Смекни!
smekni.com

Восьмая пузырьки мыслей глава девятая вопросы "скампер" (стр. 19 из 28)

Эта случайная комбинация подсказала продавцу идею разработки системы ароматизации воздуха. Нажав на кнопку, водитель может выбрать один из ароматов (жасмин, мята, духи, кожа), подающийся в салон через кондиционер воздуха.

Эти мягкие ароматы, по мнению изобретателя, должны повысить комфортность вождения. Он собирается продать патент автомобильным заводам.

РЕЗЮМЕ

В процессе написания стихотворения вы начинаете понимать, что уже сама по себе необходимость ограничивать выбор слова рамками стихотворного размера требует от вас поиска. Вы будете отвергать одни варианты и подыскивать другие, каждый раз выстраивая слова иным способом, побуждающим воображение работать еще активнее. Форма есть способ поиска новых значений, служащих стимулом к переосмыслению. Подумайте, сколько таких новых значений Шекспир ввел в свои пьесы, написав их белым стихом, а не прозой, или в свои сонеты, ограниченные четырнадцатью строками. Если вы постараетесь уложить задачу в рамки "ящика идей", это упростит ее и представит в сжатом виде. Вообразите себе мима, который показывает человека, прогуливающего собаку. Вытянутая рука мима как бы сжимает собачий поводок. Когда мим дергает рукой вперед или назад, вы представляете собаку, натягивающую поводок, дабы обнюхать что-то для нее интересное. Собака и поводок становятся реальными участниками сцены, хотя на самом деле ни того ни другого нет и в помине. "Ящик идей" дает вам возможность увидеть связь (мим и его рука), и это подстегнет ваше воображение, позволит заполнить пробелы (поводок и собака) и выработать новые идеи.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

РЕШЕТКА ИДЕЙ

Искусный военачальник сумеет занять неуязвимую

позицию и не упустит случая превзойти противника.

Сунь-цзн

Во Вселенной господствует строгий порядок. Монета, подброшенная вверх, каждый раз со звоном шлепается на пол. Так как существует определенная последовательность, явления можно разграничить и осмыслить. Когда НАСА* запускает четыре ракеты с интервалом в полсекунды, они оставляют практически один след. Можно сказать, что "в одно и то же время" мы видим четыре ракеты. Но это иллюзия одновременности - мы пытаемся упорядочить спонтанные вещи.

На рисунке две горизонтальные линии равны, хотя верхняя кажется длиннее.

Перед вами так называемая иллюзия Понзо, и эффект ее объясняется тем, что мы пытаемся охватить изображение в целом, руководствуясь в восприятии вертикальных линий привычным образом уходящих вдаль железнодорожных рельсов. Единственный способ установить реально существующую картину - это исследовать каждую линию в отдельности как-самостоятельный случай.

Мир бизнеса также состоит из отдельных самостоятельных объектов, хотя мы и говорим зачастую: "Хороший бизнес" или "Устойчивый рынок сбыта", - как если бы все их объекты были единым организмом. Чтобы найти свою нишу в мире бизнеса, надо рассмотреть его отдельные составляющие и понять их взаимосвязь. Сделать это позволяет "решетка идей".

План действий

В основе метода лежит решетка ФКБ, мощный инструмент, дающий возможность сжато представить огромное количество информации. Эту решетку разработал в 1978 году Ричард Вон, директор исследовательского отдела всемирно известной рекламной корпорации "Фут, коун энд белдинг".

· В ячейки позиции "Высокие денежные затраты" попадает дорогостоящая продукция, например машины и морские суда.

· В ячейки позиции "Низкие денежные затраты" - более дешевая продукция, например предметы домашнего обихода.

· В ячейках графы "Мысли" располагаются печатная, аналитическая, познавательная продукция, в которой до потребителя доводится различная информация, например об автомобилях, лодках, компьютерах, видеокамерах и т. д.

· В ячейках графы "Чувства" располагаются продукция и услуги, ориентированные на удовлетворение эмоциональных потребностей и желаний, например организация путешествий, парфюмерия, косметика и т. д.

Исследовав само изделие и его потенциальный рынок сбыта, вы помещаете свою продукцию на определенное место решетки. Например, страхование жизни попадет в верхний левый квадрант, средство от насекомых - в нижний левый, а недорогие ювелирные изделия - в нижний правый.

С определением места продукции вы получаете мощную базу для выдвижения идей. Поскольку используемый при этом "визуальный язык" понимается интуитивно, вы способны прочесть и понять схему буквально тотчас. Это как впечатление от первой встречи с океаном: едва бросив на него взгляд, вы узнаете о его необъятных просторах столько же, сколько увидели бы за целый месяц наблюдений.

Решетка ФКБ дает вам возможность:

· идентифицировать "белые пятна" на рынке;

· предсказать потребность в новых продуктивных идеях;

· продумать рекламную стратегию;

· изменять положение вашей фирмы и выпускаемой продукции путем:

· минимального дистанцирования от конкурента, которого вы желаете обогнать;

· максимального дистанцирования от конкурента с подчеркиванием коренных отличий между вами;

· сохранения положения без изменений с попыткой изменить восприятие потребителей.

При проведении анализа старайтесь заполнять решетку ФКБ четко и ясно, в несколько строк. Решетка, изобилующая подробностями, трудна для использования и теряет всякий смысл. Это вроде как часть веревки, рассматривать которую имеет смысл только в связи с предметами, каковые она соединяет вместе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕШЕТКИ ФКБ

Люди воспринимают воздушный шар как сплошную прочную оболочку, наполненную воздухом. Но если вы станете рассматривать оболочку воздушного шара под микроскопом, то обнаружите, что она отнюдь не сплошная, в ней полно дыр. Воздушный шар - это своего рода сетка, ячейки которой так малы, что не пропускают молекулы находящегося внутри воздуха. Фактически во Вселенной не существует идеально сплошных поверхностей.

Точно так же и в мире бизнеса нет компаний, в которых не было бы "дыр", или рынков без свободных ниш. Одним из способов разработки новых идей является выявление незаполненных ниш на рынке, в промышленности, в бизнесе. И тут "решетка идей" значительно облегчает поиск.

Один крупный издатель поставил перед собой задачу: создать ни на что не похожую книгу по садоводству для детей от четырех до двенадцати лет.

Для начала он пошел обычным путем исследований, обзоров, опросов, сбора сведений о реализации. Изучив работу шести крупных издательских фирм, он установил, что большинство детских книг по садоводству представляют собой написанные Доступным языком, хорошо иллюстрированные, приемлемые по цене учебные пособия. Издатель начертил решетку и разместил продукцию всех шести издательств на различных уровнях нижнеголевого квадранта напротив позиции "Низкие денежные затраты" и в графе "Мысли".

Затем он изучил решетку и определил основные варианты выбора:

1. Нижний левый квадрант: можно выпустить книгу по садоводству как недорогое интеллектуальное издание, которое заняло бы свое место рядом с ему подобными.

2. Верхний левый квадрант: можно создать дорогостоящую интеллектуальную книгу, например энциклопедию или какое-нибудь иное справочное издание.

3. Верхний правый квадрант: можно выпустить элитную книгу, призванную воздействовать на эмоции, подобно тому как это происходит с альбомами по искусству и с другими богато оформленными изданиями.

4. Нижний правый квадрант: можно создать недорогую книгу, рассчитанную на эмоциональное восприятие, например просто книгу с цветными иллюстрациями или с не очень дорогим оформлением.

Издатель тщательно рассмотрел все варианты и решил остановиться на нижнем правом квадранте.

Воспользовавшись решеткой ФКБ в поисках свободной ниши на книжном рынке, издатель обнаружил, что нужная идея буквально лежит на поверхности.

Идея: книга с цветными иллюстрациями под названием ""Выращивание" овощного супа". Речь в ней идет о великолепном овощном супе, она знакомит юного читателя со всеми этапами предварительной работы: посев семян, поливка, прополка, созревание овощей и, наконец, приготовление супа.

Эта книга стала бестселлером.

КАК ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ РЕШЕТКОЙ ИДЕЙ ФИРМА "ЭППЛ"

Нередко для того чтобы добиться нужного результата, требуются не только идеи, но и усердие, а также творческое воображение. Собственно говоря, в чем заключается сущность конкуренции? В создании оригинальной, уникальной продукции, которая выгодно отличалась бы от товара конкурента. Однако случается, что продукция даже с ярко выраженными функциональными отличиями не находит спроса до тех пор, пока ее создатели мысленно не представят, где именно ее можно использовать.

Возьмем, к примеру, компьютеры фирмы "Эппл". Их невероятный успех объясняется вовсе не малыми габаритами и низкой ценой. В конце концов, с чего бы это люди стали покупать сверхсложное электронное устройство никому не известной компании, выглядящее как детская игрушка? Фирма "Эппл" не могла настаивать на превосходстве своих компьютеров над продукцией "IBM", "Диджитэл эквипмент", "Дэйт дженерал" или "Прайм" - вспомните столпотворение на компьютерном рынке того времени. Вместо этого сотрудники фирмы "Эппл" постарались мысленно представить, какое место займет их компьютер на рынке сбыта.