Смекни!
smekni.com

Восьмая пузырьки мыслей глава девятая вопросы "скампер" (стр. 17 из 28)

Решение: нужно адаптировать чужие идеи. Крок был поражен, насколько бойко идет у Макдональдсов торговля гамбургерами и жареным картофелем в бумажных пакетиках. Он адаптировал простой метод Макдональдсов и создал новую концепцию быстрого питания.

МОДИФИЦИРОВАТЬ?

Проблема: жареный картофель, который подавали в первом заведении Крока в Иллинойсе, был безвкусным и мучнистым, в отличие от картофеля Макдональдсов. Крок снова и снова пробовал применять рецепт Макдональдсов, но безрезультатно. В конце концов один из друзей подсказал, как решить проблему. Оказалось, что Крок держал картофель в подвале, тогда как Макдональдсы - в ящиках, на степном ветерке.

Решение: необходимо изменить способ хранения продуктов. В подвале были установлены большие электрические вентиляторы.

УВЕЛИЧИТЬ?

Проблема: многие владельцы привилегированных предприятий хотели расширить предлагаемое гостям меню.

Решение: сделать гамбургер больше и дополнить меню несколькими новыми пунктами. Всем известный "Биг-Мак" был создан в результате конкурса "Создадим Биг-Мак!". Затем появились "Эгг-Макмаффин", "Филе-о-фиш" и "Чикен-Мак-наггетс".

ПРЕДЛОЖИТЬ ДРУГОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ?

Проблема: необходимо отыскать другие источники дохода.

Решение: вовлечь в операции с недвижимостью самих Мак-; Дональдсов. Фирма Крока начинает сдавать в аренду торговые

УБРАТЬ ИЛИ УМЕНЬШИТЬ?

Дроблена: дистрибьютеры булочек для гамбургеров поставляли их в упаковке, которая была удобна только для них самих; служащим Макдональдсов приходилось заниматься переупаковкой, чтобы находящиеся внизу булочки не раскрошились.

Решение: нужно снять проблему. Крок просто отказался вести дела с теми поставщиками, которые не согласились упаковывать в одну коробку меньшее количество булочек. Работникам Крока больше не нужно было тратить время на переупаковку, что сэкономило время и деньги. Кроме того, Крок отказался от услуг посредников и начал скупать на корню весь картофель от компании "Айдахо рассет барбанк".

РЕОРГАНИЗОВАТЬ?

Проблема: Крок хотел, чтобы его заведение и внешне отличалось от заведений конкурентов.

Решение: изменить архитектуру и дизайн. Ориентируясь на исходный красно-белый шаблон, Крок в шестидесятые годы ввел сидячие места, а в семидесятые - начал создавать автомобильные кафе.

Даже всем известный хот-дог появился в результате постановки в нужное время нужных вопросов. В 1904 году Антуан Фейхтвангер продавал сосиски на выставке в Луизиане. Сначала он предлагал их на тарелочках, но это оказалось слишком накладно. Затем он начал предлагать покупателям белые нитяные перчатки, чтобы никто не обжигал руки. Но перчатки тоже обходились дороговато - к тому же многие покупатели стремились унести перчатки с собой. Антуан и его шурин стали думать о том, что можно прибавить к сосиске, чтобы можно было держать ее, не обжигаясь. Шурин - по профессии пекарь -предложил: "А что, если я начну печь длинные булочки и делать на них продольный надрез, чтобы можно было положить осиску внутрь? Ты будешь продавать сосиски в тесте, а я буду продавать тебе булочки. Пожалуй, это может сработать!"

Если две зигзагообразные линии на рисунке слева сложить так, чтобы получился правый рисунок, то исходные линии мы уже будем воспринимать с трудом. Вместо этого мы увидим сплошную волнистую линию, пересекающую вертикальные черточки.

Манипулируя линиями, мы из двух элементов создали нечто новое. Используя метод "СКАМПЕР", вы также можете взять что-либо и каким-то образом преобразовать. Затем снова преобразовать - и так до тех пор, пока не родится оригинальная самостоятельная идея. Во время групповых сеансов решения проблем постановка вопросов "СКАМПЕР" помогает направлять воображение всей группы в нужное русло.

РЕЗЮМЕ

Известный карманный плейер "Волкмэн" превратился в популярнейшее электронное устройство потому, что некоторые умные головы - администраторы, инженеры и маркетологи - вовремя задали себе самые важные вопросы и создали настоящее чудо.

В 1978 году инженеры фирмы "Сони" пытались разработать миниатюрный портативный стереомагнитофон. Попытка не увенчалась успехом. В результате был создан маленький стереоплейер, который не имел функции записи. Изобретатели отказались от дальнейших разработок и стали под музыку этой "бесполезной игрушки" заниматься другими проектами.

Как-то раз Масару Ибука, почетный председатель фирмы "Сони", забрел в лабораторию и обратил внимание на то, что сотрудники слушают "неудачную машинку". И тут ему вспомнился проект, разрабатывавшийся в том же здании: требовалось создать легкий портативный головной телефон.

"А что, если их соединить?" - задался вопросом Масару Ибука. (Скомбинировать!)

"Можно ли отбросить функцию записи и сделать удачным изделие, которое будет просто воспроизводить музыку?" (Уменьшить!)

Ибука смешивал разные функции. Мысль, что плейер должен быть записывающим, настолько угнездилась во всех умах, что никому не приходило в голову обратное (реверсировать!). Даже когда Ибука сформулировал свою творческую идею, его не хотели слушать. Казалось невероятным, чтобы кто-нибудь захотел купить прибор, который не имеет усилителя и не может осуществлять запись. Но Ибука не был обескуражен.

- Наш рынок - это молодежь, которая хочет слушать сте-реомузыку, играя в теннис или в гольф или просто валяясь на пляже, и при этом никому не мешать, - говорил он. - Надо воспринимать этот прибор не как магнитофон, а как новый вид развлечения. (Предложить другое использование!)

Идея Ибуки заключалась в том, что молодые люди станут ходить с плейерами куда угодно, даже в библиотеку и в церковь.

- Надо добавить головные телефоны, - продолжал Ибука, - и тем самым резко повысить качество звучания. (Усилить!)

Фирма согласилась выпустить небольшую пробную партию плейеров, справедливо считая, что если вся партия просто залежится на рынке, ничего страшного с фирмой не произойдет.

Во время свободного танца исполнители могут импровизировать, чтобы лучше выразить музыкальную тему. В классическом балете каждый шаг, каждое движение заранее определены хореографом.

Эти линейные техники способствуют оптимальному упорядочению информации, чтобы вы двигались

Группа маркетинга получила для организации рекламной кампании всего 100 000 долларов и ничего для продвижения товара на рынок. Большая часть сметы была ориентирована на представление образцов плейера. Маркетологи решили заменить традиционные методы продвижения товара на рынок чем-то необычным. (Заменить!) Они нацелились на молодежный рынок. Бесплатные образцы были розданы звездам из мира музыки и шоу-бизнеса. Рекламные объявления о новом плейере не столько помещались в газетах, сколько распространялись на аудиокассетах. В день официального выпуска продукта на рынок фирма собрала представителей прессы (каждому был вручен новенький плейер), которых на автобусах отвезли в один из токийских парков. Там журналистов встретила толпа юнцов, приплясывающих под слышную только им музыку плейеров и разъезжающих на скейт-бордах и коньках вокруг репортеров. Представители прессы были в восхищении и на следующий день дали прекрасные отзывы о новом продукте.

Угадайте, что произошло дальше? Подростки практически не отреагировали на появление плейера, но тем не менее сбыт нового товара рос с фантастической быстротой. Плейеры с удовольствием покупали молодые "яппи".

Эта социальная группа, включающая состоятельных и энергичных молодых людей, сделала музыкальные записи важным элементом своего образа жизни. У "яппи" уже имелись предварительно записанные кассеты, им нравилось демонстрировать свой материальный достаток, и отныне они могли вести машину, играть в гольф или просто ехать на работу, наслаждаясь прекрасными записями. Фирма "Сони" мгновенно уловила особенности нового рынка сбыта и изменила политику цен, тактику рекламы и маркетинга. (Модифицировать!)

Задавая себе правильные вопросы, Ибука взял "странный предмет" - магнитофон, неспособный записывать и не имеющий усилителя, - и создал новый продукт, который ввел всех нас в эпоху "культуры наушников".

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

ЯЩИК ИДЕЙ

В битве действуют только обычные и сверхмощные силы.

Но число их сочетаний безгранично. Никто не в состоянии осознать их все.

Сунь-цзы

В игре в покер самая высшая комбинация -прямой флеш, то есть пять последовательных карт одной масти.

Если вам будет позволено оставить себе одну карту по своему выбору, отбросить остальные карты и без ограничений вытаскивать из колоды новые, то в конце концов вы получите прямой флеш. При известном количестве карт существует огромное количество сочетаний - либо хороших, либо бесполезных. Чем больше сочетаний вы переберете, тем больше у вас шансов получить выигрышную комбинацию. Такова сущность "ящика идей".

"Ящик идей" разработан на основе так называемого морфологического блока, честь изобретения которого приписывается доктору Фрицу Цвики. Речь идет о способе автоматически комбинировать параметры задачи для выработки новых идей (в данном случае под "параметрами" следует понимать характеристики, различные факторы, переменные и составляющие). Вы выбираете число и вид параметров задачи. Очень важно выявить эти параметры и составить список вариаций для каждого из них.