Вы наверняка заметите, что настоящая глава - самая длинная. Так вышло потому, что она содержит описание девяти способов превращения любых предметов, услуг и процессов в нечто новое.
Многое представлено здесь в виде конкретных примеров, что-то можно прочитать "по диагонали" или даже пропустить. Но при этом следует обратить пристальное внимание на все девять предложенных техник. Изучая их, спрашивайте себя: во что можно трансформировать телевизор, бутерброд, закладную на дом, портфель, любой другой предмет или явление? Как можно что-либо усовершенствовать? Новые идеи часто рождаются непроизвольно.
Можете вы превратить кролика в утку?
Если у вас ничего не получается, взгляните на рисунок -тут вам и бегущий кролик, и утка, опустившая крылышки (лапки слева, а голова справа).
Точно так же, манипулируя известными предметами или явлениями, вы можете превратить их в нечто новое.
А полученное новое, в свою очередь, можно превратить в нечто еще более новое. Если вы приструните свое воображение на первой же возникшей идее, это будет настоящим несчастьем.
Для того чтобы выдвинуть лучшую идею, надо генерировать их как можно больше. Не забывайте, что любая точка зрения является лишь одной из большого количества возможных.
Допустим, у вас есть мешок, наполненный множеством мраморных шариков, и среди них только один красный. Вероятность того, что кто-то наугад достанет именно этот кусочек мрамора, ничтожно мала. Если же добавлять все новые красные шарики, то такая вероятность будет постоянно возрастать.
Генерирование новых, альтернативных идей является столь же надежной и многообещающей процедурой, как добавление в мешок красных шариков. Быть может, вы и не вытащите желанный кругляшок, но никогда не повредит повысить свои шансы на успех. Создавая альтернативные варианты, вы ничего не теряете, а приобрести можете многое.
При поиске альтернативных вариантов происходит следующее:
1) одна из альтернативных идей может оказаться решением вашей проблемы;
2) альтернативная идея помогает иначе оценить компоненты стоящей перед вами задачи, сгруппировать их по-новому и решить задачу косвенным путем;
3) альтернативная идея может сыграть роль более удобной "стартовой площадки", нежели исходная;
4) одна из альтернатив может оказаться совершенно новой идеей - настоящим прорывом в будущее, не имеющим ничего общего с вашей проблемой. Когда такое происходит, у вас дух захватывает, во рту пересыхает, вам хочется пуститься в пляс. Александр Грэм Белл испытал нечто подобное, когда, пытаясь создать слуховой аппарат, изобрел телефон. Рэй Крок пробовал расширить рынок сбыта для своих мультимиксеров, а вместо этого разработал концепцию "быстрого питания", которая в корне изменила соответствующие привычки американцев;
5) можно отыскать множество альтернатив и в конце концов вернуться к исходной идее. Компиляция альтернативных вариантов, безусловно, не является преградой для использования наиболее очевидного подхода, просто она делает выбор этого подхода более осознанным. Вы выбираете данный вариант не потому, что он единственный, а потому, что он оказался лучшим из возможных.
Как вы думаете, сколько ответов можно дать на вопрос: "Что такое половина тринадцати?" Очевидный ответ, несомненно, - шесть с половиной. И все же, прежде чем читать дальше, попытайтесь придумать как можно больше вариантов ответа.
Вот примеры таких альтернативных вариантов: можно разделить пополам цифры 1 и 3(1/3) или буквы в слове "тринадцать" и получить пять(букв).
Если перевести число 13 в римские цифры и поделить пополам, то получится 11 и 2 (XI/II).
Если делить пополам другим способом, можно получить восемь (ЭШ*).
Альтернативы провоцируют, они заставляют отказаться от шаблонного мышления. Прочитав эту главу, вы увидите, что вас уже тянет идти новыми, неизведанными путями, потому что теперь вы понимаете: альтернативные варианты могут привести к удивительным прозрениям и идеям, столь же неожиданным, как форель в утренней овсянке.
План действий
SCAMPER - это список вопросов, способных подстегнуть рождение новаторских идей. Некоторые из этих вопросов были впервые предложены Алексом Осбор-ном, пионером обучения творчеству. Позднее они были сформулированы Бобом Эберле и сведены к мнемоническому** правилу:
S - Substitute? - Заменить?
С = Combine? - Комбинировать?
А = Adapt? - Адаптировать?
М = Modify? = Magnify?- Модифицировать? = Увеличить?
Р = Put to other uses? - Предложить другое применение?
Е = Eliminate or minify? - Устранить или уменьшить?
R = Revers? = Rearrange? - Поменять на противоположное? = Реорганизовать?
Применение метода "СКАМПЕР" предполагает следующие действия:
1) выделить задачу или проблему, которую вы хотите обдумать;
2) задавать на каждом этапе поиска решения задачи вопросы "СКАМПЕР" и смотреть, что из этого получается. Ставить перед собой такие вопросы - все равно что простукивать задачу молотком: а вдруг где-то да обнаружится пустота, которую необходимо заполнить.
Давайте рассмотрим задачу: как можно улучшить сбыт товара? В первую очередь, необходимо выделить все этапы процесса сбыта: исследование перспектив, презентации, преодоление возражений, "бумажная" работа, распределение времени и т. д. Затем следует отвечать на вопросы "СКАМПЕР", чтобы выдвинуть как можно больше идей, касающихся преобразования и совершенствования каждого этапа процесса сбыта.
Например, вы выделяете этап исследования перспектив. Применим к нему метод "СКАМПЕР". Спросите себя:
· Чем можно заменить нынешнюю процедуру исследований?
· Как можно скомбинировать исследования с иными процедурами?
· Что можно адаптировать или что можно скопировать с других методов исследований?
· Как можно модифицировать существующий метод исследований?
· Как можно расширить существующий метод исследований? Что можно к нему добавить?
· Можно ли найти другое применение существующему методу исследований?
· Что можно устранить из существующего исследовательского метода?
· Что будет, если поменять метод исследования на альтернативный?
· Как можно реорганизовать процедуру исследований?
Заставьте работать свое воображение более напряженно, продолжая задавать себе вопросы: "Как?..", "Почему?..", "Что еще?.."
Проделав эту процедуру в отношении каждого этапа процесса, вы выработаете максимальное количество идей, касающихся улучшения ситуации со сбытом товара.
Теперь предположим, что производитель скрепок для бумаги хочет усовершенствовать выпускаемую продукцию. Процесс поиска идей он может начать со следующих вопросов:
· Что можно заменить в скрепке?
· С чем можно скомбинировать скрепку, чтобы она превр тилась в нечто новое?
· Что можно адаптировать по отношению к скрепке?
· Как можно модифицировать скрепку?
· Что можно к ней прибавить?
· Какие другие способы применения можно предложить для скрепки?
· Что можно убрать из скрепки?
· Что можно поменять в скрепке на противоположное? Какой вид скрепок является наилучшим?
Один фабрикант решил заменить металл на пластик, прибавил к этому цвет и создал разноцветные пластиковые зажимы, которые не только скрепляют листы бумаги, но и помечают их - тем самым всем знакомой скрепке было найдено еще одно применение.
"СКАМПЕРБУРГЕР"
Рэй Крок, так и не закончивший среднюю школу, успел побывать и пианистом, и агентом по недвижимости, а затем в течение семнадцати лет продавал бумажные стаканчики. На шестом десятке Крок оставил свой бизнес и занялся сбытом мультимиксеров - маленьких бытовых приборов, мгновенно делающих молочные коктейли.
В один прекрасный день 1954 года небольшое кафе заказало Кроку восемь миксеров. Заинтригованный Крок поехал на своей невзрачной машине разузнать, в чем тут дело. Он был поражен размахом деятельности и широтой замыслов владельцев кафе Дика и Мориса Макдональдсов - они увлеклись концепцией быстрого питания на основе набора простейших компонентов. Макдональдсы упростили, уменьшили и сделали экономически более выгодной обычную торговую точку, где продавались гамбургеры.
Крок и Макдональдсы образовали товарищество, открывали одну за другой точки быстрого питания и успешно ими управляли. Однако происшедшее не было мгновенным успехом. Это был длительный путь преодоления препятствий и ошибок. Рэй Крок стал миллиардером, потому что сумел правильно ставить перед собой задачи и использовать для их решения всю информацию, имеющуюся в его распоряжении.
Если мы с помощью метода "СКАМПЕР" подвергнем анализу процесс решения задач, с которыми сталкивался Крок, то увидим следующее.
ЗАМЕНИТЬ?
Проблема: Макдональдсы показали себя не очень активными партнерами, и Крок опасался, что они просто продадут свое дело тому, кто захочет убрать их с дороги.
Решение: найти другого партнера. У Крока не было наличных денег, но все же он решил выкупить дело у Макдональдсов. Он обратился за кредитом в 2,7 миллиона долларов к финансисту Джону Бристолу. В итоге клиенты Бристола (фонды поддержки высших учебных заведений) на свои инвестиции получили 14 миллионов долларов. Следующее решение Крока: выйти на широкую общественность - что он и сделал в 1963 году, также обогатив многих своих инвесторов.
КОМБИНИРОВАТЬ?
Проблема: первое кафе быстрого питания было спроектировано Кроком для города Дес-Плейнс, штат Иллинойс, но для реализации проекта не хватало средств.
Решение: нужно скомбинировать свои планы с чужими. Крок продал половину собственности строительной компании в обмен на сооружение первого здания.
АДАПТИРОВАТЬ?
Проблема: Рэй Крок был заинтересован в развитии нового принципа организации общественного питания, но ему не хватало собственных идей.