Смекни!
smekni.com

Христианский брак (стр. 1 из 9)

Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы

во имя сщмч.Фаддея, архиепикопа Тверского

ХРИСТИАНСКИЙ БРАК

(разработка урока для слушателей воскресной школы)

выпускная квалификационная работа по православной педагогике

Слушатель: Хватова Марина Борисовна

Руководитель: Кутикова Наталья Анатольевна

кандидат культурологии

Консультант: Юдин Виталий Валентинович

преподаватель Основ Православия

МОСКВА

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Форма работы и обоснование выбора темы, ее актуальность.

Характеристика аудитории, на которую рассчитана работа.

Цель и задачи урока.

1. Место выбранной темы в общей программе, с указанием

ряда предыдущих и последующих тем (полная программа).

2. Богословское, духовно-нравственное содержание и основание

материала работы. 4

3. Методическая часть лекции 6

4. Основная часть работы (Брак, как таинство) 9

4.1. План лекции 9

4.2. Подробный конспект лекции 9

Заключение 43

Список литературы 45

Интернет ресурсы 46

Введение

Последнее десятилетие отмечено активным возрождением церковной жизни.

Освоить духовное и культурное наследие православия самостоятельно при наличии разрыва культурной традиции в трех поколениях советского периода, практически невозможно. В большинстве приходов Русской Православной Церкви появились воскресные школы. Воскресные школы проводят обучение основным вероучительным дисциплинам. Занятия носят просветительский характер. Их цель – изучение православного вероучения, объяснение богослужений Православной Церкви.

Форма работы и обоснование выбора темы, ее актуальность

Форма работы – урок - лекция в воскресной школе.

Выбранная тема - «Православный брак» на мой взгляд одна из актуальных тем настоящего времени. В современном обществе проблемы семьи и брака всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического бедствия в масштабах государства.

В современном обществе в последние годы стал четко заметен кризис семейной жизни. “Пробные браки”, когда мужчина и женщина договариваются – поживем пока так, а вдруг мы не подходим друг другу… Наконец – совсем уж странная форма сожительства, которую называют – “гражданский брак”, когда, фактически находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. И даже находясь в счастливом браке, люди иногда ссорятся.

В связи с вышесказанным очевидна необходимость обращения нашего общества к истинно христианским православным ценностям и духовно-нравственным традициям наших предков.

Характеристика аудитории, на которую рассчитана работа:

Воскресные школы при храмах Живоначальной Троицы в Чертаново и Живоначальной Троицы в Борисово включают в себя работу с разными социальными и возрастными группами людей. В том числе, это молодежь, люди среднего и старшего возраста. Слушатели – прихожане храма и те, кто стремится расширить свои знания о православной вере и культуре, понять и полюбить церковное богослужение. Именно на такую аудиторию и рассчитана данная работа.

Время на которое рассчитана лекция 90 минут.

Цель и задачи урока.

Цель урока: Подвести слушателей к мысли о необходимости осмысления реальной жизни современного человека и своей лично в свете христианских православных представлений о браке.

Задачи:

- донести до слушателей истинные ценности и идеалы христианского православного брака, то высокое отношение к браку, которое существует в христианстве.

- рассказать слушателям о литургическом смысле брака, о необходимости особой божественной благодати для достижения истинных целей брака.

1. Место выбранной темы в общей программе, с указанием ряда предыдущих и последующих тем (полная программа).

Выбранная тема является частью учебной дисциплины «Православный катехизис», которая предназначена для преподавания в воскресной школе слушателям вышеназванных категорий. Тема Брак стоит в ряду с темами, посвященными рассказу о таинствах православной Церкви. Предшествуют ей темы: «Таинства Церкви», «Таинство крещения», «Таинство миропомазания», «Таинство покаяния», «Таинство причащения». За ней следуют темы: «Таинство священства», «Таинство елеосвящения».

2. Богословское, духовно-нравственное содержание и основание материала работы.

«Брак - чудо на земле. В мире, где много разногласий и противоречий, брак - место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одним целым, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека,- оказываются единством». (2, стр.5)

«Весь мир Божий, сотворение человека, его жизнь, смерть и воскресение остаются тайной и являются таинством в том смысле, что существуют только благодаря благодати Божией. Брак сам по себе во многом удовлетворяет описанному пониманию таинства и уже в раю явился даром Божиим Адаму. В этом падшем мире брак эмпирически воспринимается каждым человеком тоже как благодатный дар любви и полноты». (3)

Таинство в обычном богословском смысле – это особое действие благодати Святого Духа в новозаветной Церкви, которое обновляет, соединяет с Богом, наполняет новой благодатной силой, дает новое качество жизни, направляет ее к спасительной цели.

В православной церкви Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.

«Брак есть таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей». (13, стр.129-130)

«Отдельные таинства лишь тогда приобретают подлинную реальность, когда выражают общую жизнь Церкви - Тела Христова. Крещение - это вход в Церковь; миропомазание - дар, которым определяется свободное развитие в Духе; священство - это ответственность за единство и созидание Тела; таинство елеосвящения открывает новые границы бытия в "новом Адаме", где нет ни болезни, ни смерти. Все эти индивидуальные аспекты жизни Тела имеют своим центром и вершиной Тайну, которая и делает Церковь Телом Христовым: Божественную Литургию, Евхаристию. Вне этого Тела не может быть таинств.

Поэтому значение брака как таинства не может быть осознано вне евхаристического контекста. Церковь с самых первых дней своего существования освящала лишь тот брак, который заключался между двумя членами Тела Христова; лишь он мог быть преобразован в реальность Небесного Царства. Только в плоти и крови Христовой двое христиан могут стать единой плотью на христианском пути - через Евхаристию, делаясь причастниками Тела Христова. Вот почему древние христиане заключали браки только во время Божественной Литургии, когда жених и невеста причащались Божественных Тайн; таким мог быть только первый брак, который обе стороны воспринимали как вечные узы, нерасторжимые и после смерти». (18)

Православное учение о браке различает так называемый естественный брак после грехопадения и таинство брака, понимаемое как возвращение браку его благодатной природы, сообщение ему в вечности еще более высокого достоинства, чем он имел в раю, в уподоблении единству Христа и Церкви. Это облагодатствование брака совершается Церковью через Ее благословение и, главным образом, - через укоренение брака, новой семьи в церковной жизни.

3. Методическая часть лекции.

Необходимым условием достижения положительного результата в ходе чтения лекции является не только качество подготовленного материала, но и то, насколько полно он был услышан и воспринят слушателями.

Многое во время чтения лекции зависит от того, сколько в выступление докладчик добавит своего личного, как достигнет убежденности и выразительности своей речи, мимики и жестов. Сказать убежденно – это сказать личностно, индивидуально, своеобразно, то есть с присутствием своего характера, темперамента. Можно прочитать цитату, а можно ее пережить вместе с обучаемыми. Этим как бы повторить рождение той или иной сокровенной мысли. Можно надеяться, что и личность в этом случае ответит вниманием и самоотдачей.

Доведение учебного материала в ходе лекции и степень его усвоения слушателями во многом зависит от умения лектора управлять вниманием аудитории. Управление вниманием – одно из важнейших умений педагога. Где внимание прекращается – там заканчивается обучение. Каждый лектор должен помнить, что внимание – основа понимания. Понимание – основа общения. Общение – основа приобретения знаний и воспитания. Как неоднократно повторял русский педагог Ушинский Константин Дмитриевич: «Внимание – это та единственная дверь нашей души, через которую проходит все, что есть в сознании».

В рамках устного изложения материала можно выделить такие его разновидности: описание-характеристика, повествование, рассуждение, объяснение, обоснование, беседа (диалог, дискуссия), анализ и обобщение, противопоставление и сравнение.

Метод показа (демонстрации) учебного материала реализуется путем показа заблаговременно разработанных материалов (слайдов). Показ видеофильма следует рассматривать как комплексный зрительно-речевой метод.