Каждая игра для ума является специфической техникой выработки идей для решения задач. Все главы содержат план действий, дающий точные инструкции по применению техники и объяснение ее работы. Книга изобилует историями, анекдотами и примерами из жизни, когда наши герои успешно использовали эти технические приемы для генерирования новых идей. Я называю этих людей героями, потому что они оставили после себя след: идею, изделие, товар или услугу, отмеченные печатью новаторства.
Кроме того, чтобы продемонстрировать работу различных техник, в книге широко используются рисунки, загадки, схемы, гипотетические примеры. Некоторые из приведенных примеров являются готовыми идеями для разных видов бизнеса, товаров и услуг. Эти идеи суть настоящее золото, намываемое в нескончаемом потоке слов.
Каждая глава начинается вдохновляющим эпиграфом из книги легендарного мастера Сунь-цзы "Искусство войны". (Суэнь-цзы - знаменитый древнекитайский полководец и военный теоретик, живший в конце VI - начале V в. до н.э. (Здесь и далее прим. ред., если не будет оговорено особо.) Сунь-цзы написал эту выдающуюся книгу в Китае 2400 лет назад. Изложенные в его труде принципы применимы не только к войне, но и к творчеству и к бизнесу. Для предпринимателей Японии эта книга уже давно стала классикой, сейчас ее изучают во многих бизнес-школах во всем мире. Капитаны бизнеса от Токио до Уолл-стрита цитируют слова Сунь-цзы и применяют его тактику и стратегию на практике.
Мой друг Хэнк Целлер (руководитель, предприниматель, изобретатель и поэт) однажды дал следующее определение творчества: "Когда понимаешь, что придумал нечто, превосходящее все, достигнутое ранее, чувствуешь, как волосы встают дыбом, испытываешь такое благоговение, как если бы услы-шал шепот самого Господа Бога".
ВСТУПЛЕНИЕ
Глава первая "Первичная раскрутка" поможет вам преодолеть страх, сомнения и неуверенность в своих творческих способностях.
В главе второй "Подкачка ума" дается система упражнений, позволяющая генерировать идеи. Чтобы стать творческой личностью, вы в первую очередь должны поверить, что это действительно возможно, и начать жить как творческая личность.
Посмотрите на рисунок. Вы видите две прямые, но можете создать и третью. Для этого поднесите книгу к глазам и расположите ее так, чтобы точка пересечения линий оказалась прямо перед вами. Сведите глаза в этой точке. Теперь вы видите третью линию? (Она кажется коротким штырьком, торчащим из страницы.)
Если вы поверите в свое творческое начало и станете действовать именно творчески, вы начнете создавать идеи буквально из ничего.
Ценность генерируемых идей в значительной степени зависит от формулировки стоящей перед вами задачи. В главе третьей "Выбор задачи" показано, как сформулировать задачу таким образом, чтобы уже в самой постановке вопроса чувствовался путь решения.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПЕРВИЧНАЯ РАСКРУТКА
Спасение от поражения в наших руках.
Сунь-цзы
Когда мы находимся в подавленном состоянии, наши мысли существенно отличаются от тех, что приходят на ум в хорошем расположении духа. Ощущая себя богатым или преуспевающим человеком, вы мыслите совершенно иначе, чем если бы считали себя вечным неудачником. Точно так же, когда мы настроены творчески, наши мысли совсем не походят на те, какие посещают нас в рутине будней.
Ученые установили, что физиологические процессы организма человека поддаются контролю сознания. Можно привести себя в такое состояние - характеризующееся определенной химической реакцией в головном мозге, - при котором мышление станет более позитивным. Несколько простых упражнений, приведенных в этой главе, помогут вам преодолеть страх, сомнения и неуверенность, укрепят вашу веру в себя и разовьют творческий подход к жизни.
Для творчества нет ничего более губительного, чем страх, сомнения и неуверенность. И все же многие люди позволяют им управлять своей жизнью.
Гораздо полезнее научиться ставить страх, сомнения и неуверенность под контроль, преобразуя деструктивное, негативное отношение к происходящему в новую, позитивную реальность. Чтобы это удалось, нужно в первую очередь признать существование вышеупомянутых негативных чувств, а затем сосредоточить всю свою энергию на тех чувствах, которыми вы хотите их заменить.
Представьте, что вы ведете машину и вдруг загорается индикатор давления масла, показывающий, что двигатель перегрелся. Это негативный факт. Вы не игнорируете его, но и не даете страху вас парализовать. Вы просто заезжаете на станцию техобслуживания, устраняете неполадки и едете дальше.
Рассматривая тот же случай, следует отметить, что вы не следите непрерывно за датчиком давления масла, это не поглощает все ваши мысли. Думая только об уровне масла, вы двигались бы слишком медленно и неуверенно - если у вас вообще хватило бы духу сдвинуться с места. Точно так же надо относиться к страху и сомнениям. Вам следует осознать, что они существуют, и начать заменять их более позитивными мыслями.
Прескотт Лекки, основатель так называемой психологии самоотражения, разработал метод, заключающийся в том, чтобы при любом субъективном восприятии определять, какие его негативные аспекты не согласуются с уже укоренившимися представлениями и убеждениями. Лекки полагал, что стремление к согласованности заложено в человеке генетически: если какая-то мысль не согласуется с устоявшимися идеями и понятиями, она попросту отвергается.
Лекки обнаружил, что есть два мощных рычага, с помощью которых можно существенным образом изменить свои представления и преодолеть страх, воздействующий практически на каждого. Вот эти рычаги:
1. Вера в то, что человек способен выполнить свою часть работы, удержать свой "конец бревна", воспользоваться определенной независимостью.
2. Вера в то, что в каждом человеке есть нечто, делающее его
не менее талантливым, чем все остальные, что нельзя принижать себя и пренебрежительно к себе относиться.
Одним из пациентов Лекки был коммивояжер, который боялся звонить клиентам, занимающим высокое служебное положение. Лекки спросил пациента:
- А вы можете опуститься на четвереньки, вползти в кабинет высокопоставленного лица и пасть перед ним ниц?
- Конечно, нет! - возмущенно воскликнул коммивояжер.
- Так почему в своих мыслях вы ползаете и пресмыкаетесь? Неужели вы не видите, что поступаете именно так, когда
чересчур заботитесь о том, какое впечатление производите? Разве вы не видите, что буквально вымаливаете себе одобрение как личности?
Важно понять: чтобы сознательно заменить свои негативные мысли на позитивные, не обязательно становиться другим человеком, не нужно коренным образом менять себя и свою жизнь.
Генерала Джорджа Паттона как-то спросили, испытывает ли он неуверенность и страх перед битвой. Генерал ответил, что ему нередко доводилось переживать страх и перед сражением, и во время него, но... Тут он произнес знаменательную фразу: "В бою страх никогда не был моим советчиком".
"ТИК-ТАК"
Это очень действенное упражнение, базирующееся на работах Прескотта Лекки. Оно помогает преодолеть страх, сомнения и неуверенность. Вам предлагается записывать свои страхи, открыто противостоять им и заменять их на позитивные мысли, которые помогут добиться успеха.
План действий
1. Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам достичь поставленной цели. Запишите их в графу "Тик".
2. Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи.
Проанализируйте, насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преувеличили значение нега
тивных мыслей и явлениий.
3. Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную, объективно выверенную. Запишите это в графу "Так".
Ниже следуют два примера выполнения упражнения "Тик-так". Первый связан со страхом высказывания новой идеи начальству; второй - с опасениями перед выпуском новой продукции. В графе "ТИК" отражены отрицательные мысли; в графе "ТАК" - положительные.
"ТИК-ТАК" № 1
ТИК | ТАК |
Это не имеет смысла. На руководящих должностях люди опытные, и они наверняка об этом уже думал и. | Идея не обязательно должна быть эффектной. В конце концов, получить ошеломляющие результаты иногда удается после шагов, которые поначалу кажутся незначительными. Будь я владельцем компании, разве мне не хотелось бы, чтобы мои служащие высказывали ценные мысли? Я просто буду записывать все свои сомнения и постараюсь опровергнуть их одно за другим. |
Эта мысль настолько нетрадиционная, что меня просто засмеют. | Пусть даже мое предложение отвергнут, но я заслужу уважение. Люди уважают тех, кто творчески относится к делу и стремится улучшить существующий порядок вещей. Наконец, кто не рискует, тот не пьет шампанское. Чем рискованнее идея, тем больше потенциальное вознаграждение. |
До сих пор мне не удавалось придумать что-то новое. Самое разумное, что я могу сделать,- это не рисковать. | Мне кажется, что мои негативные ощущения отражают следующее: "Раз я так чувствую, значит, так оно и есть". Моя настоящая проблема заключается в искаженном восприятии самого себя. Неужели фирма наняла бы меня на работу, будь я действительно так плох? |
В прошлый раз мое предложение с треском провалилось, а идея Тома была принята. Боюсь, что и на этот раз меня постигнет неудача. | Я преувеличиваю значение событий - собственный провал и успех Тома. Томас Эдисон однажды сказал, что путь к успеху лежит через неудач и. Бездействовать - это преступление. Вместо того чтобы стараться не ошибиться, надо пытаться сделать что-то правильно. |
"ТИК-ТАК" №2