Что же касается режима Саакашвили, то он расплатился за свою авантюру недоверием со стороны ближайших партнеров и ростом протестных настроений. Одновременно он поставил под сомнение транзитный потенциал страны, с помощью которого Грузия надеялась нарастить геополитический вес.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее распространенной непосредственной причиной вооруженных конфликтов являются насильственные военные действия – пограничные столкновения, нарушения границ ограниченными силами, вторжения в воздушное пространство, морские инциденты, бомбардировки объектов на территории другого государства...
С другой стороны, военный конфликт может быть вызван и ненасильственными военными действиями, к которым относятся: демонстрация военной силы, проведение военных учений и маневров, мобилизация вооруженных сил, изменение в дислокации армейских частей и подразделений, угрожающее передвижение войск и т. д. Примером может послужить вооруженный конфликт между США и Китаем в рамках Корейской войны, который был вызван пересечением объединенными войсками ООН 38-й параллели и их приближением к китайской границе.
Специфическими ситуативными причинами возникновения вооруженных конфликтов могут стать захваты заложников или даже менее значительные инциденты. К примеру, причиной вооруженного конфликта между Сальвадором и Гондурасом стало "плохое" обращение гондурасских властей с сальвадорской футбольной командой и с сальвадорскими эмигрантами в целом. Подрыв полицейской машины в пограничной зон ЮАР послужил предлогом для вооруженного конфликта между Южно-Африканской Республикой и Замбией.
В ряде случаев, военный конфликт является формой косвенного противостояния сверхдержав, избегающих между собой прямого вооруженного конфликта из-за страха перед гарантированным взаимным уничтожением и выступающих активными спонсорами противостоящих друг другу государств "третьего мира" (характерно для времен "холодной войны"). Военный (локальный) конфликт может перерасти в войну различной интенсивности или длительную враждебность между государствами без применения вооруженной борьбы.
В общем же динамика влияния непосредственных причин на возникновение локальных войн и вооруженных конфликтов развивалась по определенной схеме. Конфликт не возникал, если в начальной стадии одна из сторон доводила до другой свои "пожелания и просьбы", и оппонент сразу же уступал.
В случае столкновения интересов и сопротивления оппонента кризис перерастал в фазу конфронтации. Она могла быть кратковременной или продолжительной и характеризоваться переменной напряженностью. Как правило, в рамках фазы конфронтации возникало несколько пиков напряженности, которые потенциально могли завершаться вооруженным конфликтом.
Как возникновение, так и ход локальных войн и вооруженных конфликтов, выстраиваются в определенную систему, которой присущи не только элементы взаимосвязи, но и взаимного дополнения:
Во-первых, непосредственными и косвенными участниками конфликтов являются государства, коалиции государств, правящие режимы, международные и региональные организации, оппозиционные и повстанческие движения, террористические и экстремистские группы, партии, группировки, незаконные воинские формирования;
Во-вторых, участники локальных войн и вооруженных конфликтов в той или иной степени связаны с другими государствами, с их официальными или неофициальными структурами, имеющими определенные цели, интересы и установки в отношении данной конфронтации. Поэтому даже внутригосударственный вооруженный конфликт следует рассматривать как международное событие, способное при определенных условиях перерасти в локальную войну международного масштаба или в крупномасштабную региональную войну;
В-третьих, в вооруженном конфликте или локальной войне противоборствующие стороны формируют и реализуют лишь собственную стратегию, используя при возможности и необходимости рекомендации и опыт союзников;
В-четвертых, историко-теоретический анализ локальных войн и вооруженных конфликтов показывает, что в основе их возникновения лежат как долговременные, так и ситуативные причины. Сущность причинности находится в надсистемных и внутрисистемных противоречиях. От их динамики во многом зависит сам характер возникновения конфликтов, способы их урегулирования и предотвращения;
В-пятых, к локальным войнам и вооруженным конфликтам необходимо подходить как к явлениям многогранным, затрагивающим не только человеческие судьбы, но и создающим потенциальную угрозу всеобщей безопасности планеты.
Поэтому получение и применение знаний о сущности происхождения войн, способах и методах их ведения и предотвращения – это один из путей улучшения жизни человечества да и сохранения земной цивилизации как таковой.
Последние годы уходящего столетия характеризуются возросшей динамикой изменения как геополитической ситуации в мире, так и структуры самих международных отношений. Это уже привело к появлению новых факторов, оказывающих серьезное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире.
К таковым, следует отнести:
- формирование противоречия между стремлением США к однополюсному миру и фактическим развитием полицентризма в мировой политике;
- рост агрессивного национализма и религиозного экстремизма;
- стремление ряда третьих стран использовать складывающуюся ситуацию в своих интересах, чему в немалой степени способствует объявление ими постсоветского пространства зоной жизненно важных интересов;
- скрытая и явная политика противодействия интеграционным процессам в рамках СНГ со стороны ряда государств, попытки вмешательства во внутренние дела России;
- более отчетливое проявление сепаратизма на этноконфессиональной основе в некоторых субъектах Российской Федерации;
- активное противодействие деятельности РФ на рынке современных технологий, в космическом пространстве, на важнейших мировых коммуникациях и ряд других.
Именно эти факторы увеличивают вероятность возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов как на границах Российской Федерации и ее союзников, так и на собственной территории.
Основываясь на анализе отечественного опыта участия в локальных войнах и вооруженных конфликтах, хотелось бы придерживаться следующей концепции: в подобных войнах и конфликтах участвовали многие советские (российские) граждане – генералы, офицеры, солдаты и сержанты, служащие СА и ВМФ, – которые сделали "все возможное" для выполнения своего "интернационального долга".
Некоторые из них погибли. Родственники не знают – за что? где? и каким образом? Может быть, данная работа в какой-то мере прояснит общий фон "нашего" участия в локальных войнах и вооруженных конфликтах, может быть, основываясь на ее материалах, ответственные руководители и работники МО и ГШ откроют те архивные фонды, в которых значатся фамилии наших отечественных героев, павших в послевоенный период в войнах и конфликтах (от Китая до Чечни).
Это память не только о героях, но и национальное достояние России, и сохранение его – долг каждого гражданина, будь-то русский, украинец, белорус, казах, туркмен, адыгеец, ингуш, чеченец...
В этой связи нельзя не отметить работу Комиссии при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, созданной 21 октября 1993 г. Ее главная задача – розыск участников войн и вооруженных конфликтов, поиск без вести пропавших воинов, создание должного живым и мертвым.
ЛИТЕРАТУРА:
www.vko.ru
www.apn.ru/publications/article9898.htm
chinascout.narod.ru
www.ng.ru/itog/2008-12-30/1_osetia.html
stoq.ru/print:page,1,104-vojjna-na-kavkaze.html
www.kommersant.ru/dark-gallery.aspx?id=1026374&picsid
offtop.org.ua/?p=398
art1.artefakt.ru/user/?user_id=2523
arev.ru