий эквивалент введения (предисловия). Таким образом, первая часть рамки представляет собой краткую информацию о теме, на которую собирается говорить докладчик. Здесь же предлагается список литературы, необходимый для более глубокого изучения данного вопроса.
Далее приступаем к изложению своего основного материала и завершаем лекцию второй частью рамки, которая соответствует заключению в письменном тексте. Вторая часть рамки – это самое краткое подведение итогов (просто завершающая фраза). Затем слушателям предлагается задать вопросы по теме лекции и соответственно следуют ответы на них. По традиции следует общая молитва после учения – «Достойно есть…». И, наконец - прощание со слушателями, выражение благодарности им за терпение и т.д.
Свой материал я излагаю отдельными блоками, которые, однако, все вместе должны выглядеть и восприниматься как единый, логичный, связный текст, отнюдь не как отдельные куски, мало связанные между собой. Это достигается с помощью слов или фраз-переходников, которыми чаще всего служат вводные слова или прямые обращения к слушателям. Благодаря этим «переходникам» текст воспринимается как единое целое, выглядит убедительней и логичнее, а обращение к слушателям помогает удержать их внимание и интерес к лекции. Примеры некоторых слов и фраз-переходников: итак, таким образом, а теперь мы можем перейти к…, понятно, что, но разве можем мы не сказать о…, но это еще не все, надо еще напомнить и о…, и т.д.
Самые важные вещи говорятся в начале и в конце лекции, так как в силу психических особенностей человека лучше всего запоминается именно то, что происходит в конце и в начале.
Самые важные мысли повторяются два раза, но разными словами – вначале и в конце выступления. Если в начале речи употребляются какие-то термины, нейтрально окрашивающие лексику, то в конце можно сказать фактически то же самое, употребив образные, эмоционально окрашенные слова. Понятно, что логические и эмоциональные доводы, подкрепляя друг друга, к тому же, по-разному действуют на людей разного психологического склада: логические доводы лучше запоминаются мужчинами, а эмоциональные – женщинами.
Лекция рассчитана на 90 минут. В подробном конспекте я привожу большее количество материала, по усмотрению лектора он может быть сокращен.
Данная лекция была прочитана в Воскресной школе при храме Живоначальной Троицы в Чертаново и в Воскресной школе при храме Живоначальной Троицы в Борисово.
4. Основная часть работы
4.1. План лекции
Введение.
Основная часть. 1. Начало брака. Кем установлен брак.
2. Цель христианского брака.
3. Любовь, как основа христианского брака.
4. Целомудрие христианского брака.
5. Таинство венчания. (Приложение 1; Приложение 2)
6. Муж – глава семейства.
7. Какой должна быть супруга – христианка.
Заключение. Проблемы современного брака и зависимость благополучия страны от их решения.
4.2. Подробный конспект лекции
На предыдущем занятии мы рассматривали таинство причащения.
Тема нашего сегодняшнего урока - «Христианский брак». Мы попытаемся рассмотреть и понять, каким должен быть христианский брак, разберем чинопоследование таинства венчания.
Запишите пожалуйста литературу, необходимую для самостоятельного, более глубокого изучения данного вопроса.
1. Библия – М.: Российское Библейское Общество, 1997.
2. Филарет, митрополит Московский, святитель. Православный катехизис – М.: Издательство Сретинского монастыря, 2004.
3. Шиманский Г.И. Православная семья: Христианская добродетель целомудрия и чистоты. - М.: Даниловский благовестник, 1997.
4. Каледа Г., прот. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. – М.: Издательство зачатьевского монастыря, 2001.
5. Мейендорф И., прот. Брак в православии. Клин, 2004. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/brak/5g7_6_5-all.shtml
Дополнительная:
1. Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий - Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994.
2. Антоний Сурожский, митрополит. Таинство любви. – Клин: Фонд
«Христианская жизнь», 2002.
3. Шугаев Илья, священник Один раз на всю жизнь.Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. Изд. 5-е.М.: Изд.Совет Русской Православной Церкви, 2007.
4. Ткаченко А. Восполнение любви - http://pravkniga.ru/intibs.htnl?id=239
5. Троицкий С.В. Философия христианского брака. - Киев, 1996. http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/troickiy_24728009259.htm
Начало брака. Начало брака восходит к первым дням человеческого бытия, о его установлении мы читаем на первых страницах Библии. Бог, создав первого человека Адама, сотворил потом ему помощницу - жену, Сам привел ее к Адаму, благословил их и сказал: “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт.1,28). Так брак получил свое начало.
Из приведенного библейского указания непосредственно вытекает высокое достоинство брака. Во-первых, установление брака Самим Богом прямо указывает на его глубокое нравственное основание, потому что Бог не мог дать такое установление человеку, которое служило бы каким-нибудь другим целям, кроме высших и нравственных.
Во-вторых, установление брака уже при самом создании первых людей ясно показывает на его прямую связь с целью создания последних.
Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что первозданному человеку не сразу дается жена. При сотворении животных было так, что парные особи каждого рода явились сразу, а между созданием мужа и созданием жены прошло некоторое время. Это обстоятельство оказывается очень важным для определения самой природы брачных отношений. Если первозданному человеку не сразу дается жена, то это потому, что первый человек, должен был осознать необходимость иметь ее, должен был почувствовать потребность в ней (осознанию этой потребности помогает наречение Адамом имен животным, как об этом пишет святитель Филарет: “Следствие обозрения и наречения животных было то, что “человеку не нашлось помощника подобного ему”. “Не нашлось” более значит, нежели “не было”. Первое предполагает понятие искания, или желания предмета. Из сего видно, что рассматривание животных, сотворенных по четам, привело человека к мысли о чете человеческой”. Жена не навязывается мужу, со стороны последнего сначала ожидается свободное желание иметь ее; очевидно, в этом выразилось, с одной стороны, уважение к нравственной свободе человеческого существа, с другой - признание в основании брачного отношения нравственного начала - разумной свободной воли, свободного выбора. Животные лишены этого права, потому что они лишены самого начала нравственной свободы. Далее, по повествованию Библии, Творец создал Адаму жену из ребра его, тогда как животные особи женского пола произошли отдельно от особей мужского пола; в этом опять нельзя не увидеть очень важного различия между отношением полов у человека и животных: без сомнения, этот способ создания первой жены указывает, что отношение полов у человека должно представлять самое тесное, неразрывное единство, тогда как отношения различных полов у животных не подчинены этому закону. “И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему” (Быт. 2, 18). Для чего же нужна первому человеку эта “соответствующая” помощница, для создания которой требуется свободное осознание потребности в ней? Очевидно, что не только для деторождения, хотя, последнее тоже очень важно. Ведь нужно отметить, что слова “нехорошо быть человеку одному” (Быт.2,18), сказаны до момента приведения к Адаму животных и наречения им имен, когда Адам, увидев, что все животные созданы Богом по парам для размножения, мог прийти к осознанию потребности иметь себе помощницу для осуществления тех же целей. Значит, Адам осознал потребность в “восполняющем”. Некоторые исследователи предлагают такой перевод еще до рассмотрения животных и не размножение человека есть главная причина сотворения ему помощника. Увидев Еву, Адам говорит: “вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей” (Быт.2, 23), признавая ее своей неотъемлемой частью, с которой он связан всецело и нераздельно: “поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть” (Быт. 2, 24). Следует обратить внимание на то, что ни жена должна прилепится к мужу, как следовало бы ожидать, ведь она создана после него и из него, а муж прилепляется к жене, в этом может заключатся, прообраз будущего «оставления» Сыном Отца и прилепления Его к Своей невесте – Церкви. Следовательно, назначение помощницы в том, чтобы вместе с ней обрести некое новое бытие, заключающееся в единении двух человеческих личностей. Видимо, сам по себе первый человек представлял нечто неполное, нецельное, ему нужен был соответствующий помощник по всей видимости для того, чтобы при его содействии и обрести полноту и цельность. И на основании приведенного библейского указания муж и жена представляют две части этого целого. При этом суть восполнения Евой Адама заключалась не в том, что она должна была восполнить какие-то несовершенства природы последнего: “Если Бог не одобрил первоначальное одиночное существование первозданного человека, то не потому, что он в своей природе - самой в себе - носил что-нибудь несовершенное, но именно потому, что он был один в своем роде. “Нехорошо быть человеку одному”, сказал Бог, - нехорошо, очевидно, в том отношении, что многие из его сил и способностей не находили себе соответствия и применения, что, при замкнутости его в себе самом, его способности могли бы заглохнуть, или по крайней мере не могли бы совершенствоваться и развиваться. Первозданному человеку поэтому и нужен был “соответствующий” ему помощник, т.е. такая же человеческая личность, какою он был сам, - существо, которое бы обладало силами и способностями, соответствующими тем, какие принадлежали ему, чтобы через взаимодействие мужа и его помощницы-жены могла быть достигнута гармоническая цельность человеческой деятельности и жизни вообще”. Таким образом, сущность брака заключается в цельном и полном соединении двух человеческих личностей. Святитель Иоанн Златоуст говорит еще, что жена нужна человеку для утешения: “Сколько бы бессловесные ни были нам полезны своими услугами, но помощь оказываемая Адаму женою, другого рода и гораздо превосходнее…Жена - целое, совершенное и полное существо, может и беседовать и в силу единства природы доставлять великое утешение. Ведь для его (мужа) утешения и создано это существо”. (11. стр.3)