Смекни!
smekni.com

Незаконная охота (стр. 3 из 4)

Деление по способам охоты производится всего лишь на два аспекта:

1) Ружейная;

2) Безружейная.

При данной классификации можно видеть характерное деление самой охоты. Она используется как самими охотниками, для выбора наиболее целевого использования их возможностей, так и правоохранительными органами, для контроля в сфере правового регулирования самого процесса охоты.

Ружейная охота предполагает использование легального охотничьего оружия. Нарезного или гладкоствольного. При использовании данной классификации возможно четкое разделение между легальным и нелегальным охотничьим оружием. Под нелегальным понимается оружие которое соответствует хотя бы одному из перечисленных ниже требований:

а) нелегальный способ приобретения;

б) производство модернизация кустарным способом легально приобретенного оружия;

в) изготовление оружия кустарным способом.

Данная классификация показывает насколько часто производится охота с помощью нелегального оружия[10].

Для добывания объектов животного мира могут использоваться собаки охотничьих пород и ловчие птицы. Добывание объектов животного мира с собаками осуществляется в сроки добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты[11].

По законодательной конструкции состав следует признавать формально-материальным. Действия, указанные в п. «б», «в» и «г» ч. 1 ст. 258 УК, образуют формальный состав. Преступление (за исключением незаконной охоты, причинившей крупный ущерб) считается оконченным с момента начала выслеживания или преследования птиц и зверей независимо от того, были ли они добыты (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда от 5 ноября 1998 г. № 14). В пункте «а» ч. 1 ст. 258 УК указан материальный состав - необходимы последствие в виде крупного ущерба и причинная связь между деянием и последствием[12].

3. Субъективные признаки

3.1 Субъективные признаки состава преступления и вопросы квалификации

Субъектом данного преступления будет являться физическое вменяемое лицо достигшее возраста 16 лет.

Нарушения правил охоты, влекущие за собой уголовную ответственность, совершаются умышленно. Браконьер сознает, что занимается охотой с нарушением установленных правил и сознательно идет на это. Незаконная охота, допущенная по неосторожности, влечет за собой административную ответственность (например, охотник с путевкой на право охоты в определенном хозяйстве непреднамеренно добыл зверя в другом хозяйстве или превысил норму отстрела дичи, убив одним выстрелом нескольких птиц).

Обычно незаконная охота совершается для того, чтобы завладеть дичью и использовать ее для собственной выгоды. Встречаются, однако, случаи браконьерства, когда убийство животного совершается в состоянии охотничьего «азарта» — просто ради острых ощущений. В таких случаях виновный также привлекается по статье за незаконную охоту.

Если же бессмысленное уничтожение животных совершается из хулиганских побуждений, то преступники привлекаются уже по статье за хулиганство[13].

Особую опасность представляет собой групповое браконьерство. В таких случаях браконьеры распределяют роли между собой, договариваются об орудиях и способах проведения незаконной охоты, и способах сокрытия последствий. К ответственности в таких случаях привлекаются не только те, кто непосредственно добывал диких животных, либо оказывал этому содействие, но и те, кто заранее обещал скрыть следы преступления. К ответственности привлекаются те, кто заранее договаривался о приобретении добычи или ее части (мяса, шкур и пр.), зная, что она будет добыта браконьерским способом. Виновными признаются также те, кто систематически приобретал продукцию, добытую преступным путем у одного и того же браконьера, так как своими действиями эти сообщники давали возможность браконьеру рассчитывать на ее сбыт. Такие лица считаются соучастниками преступления, как посредники[14].

Если лицо не договаривается с заранее идущим на нарушение о пособничестве в сокрытии последствий браконьерства, но получает часть продукции, зная, что она добыта незаконно, то тогда оно привлекается за приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем (часть 1 статьи 175 УК РФ)[15].

Граждане, принадлежащие к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, к этническим общностям, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, и их объединения имеют право осуществлять добывание объектов животного мира на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности в течение календарного года. Конкретный перечень данных народов дается в распоряжении Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р «Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»[16].

Часть 2 ст. 258 УК предусматривает более опасный вид этого преступления: то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой. Под использованием лицом своего служебного положения понимается использование прав и полномочий, которыми лицо наделено по службе или работе, для занятия незаконной охотой, например работниками органов охотнадзора, руководителями заготовительных организаций, органов управления охотничьим хозяйством, представителями администрации исполнительной власти.

Незаконная охота, совершенная лицом с использованием служебного положения, дополнительной квалификации по ст. 201, 285 УК не требует, поскольку содеянное охватывается ч. 2 ст. 258 УК[17].

Правом на охоту на охоту пользуются все граждане Российской Федерации, которые соответствуют следующим требованиям:

1) Достигли 18 лет;

2) Сдавшие испытания по правилам охоты и технике безопасности на охоте;

3) Сдавшие испытания по правилам обращением с охотничьим и огнестрельным оружием;

4) Уплатившие государственную пошлину в уставном размере.

Незаконное занятие рыбным, звериным и другими водными добывающими промыслами (статья 256 УК РФ) иногда бывает нелегко отличить от незаконной охоты (статья 258 УК РФ). Эти преступления отличаются друг от друга по предмету посягательства. К предмету незаконной охоты относятся пушные водоплавающие звери: выдра, ондатра, речной бобр, нутрия, выхухоль, а также белый медведь, которые живут на суше и в воде, и к числу водных млекопитающих не относятся.

На практике привлечение лиц по данной статье сопровождается также с дополнительной квалификацией по ст. ст. 222, 223 УК РФ, в связи с вышеизложенной классификацией ружей применяемых в охоте.

Заключение

В завершении работы хотелось бы еще раз подчеркнуть важность правового аспекта в области охоты. Сколько зла творит человек ради наживы и удовлетворения своих кровожадных желаний. Можно также отметить что правовая база данной отрасли экологического права еще далека от совершенства, но уже не так безнадежна как это наблюдалось в 90-е годы. Хотелось бы выразить надежду что в дальнейшем имеющиеся пробелы будут ликвидированы.

Спецификой указанной статьи является сложная структура построения, бланкетный характер диспозиций, использование оценочных признаков, делающих невозможным единообразное применение экологических составов преступлений.

Для устранения сложностей в квалификации, необходимо отказаться от использования оценочных признаков, заменив их точными критериями, дать толкование используемых в 258 УК РФ терминов в соответствующем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, развести понятия браконьерства и иных нарушений правил охоты и.

Таким образом, наибольшие трудности у сотрудников правоохранительных органов вызывают вопросы определения уголовно-правового понятия незаконной охоты ,отграничения её от административных правонарушений и иных составов преступлений, толкования конструктивных и квалифицирующих признаков рассматриваемых составов преступлений.

Главной проблемой является то, что система экологических преступлений не имеет научно-экологического обоснования, поэтому часть составов явно экологического характера находятся вне главы 26 УК РФ. Тогда как на современном этапе развития общества «экологичность» законодательства выходит на передовые рубежи, в уголовном праве данная тенденция не прослеживается. Природные компоненты, в частности животный мир, до сих пор рассматриваются с экономических позиций, лишь как ресурс, что, на мой взгляд, недопустимо. Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

Закончить работу я хотел бы словами американского писателя Фарли Моуэта, словами его книги «Не кричи волки»: «Для нас голос зверя говорит об утерянном мире, который некогда был и нашим, пока мы, люди, не выбрали иной путь, чтобы в конечном итоге быть изгнанным самим собой».

Список использованной литературы

1. Постановление Пленума Верховного суда от 5.11.98 « О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»