«Основой жизни традиционного российского общества всегда была семья. Поэтому восстановление истинной ценности семьи и брака, духовно-нравственных основ семейного воспитания есть путь возрождения страны». (6, стр.56)
Заключение. Рассмотренная в данной лекции тема «Христианский брак» важна и востребована в современных условиях. Очень хорошо сказал о сегодняшнем состоянии нашей Церкви Даниил Сысоев: «Современные люди, даже приходя в Церковь, не желают по настоящему менять своего сознания. Они не желают по настоящему покаяться ("ибо "покаяние" в библейском смысле - это перемена мыслей). Им надо одновременно быть и православными, и своими для мира сего. Очень не хочется людям совершать этот выбор, и возникает желание "освятить все". Так возникают и новые добродетели, неведомые св. отцам (такие как "терпимость к заблуждению"). И старые термины приобретают совершенно новый смысл (напр. любовь, брак). И появляются представления о том, что и нецерковные люди могут быть "хорошими, добрыми", и, потому, в общем-то и христианство им не особенно нужно. Это нечто желательное, но необязательное. Тем более, что жизненные цели тех и других бывают часто идентичны - это и поиски комфорта любой ценой, и обожествление культуры. И даже такое же отношение к деторождению. Разве не известно, что для очень многих мнимых "христианок" известие о беременности воспринимается чуть ли ни как онкологический диагноз. И это притом, что они ходят в храм и на каждой службе слышат поминовение "богоотец Иоакима и Анны", реально их главным богом будет комфорт и деньги. Так что так ли удивительно при таком сходстве мировоззрений желание стать окончательно своим для безбожников? Как часто люди говорят: "ну, нельзя же в наше время быть таким фанатиком?! (Как будто время что-то значит в жизни того, кто служит вечному Господу?) Нельзя быть "белой вороной". Это не смиренно, не по-христиански. Нельзя осуждать поступки других людей. Мы должны принимать всех такими, какие они есть, и ни в чем не показывать своего превосходства. (Для этого придуман даже специальный термин "триумфализм"). Надо быть терпимее. Надо стараться быть как все, иначе мы оттолкнем людей от Церкви (правда, тогда непонятно, зачем вообще в Нее кого-то звать, если Она полностью должна солидаризироваться с цивилизацией?)"». (21)
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что данная лекция представляет ценность для слушателей и заставляет их задуматься о необходимости осмысления реальной жизни современного человека и своей лично в свете христианских православных представлений о браке.
Литература
1. Библия – М.: Российское Библейское Общество, 1997.
2. Антоний Сурожский, митрополит. Таинство любви. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
3. Каледа Г., прот. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. – М.: Издательство зачатьевского монастыря, 2001.
4. Олесницкий М. проф. Нравственное Богословие. – Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы, репринтная копия, 2001.
5. Орлов. Женские подвиги и добродетели в живых рассказах. Изд. 2. М., 1904.
6. Сборник материалов научно-практических и образовательных конференций. Выпуск 5. Христианские семейные ценности: прошлое и настоящее. – М.: МГОУ, 2010.
7. Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. Клин, «Христианская жизнь», 2006.
8. Сурова Л.В. Мироведение. –Клин, Фонд «Христианская жизнь» 2004г.
9. Сурова Л.В. Методика Православной Педагогики, - Клин,. Фонд «Христианская жизнь» 2002г.
10. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Издательство Владимирская Епархия 1996г.
11. Феофан. еп. Начертание христианского нравоучения. Изд.2 – М.: репринтная копия.
12. Феофан. еп. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.
13. Филарет, митрополит Московский, святитель. Православный катехизис – М.: Издательство Сретинского монастыря, 2004.
14. Шиманский Г.И. Нравственное богословие – Киев.: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2010.
15. Шиманский Г.И. Православная семья: Христианская добродетель целомудрия и чистоты. - М.: Даниловский благовестник, 1997.
Интернет ресурсы
16. Иоанн Златоуст, свт. // Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. I-й т. - М.: Православная книга,1992. http://www.pravoslavie.uz/Osnovi/osnovi1.htm
17. Каледа Г., прот. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. -М.: Издательство
Зачатьевского монастыря, 2001 http://www.sobornoedelo.ru/book.php?mode=get_book&bookID=72
18. Мейендорф И., прот. Брак в православии. Клин, 2004. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/brak/5g7_6_5-all.shtml
19. Неганова Евгения. Брак и семья. Идеал брака в православии. // Доклад на богословской конференции «Учение Церкви о человеке» (Москва, 5-8 ноября 2001 г.). http://www.kiev-orthodox.org/site/family/461/.
20. Павлов А.С. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. / Павлов А., заслуж. орд. проф. Моск. Ун-та. - М.: Унив. тип. (М. Катков), 1887. http://narod.ru/disk/12469092001/Pavlov_A_50_glava_Kormchej_knigi_1887.pdf.html
21. Сысоев Д., прот. Замуж за неверующего? - М., 2007. http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/sysoev_zamuzh_za_neveruyushhego-all.shtml
22. Ткаченко А. Восполнение любви - http://pravkniga.ru/intibs.htnl?id=239
23. Троицкий С.В. Философия христианского брака. - Киев, 1996. http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/troickiy_24728009259.htm