Смекни!
smekni.com

студентки III курса дневного отделения (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Петрозаводский

государственный университет

(ПетрГУ)

Филологический факультет

Кафедра русской литературы

Оскерко Анна Николаевна

Возникновение жанра интервью: от истоков к современности

Реферат студентки III курса дневного отделения

Преподаватель:

Е. Б. Рыбалова

Петрозаводск

2010

Введение

Жанр (франц. genre) – тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания.

Интервью (от англ. interview– буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам.

Некоторые исследователи причисляют интервью к совершенно особому, гибридному образованию, стоящему «в стороне» от жанровой системы по причине того, что оно впитало в себя черты почти всех основных журналистских жанров. Однако я в своей работе решила опираться на то, что интервью все же является вполне конкретным, частотно употребляемым и разработанным жанром в журналистике, не отделимым от принятой системы жанров.

Если обратиться к семантике слова, оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Значит, интервью – обмен взглядами, фактами, сведениями. Процесс образования жанра не всегда совпадает с процессом появления термина, тем не менее чаще всего возможно проследить логику возникновения термина. Так, за термином «интервью», его родоначальники, по-видимому, закрепили название определенного познавательного метода, который применяется в журналистике для сбора информации и в какой-то мере фиксируется в самих материалах, относимых к этой группе (как вопросно-ответная форма изложения материала).

Вообще, журналистика предлагает несколько подходов к изучению интервью. Они вырабатывались годами как в практическом, так и в теоретическом поиске. В теории журналистики советского периода было принято рассматривать интервью в двух основных ключах - как метод сбора информации и жанр. В научной и учебной литературе 1970-1980 годов, были представлены два подхода к изучению интервью - методический и жанровый. Первый рассматривал интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений. В некотором смысле такой подход был включен в систему научных понятий и в контекст таких родственных дисциплин, как социология и психология. Это, с одной стороны, существенно облегчало анализ родовых особенностей данного вида деятельности, но, с другой - не учитывало многообразий ситуаций, в которых оказывались журналисты во время подготовки и проведения интервью. Второй - «жанровый» подход - это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами. Он разрабатывался в системе координат жанров периодической печати. Интервью причислялось к информационным жанрам периодики.

В данной работе я ставлю своей целью рассмотреть возникновение жанра интервью и проследить его эволюцию.

Так как процесс развития любого жанра журналистики напрямую связан с техническим прогрессом, я буду рассматривать историю развития интервью через призму технического прогресса. Соответственно, будет рассмотрено радиоинтервью и телеинтервью.

У истоков возникновения жанра

Вернемся к изначальному определению интервью - интервью от англ. interview– буквально встреча, беседа. Я предлагаю отвлечься на время от самого термина и тем более формы интервью (стандартное оформление – вопрос-ответ). И, вернувшись к истокам, рассмотреть собственно форму диалога.

ДИАЛОГ (фр. dialogue, англ. dialog[ue], от греч. dialogos ’разговор, беседа’; букв. ’речь через’), процесс общения, обычно языкового, между двумя или более лицами. Как можно заметить, интервью – это беседа, но и диалог – тоже. Как мне кажется, интервью возникло именно из обыкновенного диалога. Диалогичность как нельзя более ярко проявляется в общении. Значит, интервью вышло из человеческого общения. Оно не было связано ни с политикой (как памфлет – ставивший целью скрытое высмеивание политического режима или отдельных лиц), ни с «формированием вкуса публики», как например рецензия. Этот жанр образовался вполне естественно из диалога и потребности собирать и передавать информацию. Впрочем, есть небольшая оговорка – если представлять рождение интервью из диалога, то, получается оно родилось с возникновением речи. Этот тезис выглядит слишком обобщенным. Поэтому я приму за основу время диалогического построения культурных текстов.

Диалогическая форма построения многих культурных текстов имеет давние традиции и восходит еще к временам античности. Немаловажно будет вспомнить знаменитые беседы Сократа. «Ты Сократ, прекрасно спрашиваешь, мне и отвечать приятно» (Платон). Так же нельзя не упомянуть о философских диалогах Платона, в которых раскрывались его воззрения. Геродот утверждал, что его «История» создавалась на основе сведений, «полученных путем расспросов, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение». Однако часто эти беседы не предполагали обмена мнениями, репликами действительно беседующих соавторов и персонажей. Эти беседы – предтеча будущего интервью.

Также стоит рассмотреть возникновение в 1 веке до н. э. первых прообразов газет. Это газеты, выпускавшиеся по указанию Юлия Цезаря - «Acta Senatus» и «Acta diurnal populi Romani». Предназначенные для них сообщения писались на покрытых гипсов досках, которые вывешивались на видных местах. В письменных копиях «Асta» рассылалась по городам и провинциям Рима. Однако для нас представляет интерес не форма выпуска и даже не содержание, а люди, занимавшиеся сбором информации, «деурналисты». По некоторым данным, деурналистами были специальные чиновники из сословия всадников. Всадник получал право надзора за изданиями тогда, когда становился трибуном легиона. Сбор

информации, как не трудно догадаться, происходил именно в форме диалога с жителями Рима, чиновниками и так далее. Собранная информация переносилась на гипсовые дощечки. Однако оформлялась она не в форме вопрос-ответ, а просто как новостной текст.

Христианская журналистика

Если рассмотреть христианскую журналистику, то в ней тоже, несомненно, можно найти диалогичность и аккумулирование информации. Примером могут служить проповеди Христа и особенно его беседы с учениками и верующими (например, Беседа с Самарянкой, Беседа с Никодимом). В беседах с учениками мы даже можем видеть черты аналитического интервью, ведь цель беседы или проповеди – поиски истины. Эти беседы были наставлениями Друга и раскрытием тайн Царствия Божия. А что как ни поиски истины и раскрытие тайн является главной целью журналистики? Всю историю Царствия Божия можно рассматривать как результат долгого накопления и передачи из уст в уста различных фактов. В передаче этой информации, на мой взгляд, огромную роль сыграло еще только зарождавшееся интервью.

Диалог в журналистике претендует на самый высокий уровень доверия собеседников: предполагается не только равноправие участников разговора, как в беседе, но и искренность, открытость, откровенность, а иногда и исповедальность партнеров по общению. Таким образом, к прообразам интервью можно отнести также исповедь – это ведь честный и полный рассказ человека о себе и всех своих грехах (просто мечта современных журналистов, в настоящее время им на многое приходится идти, чтобы получить правдивую информацию и заслужить откровенность собеседника).
Однако не стоит забывать, что в те времена интервью было еще далеко от современной формы, да и задачи несколько другими (кроме базовой задачи - получения информации), эти рассуждения можно считать только предпосылками оформления жанра.

Философия

Диалог развивался и как особая форма философской литературы. Совершенствовались риторические и стилистические фигуры, формулы вежливости и т.д. Диалогом активно пользовались такие мыслители и писатели как Дени Дидро, Девид Юм, Блез Паскаль и другие. В практике Дидро диалог можно рассматривать не просто как форму организации текста, а как особое словесное искусство.

Полилог

Помимо принципа диалогичности речи, следует обратить внимание на такую форму организации разговора как полилог. Полилог (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. В настоящее время широко развит жанр интервью-полилога, но истоки этого жанра уходят вглубь веков. Полилогом можно считать собрания, диспуты, совещания, переговоры и даже споры за обеденным столом. Полилог, возможно, зародился еще при общинно-родовом строе в догосударственную эпоху, ведь насущные задачи людям приходилось решать сообща, проблемы выносились на рассмотрение общины. Таким образом, самая необходимая информация становилась доступной всем, и каждый, имеющий право голоса, мог участвовать в обсуждении. Этот принцип, правда, эволюционировавший, мы можем наблюдать в наши дни на различных конференциях, в коллоквиумах, в ток-шоу и аналитических программах. Таким образом, основываясь на диалогическом происхождении интервью, следует упомянуть, что предпосылки его формирования лежат еще глубже - в общинных «полилогах» догосударственной эпохи.