Смекни!
smekni.com

«Турецкий султанский гарем на примере «Сераля» (стр. 3 из 4)

Однако достаточно часто операция действовала не полностью или не действовала вообще, и тогда эти мужчины оказывались практически в Раю с точки зрения Средневековья – Сераль был полон неудовлетворенных красавиц, отзывчивых даже на самые незначительные жесты внимания со стороны «евнуха». Но при раскрытии обмана…

Евнухи выполняли разные функции в зависимости от своего положения и должности, имели разные статусы. Например, если обыкновенных работников не уважал никто и занимались они в основном черной работой, но кызлар-ага («главный привратник дверей счастья»), который был третьим человеком в Османской Империи после султана и великого визиря (премьер-министра). Кызлар-ага был хранителем Сераля – сферой его интересов было все связанное с султанским гаремом. Считается, что без его участия не обходилась ни одна дворцовая интрига, и что в некоторые

Жан Леон Жером, «Страж гарема»

периоды именно он управлял Османской Империей. Вот воспоминание одного из путешественников о встрече с кызлар-агой:

"Пока мы прохаживались по пристани, показался величественного вида мужчина; он был смуглым, как мулат, в прекрасном турецком костюме, но не в новом, послереформенном, а в таком, какой носили в старину. Увидев господина Б., он остановился; тот приветствовал его с большим почтением. Мой друг сказал, что этот человек - важная персона и что, когда он будет уходить, ему нужно будет сделать церемонный "салам алейкум": приложить руки сперва к груди, потом - к губам. Я так и сделал; в ответ мулат изящно поклонился.

Я знал, что это не султан, которого я уже видел.

- Кто это? - спросил я, когда человек отошел.

- Это кызлар-ага, - ответил мне художник с чувством восхищения, к которому примешивался страх.

Я все понял: кызлар-ага - главный евнух сераля, самый влиятельный человек после султана, даже более грозный, чем первый визирь"[3].

Свой штат евнухов был у валиде-султан, хазнедар-усты, кадин-эфенди, кадин, кальф. Один-два – у икбали. У каждой был и главный евнух (камергер), во всем заведовавший интересами госпожи. Они выполняли самые разные функции, но их всех объединяла обязанность следить за своими госпожами. Но тем не менее, зачастую сочувствовавшие наложницами евнухи потакали слабостям женщин.

Евнухи делились по расовому признаку на белых и черных. Белых использовали в селямлике (мужской половине дома), а черных – в гареме. Это распределение было еще одной предосторожностью подозрительных владык. При рождении ребенка по цвету кожи можно было определить, чей ребенок: одного из слуг или султана?

5. Архитектура, устройство и интерьеры Сераля.

Султаны никогда не скупились на свой гарем, удовлетворяя самые изощренные капризы своих наложниц, стремясь создать для них наиболее комфортную среду обитания. Так как эти женщин практически не покидали Сераля, то именно им ограничивалось их существование. Создание из Сераля настоящего дворца, пожалуй, одного из самых роскошных для своего времени, было радостью для гарема и непоправимым уроном для бюджета Османской Империи. Но вопиющая дороговизна редко останавливала правителей Блистательной Порты.

Изначально гарем располагался отдельно от дворца, но при Сулеймане Великолепном гаремный комплекс стал частью дворца Топкапы. Гаремный комплекс постоянно перестраивался, реконструировался и расширялся, чтобы удовлетворять все новые потребности обитательниц. Гаремных сооружений было около тысячи, но до нашего времени сохранилось всего около трехсот. Все они выполняли различные функции, и, несомненно, значительная часть из них были хозяйственными и с точки зрения интерьеров представляют мало интереса. А вот здания, в которых жили и обитали наложницы – совсем другое дело.

Гаремный комплекс тянулся почти на два километра вдоль Босфора, образуя почти что обособленный городок. В него помимо хозяйственных построек входили жилища наложниц, покои жен, апартаменты валиде-султан, их приемные, школы принцев и принцесс, сады, бани, фонтаны, бассейны, залы развлечений и многие другие… Со временем гарем приобрел филиалы: виллы на Босфоре, в Малой Азии и других местах.

Рассмотрим общие комнаты гарема, в которых женщины занимались музыкой, танцами, гаданиями и предавались прочим развлечениям. В основном эти комнаты выдерживались в традиционном стиле для турков, но иногда, вместе с европейскими «новинками» среди обитательниц в гарем попадал

и и модные для западных государств

Филиппо Баратти, «В гареме»

художественные новшества, и тогда отдельные апартаменты Сераля напоминали самые модные салоны аристократических гостиных Францию Священной Римской Империи и прочих стран того времени. Обыкновенно общие комнаты украшались мозаиками, изразцами, коврами, мрамором. Чаще всего там были возвышения с подушками для того, чтобы отдыхать лежа, небольшие фонтаны.

Рассмотрим теперь комнаты с бассейнами. Пол в них обыкновенно представлял собой мраморные плиты с редкими коврами. Опять же возвышения для отдыха, столики для кальянов и еды. Под полом обыкновенно находились отопительные системы, поддерживающие температуру в помещении на высоком уровне, чтобы наложницы не заболели и могли наслаждаться теплой водой.

Жан Леон Жером, «Бассейн в гареме»

Но главным объектом был, несомненно, бассейн, полный обнаженных красавиц. Зачастую именно бассейн был местом массовых собраний девушек и любимым местом отдыха и раздумий.

Отдельного рассмотрения заслуживают комнаты, в которых население гарема встречало султана. Обыкновенно эти помещения были просторными, чтобы в них помещались толпы девушек в достаточно пышных одеждах и стража в виде недремлющих евнухов. Такие комнаты обыкновенно были выполнены в традиционном стиле и предусматривали диван или софу для Повелителя. Роскошь этих помещений затмевалась только красотой созданий, их заполнявших.

Апартаменты валиде-султан, кадин-эфенди и кадин напоминали аналогичные мужские комнаты, характерные для восточных культур и турков в частности, но из-за необходимости поддерживать равенство между наложницами эти пусть и роскошные, но, тем не менее, казармы. Двери «келий» выходили или во внутренние коридоры, или на улицу.

Кроме того, гаремный комплекс предполагал сады, внешние бассейны, беседки («киоски» по-турецки) и площадки для игр. Девушки, которые не выполняли никакой работы и не несли никаких физических нагрузок, очень охотно предавались различным спортивным играм, и в такие моменты их часто сравнивали с толпой малолетних детишек.

6. Как попасть в гарем?

Самый обыкновенный способ попасть в гарем – рынок рабов. На Востоке было очень много невольничьих рынков, на которых можно было купить раба или рабыню, что бы удовлетворить даже самый изощренный каприз. Можно было выбрать по национальности, расе, физических качествах, умению владеть языками, музыкальными инструментами, талантам в пении и танцах, владению прочими навыками. Особым спросом пользовался «живой товар» для гаремов.

С одной стороны, ислам запрещает обращать в рабство мусульман, но именно правоверным было большинство проданных невольниц. Запрет обходился тем, что покупатель полагался на слово продавца, произнося фразу: «Если в этой сделке и есть грех, пусть он падет на продавца!», а продавцу было достаточно сказать что «это рабыни».

Как же попадали девушки на рынки невольников? Во-первых, единственным законным с точки зрения ислама путем – во время военных кампаний. Захваченные девушки были большей частью европейками (если война шла на Балканах, в Греции, Венгрии, Австрии, Италии или к северу от Черного моря) или чернокожими, чаще всего абиссинками (при войнах в Африке). Второй способ – через пиратские корабли, которые грабили суда и обращали в рабство девушек без каких-либо разговоров о вероисповедании или национальности. В-третьих, по всей империи было множество «агентов», специально выискивавших красивых девушек по безграничным просторам Османской Империи, обманом или иным образом похищавших этих невинных созданий. В–четвертых, семья в случае крайней нужды продавала одну из сестер или дочерей на рынок, и даже религиозные и светские запреты не мешали работорговцам принимать подобный товар.

Но кроме непосредственной покупки султаном или его представителем на рынке были и другие каналы поступления новых невольниц в Сераль. Во-первых, это, конечно же, ежегодные подарки от валиде-султан своему сыну после окончания Рамадана. Матрона выбирала наиболее красивую, образованную и умелую девственницу, и преподносила своему сыну. Подобные подарки султану делали и прочие родственники: "Со своей стороны, кузины и тетки повелителя не жалеют сил, чтобы отыскать для него девушек редкой красоты, и соревнуются в том, кто из них отыщет жемчужину, достойную быть преподнесенной ему в праздник Бай-рам. Но уже все реже и реже Абдул-Хамид принимает эти презенты от своих родственников или фаворитов. Не в ходу уже и старинный обычай, согласно которому 27 числа месяца Рамадан шейх-уль-ислам присылал Великому Турку самую красивую черкешенку - цвет ежегодного "урожая" работорговцев"[4].

Далее, существовала своеобразная «служебная лестница» передачи невольниц. Начальники «на местах» набирали (зачастую насильно) самых красивых девушек и дарили губернаторам по самым различным поводам. Те, в свою очередь, передаривали тех своим начальникам, а те – пашам, паши – министрам… Так доходило до самого Господина Блистательной Порты. В-третьих, подобные дары преподносили еще и правители соседних государств.