Такие убийства и жестокое обращение противоречат международным конвенциям, в частности статье 46 Гаагских правил 1907 года, противоречат законам и обычаям войны, общим принципам уголовного права. Такие убийства и жестокое обращение имели место в концентрационных лагерях и подобных учреждениях, устроенных обвиняемыми, и в частности в концентрационных лагерях в Бельзене, Бухенвальде, Дахау, Бриндонке, Грине, Наувейлере, Вигхте, Амерсфурте и в значительном количестве крупных и мелких городов и деревень, включая Орадур Сюр, Глан и Осло.
После вторжения в Польшу и СССР, германское правительство и германское верховное командование начали проводить систематическую политику убийства гражданского населения восточных стран и жестокое обращение с ним по мере того, как эти страны оккупировались немецкими вооруженными силами.
В течение всего периода германской оккупации западных и восточных стран германское правительство и верховное командование проводили политику увода физически здоровых граждан из оккупированных стран в Германию и в другие оккупированные страны для работы на положении рабов на военных заводах и для других работ, связанных с военным усилением Германии.
Такой увод в рабство противоречил международным конвенциям, в частности статье 46 Гаагских Правил 1907 года, законам и обычаям войны, общим правилам уголовного права.
Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а так же с лицами, находившимися в плавании в открытом море.
Военнослужащих тех стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, часто убивали, когда они сдавались в плен. Эти убийства и жестокое обращение производились вопреки международным конвенциям, в особенности статьям 4,5,6,7 Гаагских Правил 1907 года и статьям 2,3,4,6 Конвенции о военнопленных (Женева, 1929 год), законам и обычаям войны, общим правилам обращения с военнопленными.
Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью.
Такие действия нарушали статью 45 Гаагских Правил 1907 года, законы и обычаи войны, основные принципы уголовного права.
На некоторых оккупированных территориях, аннексированных Германией, обвиняемые методично и неуклонно пытались ассимилировать эти территории с Германией в политическом, культурном, социальном и экономическом отношении.
Эти действия противоречили статьям 43,46,55,56 Гаагской конвенции 1907 года, основные принципы уголовного права, законы и обычаи войны.
Все обвиняемые совершили преступления против человечности в период с 1939 года по 8 мая 1945 года в Германии и на территориях, оккупированных германскими вооруженными силами начиная с 1 сентября 1939 года, а также в Австрии, Чехословакии, Италии и в открытом море. Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления тех граждан, которые были врагами нацистского правительства, и общего плана или заговора, описанных в разделе 1, или подозревались в этом, или рассматривались в качестве возможных врагов. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, содержали их в так называемом "предварительном заключении" и концентрационных лагерях, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.
Одной из основных причин приведших к тому, что выявление находящихся в США нацистских преступников практически не проводилось, а дела обнаруженных преступников расследовались поверхностно, была атмосфера холодной войны.
Так, в 60-е годы правительство СССР периодически требовало выдачи нацистских преступников, которые стали гражданами США. Ответов на эти требования госдепартамент не давал, объясняя это тем, что между США и СССР не было договора о выдаче. А в 50 – 60-е годы преследование нацистских преступников вообще прекратилось.
Начиная с середины 70-х годов ситуация изменилась. В средствах массовой информации распространялись сведенья о массовых уничтожениях нацистами людей. Так, в 1978 г. телевизионная компания NBC подготовила четырехсерийную передачу об уничтожении евреев во время второй мировой войны, которую посмотрели в США 120 млн. человек. Позднее эта телепередача демонстрировалась в Европе. Вскоре в 50 районах США в экспериментальном порядке стали преподавать школьникам тему «Уничтожение евреев во время второй мировой войны».
Противодействие выявлению нацистских преступников и расследованию их злодеяний оказывают иммигрантские организации, заинтересованные в том, чтобы скрыть причастность проживающих в США бывших нацистов и их приспешников к совершенным злодеяниям либо оправдать их преступления.
Вопросы лишение американского гражданства и выдворения из США лиц, совершивших нацистские преступления, решаются в судебном порядке. Если иск будет удовлетворен, это означает, что иммиграционная виза была получена незаконно, а удостоверение о натурализации признается недействительным. Таким образом, ответчик оказывается иностранцем, находящимся на территории США незаконно и подлежащим выдворению из страны (депортации). После многих продолжительных судебных процедур депортирование нацистского преступника оказывается практически неосуществимым, если Соединенным Штатам не удастся найти страну, которая согласилась бы его принять.
Также серьезным препятствием к привлечению к суду нацистских преступников оказывается фактор времени: исчезают доказательства преступлений нацистов. Бывшие нацисты стареют и умирают. То же происходит и со свидетелями их преступлений. Все меньше остается очевидцев, и память их слабеет. Огромный период времени, прошедший в жизни людей, привел к значительным изменениям во внешности, это затрудняет их опознание.»[6]
1 октября 1946 г. Международный Военный Трибунал в Нюрнберге вынес приговор группе главных военных преступников. В нем был закреплен принцип ответственности за совершение и соучастие нацистских преступлений.
Международный военный трибунал приговорил:
Геринга (2.2,2.3,2.4,2.5) [7], Риббентропа (2.2,2.3,2.4,2.5), Кейтеля (2.2,2.3,2.4,2.5), Кальтенбруннера (2.2,2.3,2.4,2.5), Розенберга (2.2,2.3,2.4,2.5) , Франка (2.2,2.4,2.5), Фрика (2.2,2.3,2.4,2.5), Штрейхера (2.2,2.5), Заукеля (2.2,2.3,2.4,2.5), Йодля (2.2,2.3,2.4,2.5), Зейсс-Инкварта (2.2,2.3,2.4,2.5), Бормана (2.2,2.4,2.5) (заочно) к смертной казни через повешение.
Гесса (2.2,2.3,2.4,2.5), Функа (2.2,2.3,2.4,2.5), Редера (2.2,2.4,2.5) – к пожизненному заключению.
Шираха (2.2,2.5), Шпеера (2.2,2.3,2.4,2.5) – к 20, Нейрата (2.2,2.3,2.4,2.5) – к 15, Деница – к 10 годам тюремного заключения.
Фриче, Папен, Шахт были оправданы.
Переданный суду Лей незадолго до начала процесса повесился в тюрьме, Крупп был признан неизлечимо больным, и дело по нему было прекращено.
Трибунал признал преступными такие организации третьего рейха, как охранные отряды нацистской партии (СС), тайную полицию (гестапо), службу безопасности (СД) и руководящий состав нацистской партии, разоблачил преступническую роль и непосредственное участие германских монополий, гитлеровского генералитета и верховного главнокомандования в развязывании агрессии.
Осужденные, кроме Кальтенбруннера, Шираха, Шпеера, подали ходатайство о помиловании. После отклонения ходатайств Контрольным советом, приговоренные к смертной казни, за исключением Геринга, который незадолго до казни отравился, были в ночь на 16 октября 1946 года повешены в здании Нюрнбергской тюрьмы.
Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера, наказал как уголовных преступников государственных деятелей, виновных в подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, справедливо покарал организаторов и исполнителей преступных планов истребления миллионов людей и покорения целых народов.
Как можно было заметить, не все нацистские преступники были наказаны. Некоторым удалось скрыться и избежать правосудия. Их поиски ведутся и в наши дни.
Вопросы выдачи и наказания нацистских преступников стали самыми важными после Нюрнбергского процесса. Так на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г. была подписана резолюция, которая рекомендовала правительствам стран, входящих в ООН «принять немедленно все нужные меры для того, чтобы военные преступники были арестованы и высланы в те страны, где они совершали преступления, для суда и наказания согласно законам этих стран». Так же призывали поступить и странам не являющимися членами ООН. Но в этой резолюции не решался вопрос о том, следовало ли тем странам, на территории которых совершались преступления, направлять специальные требования об аресте и выдаче преступников, как это предусмотрено международным правом.
Большим шагом в развитии принципа выдачи лиц, совершивших преступления против человечества, имело принятие 14 декабря 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о территориальном убежище. В ней говорилось, что на право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества.
На XXIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 26 ноября 1968 г. была принята имеющая огромное значение Конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.
В резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1983 г., было вновь подтверждено, что привлечение к ответственности и наказание за нацистские преступления представляют собой обязательства для всех государств.