Смекни!
smekni.com

Особенности пищи в похоронно-поминальной обрядности (стр. 1 из 6)

Содержание

стр

Введение………………………………………………………………………………. 3-4

Глава 1.Особенности пищи в похоронно-поминальной обрядности…………….. 5-7

1.1Похоронная пища…………………………………………………………… 5

1.2 Поминальная пища после погребения усопшего (9–й день, сороковой

день)……………………………………………………………………………5-6

1.3 Поминальная пища во время религиозных праздников…………………..6-7

Глава 2. Особенности пищи в свадебной обрядности……………………………….8-10

2.1 Особенности свадебного стола в сёлах Губкинского и Волоконовского

районов………………………………………………………………………8

2.2 Хлеб на разных этапах свадебной церемонии …………………………...8-9

2.3. Свадебные блюда и их значение в брачном ритуале…………………...9-10

Глава 3. Рецепты поминального и свадебного стола сел Губкинского и

Волоконовского районов…………………………………………………...11-14

3.1. Курник……………………………………………………………………. 11

3.2. Свадебный суп…………………………………………………………..11-12

3.3. Холодец …………………………………………………………………..12-13

3.4.Жаренный поросёнок……………………………………………………13-14

Заключение……………………………………………………………………………….15

Приложения:

Приложение №1 Копия фотографии «Щи»…………………………………………..16

Приложение №2 Копия фотографии «Окрошка»……………………………………..16

Приложение №3 Копия фотографии «Лапша»………………………………………...17

Приложение №4 Копия фотографии «Блины»………………………………………...17

Приложение №5 Копия фотографии «Пирожки жареные»…………………………...18

Приложение №6 Копия фотографии «Пирожки печёные».…………………………..18

Приложение №7 Копия фотографии «Кутья»………………………………………….19

Приложение №8 Копия фотографии «Вино»…………………………………………..19

Приложение №9.1 Копия фотографии «Квас»………………………………………….20

№9.2 Плакат «Пейте фруктовый квас» ………………..………………….20

Приложение №10 Копия фотографии «Кисель»……………………………………….21

Приложение №11 Копия фотографии «Курник»……………………………………….21

Приложение №12 Копия фотографии «Свадебный каравай»………………………….22

Приложение №13 Копия фотографии «Холодец»……………………………………….23

Приложение №14 Копия фотографии «Борщ»………………………………………….24

Приложение №15 Копия фотографии «Картофель»……………………………………25

Приложение № 16 Копия фотографии «Каша»………………………………………….25

Приложение № 17.1 Копия фотографии «Отец Кирилл (Волошенко), настоятель

церкви Сретения Владимирской иконы Божией Матери с. Ольшанка Губкинского

района в 1968 – 1986 гг. с прихожанами на поминальной трапезе»…………………..26

№17.2 Копия фотографии «Похороны на сельском кладбище 1970-е гг.»...26

Приложение №18 Ксерокопии иллюстраций «Свадебный пир»………………………27

Приложение №20 Ксерокопия фотографии «Молочные поросенок на свадебном

столе»………………………………………………………………………………………..28

Приложение №21 Воспоминания Чуевой Татьяны Сергеевны, жительницы села Сергиевка Губкинского района………………………………………..………………….29

Приложение №21 Воспоминания Елисеевой Галины Васильевны жительницы с. Коновалово Волоконовского район……………………………………………….………30

Приложение №22 Воспоминания Мухартова Ивана Васильевича, жителя села Коновалово Волоконовского района……………………………………………………31

Использованная литература……………………………………………………………….32

Введение

В 2007 году лето я провел в гостях у своих родственников в Волоконовском районе и в селах Архангельское и Никаноровка Губкинского района. Этот год в этих селах был богат на свадьбы. К сожалению, в этот год ушли из жизни многие дорогие мне люди. Бывая на этих мероприятиях, я обратил внимание на столы, которые накрывают в честь этих событий. Меня поразило, что набор блюд во многом похож. О своих наблюдениях я рассказала своему учителю истории Рожновой Елене Николаевне. Она предложила организовать в эти сёла экспедиции, с целью изучения особенностей пищи в похоронно-поминальной и свадебной обрядности.

В 2009, 2010 году члены школьного научного общества «Исследователь» побывали в двух экспедициях в селах Погромец, Коновалово, Покровка, Пятницкое Волоконовского района и сёлах Никаноровка и Сергиевка Губкинского района. Главная задача этих экспедиций сбор материалов об особенностях пищи в похоронно-поминальной и свадебной обрядности этих сел.

Пища - непременный атрибут различных ритуальных циклов: семейного (свадебный, родильно–крестильный, именинный, похоронно – поминальный), хозяйственного (трудовой, скотоводческий), календарного (праздничный). Будучи по характеру обрядовой, она обладает ярко выраженной сакрально-магической направленностью, является аллегорически насыщенной. По этому поводу Л.Н. Толстой писал: «Воспроизведение этих ритуальных ритуалов, их структуры, отдельных элементов этой структуры или отдельных реалий, персонажей, вербальных компонентов используется для актуализации стоящей за ними, закреплённой за ними ими мифологической сениматики, необходимой при совершении каких-то магических, охранительных, лечебных действий»[1]. Символика обрядовых кушаний имеет глубокие языческие и христианские корни.

В Белгородской области в настоящее время сохраняются многие старинные обряды, семейного цикла, важным компонентом которых являются разнообразные продукты питания и блюда.

Актуальность вышесказанного определило тему исследования «Характеристика крестьянской обрядовой пищи сёл Губкинского и Волоконовского районов Белгородской области».

Новизна нашего исследования состоит в том, что нами предпринята попытка изучить особенности поминальной и свадебной пищи Белгородской области, на примере 5 сёл Губкинского и Волоконовского районов, сделать сравнение и увидеть различия.

На эту тему нам не встретилось ни одного исследования. Авторы данной работы 4 года занимались исследовательской работой в школьном этнографическом музее «Русская горница», в экспедициях, в музеях Белгородской и Воронежской областей.

В связи с вышесказанным мы в данной работе опирались на научно- исследовательскую, на поисково-краеведческую работу нашего научного общества и его деятельность по духовно – нравственному воспитанию учеников нашей школы. Коллектив нашей школы – учителя и старшеклассники создали авторскую программу «Лествица». Это программа воспитательной системы нашей школы с этнокультурным компонентом, реализуется деятельностью музея «Русская горница» и НОУ «Исследователь».

Проблема исследования: как в результате исторического развития складывались особенности обрядовой пищи в селах Губкинского и Волоконовского района Белгородской области.

Решение данной проблемы определило цель исследования: какое влияние оказывает пища на похоронно – поминальный и свадебный обряды..

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать особенности похоронно – поминального и свадебного обряда в в селах Губкинского и Волоконовского района;

- собрать воспоминания сторожил этих о поминальным и свадебным обрядах в этих селах;

- познакомиться с рецептурой приготовления блюд;

- подробно изучить основные ритуальные циклы поминального и свадебного обрядов;

- изучить рецепты самых интересных блюд и познакомить с ними своих одноклассников на уроках технологии и православной культуры.

Объект исследования: похоронно – поминальной и свадебный обряд в в селах Губкинского и Волоконовского района

Предмет исследования: пища похоронно – поминального и свадебного обрядов в в селах Губкинского и Волоконовского района

Хронологические рамки исследования 30-е годы XX века – по настоящее время.

Методы исследования: встречи и беседы с жителями этих сёл, воспроизводившими по памяти отдельные моменты обрядов, сбор воспоминаний, ретроспективный метод, анализ и наблюдение, историко-географический, экспедиционный.

Практическая значимость исследовательской работы: материалы исследовательской работы, используются учителями школы для проведения классных часов в воспитательной работе, с работой были познакомлены все члены НОУ обучающихся «Исследователь», по материалам данной работы телерадиокомпания «Губкин ТВ» сняла в цикле «Деревенька моя» передачу об особенностях свадебного обряда с селах Губкинского района.

Материалы исследовательской работы используются на уроках географии, истории, литературы, трудового обучения, иностранного языка на заседаниях методических объединений учителей и др.

Такая работа позволяет формировать у наших учащихся возможно полное представление о национальном характере славян, русских;

- о традициях русской семьи, и продолжение этих традиций в наших семьях;

-начать деятельность по изучению культурного наследия своей малой Родины;

-принять участие в сохранении лучших традиций своего района их преумножении.

Авторы данной работы печатают статьи в местных газетах.

Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и поставленной целью. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и приложения.

Данная работа имеет большое значение для авторов работы, т.к они уже четыре года является членами НОУ «Эрудит»и авторами многих исследований по результатам которых в музее открыты экспозиции, восстановлены многие давно утерянные ценные экспонаты.

Автор в своей работе использовал материалы музея «Русская горница», материалы работы школы по авторской программе учителей и учащихся школы «Лествица», материалы экспедиций по сёлам Губкинского ти Волоконовского районов, материал методического пособия созданного учителями школы под руководством руководителя музея «Русская горница» Посоховой Т.М, использовалась литература краеведческого характера белгородских авторов, методические пособия Белгородского музей традиционной культуры, также авторы опирались на воспоминания старожилов своего поселка Рожнова Н.В. – уроженца с. Сергеевка Губкинского района, Русанова Н.Г. – уроженца с. Гущино Губкинского района, воспоминания Воронкова Н.П.жителя Воронежской области.