4. Основой системы всеобъемлющей безопасности на пороге третьего тысячелетия в условиях перманентно изменяющегося мира, выступает коллективная безопасность. Коллективная безопасность – это система коллективных мер, применяемых государствами на универсальной или региональной основе с целью устранения угрозы миру, предотвращения или подавления актов агрессии и восстановления международного мира и безопасности в соответствии с международным правом. Концепция коллективной безопасности включает в себя следующие элементы: систему общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных в Уставе ООН; коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии; коллективные меры по разоружению.
5. На основании положений главы VIII Устава ООН региональные организации выступают в качестве вспомогательных органов ООН в сфере поддержания международного мира и безопасности. Именно поэтому ст.54 Устава ООН предусматривает, что Совет Безопасности должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или намечаемых региональными организациями для поддержания международного мира. И будучи, таким образом, информированным, Совет Безопасности в состоянии «поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров» при помощи региональных организаций.
6. В соответствие со ст. 52 Устава ООН цели, принципы и деятельность региональных организаций в сфере поддержания международного мира и безопасности должны быть совместимы с целями и принципами ООН, т.е. не только не противоречить последним, но в своей основе с ними совпадать. При таком толковании и применении ст. 52 Устава ООН, образование и деятельность региональных организаций вполне вписывается в систему коллективной безопасности, предусмотренную уставом ООН.
7. Концепция общей европейской обороны в том виде, в каком она предусмотрена в Маастрихтском договоре, неизбежно ведет к опосредствованному, через ЗЕС, сближению Европейского союза с НАТО. С этим связаны вопросы о потенциальной эффективности ОЕПБО, о возможностях и критериях применения создающихся сил быстрого реагирования и о реальных пределах европейской политики в области безопасности и обороны. В связи с этим ставится под сомнение корректность включения слова «оборона» в термин ОЕПБО, если речь идет пока только о петерсбергских миссиях, а не о коллективной обороне, совместной защите о внешних военных угроз.
8. НАТО, это военно-политическая международная межправительственная организация, созданная в 1949 г. на основе подписания и ратификации Североатлантического договора. Исходя из названия, НАТО является региональной организацией, но анализ Учредительного договора НАТО, непосредственно статья 5, а также новой Стратегической концепции НАТО 1999 г., которая закрепляет распространение сферы военного вмешательства НАТО за рамки статьи 5 свидетельствует о том, что альянс претендует на трансформацию из региональной структуры оборонного характера в организацию для построения и поддержания глобальной безопасности. При этом следует отметить, что статья 103 Устава ООН закрепляющая преимущественную силу обязательств ее членов по Уставу, лишает правовой обоснованности как стремление НАТО не считать себя региональной организацией, так и попытки альянса возвести в принцип возможность прибегать к вооруженным акциям без мандата Совета Безопасности ООН, как это просматривается в Стратегической концепции.
9. Стратегическая концепция НАТО деформирует само право государства на индивидуальную или коллективную самооборону, которая Уставом ООН допускается лишь в случае, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, и меры осуществления которой никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности. В Концепции немалый акцент делается на том, что грубые и массовые нарушения прав человека являются, чуть ли не императивным основанием для военного вмешательства НАТО, т.е. все на основе той же «гуманитарной интервенции». Ряд положений Концепции по существу выражает притязания НАТО на право осуществлять такую интервенцию. Гуманитарная интервенция, которая осуществляется без санкции Совета Безопасности ООН, противоречит основным принципам современного международного права и составляет реальную угрозу как мирным межгосударственным отношения, так и самим правам человека. Следовательно, новая Стратегической концепции НАТО противоречит основным принципам современного международного права.
10. Учредительным актом ОБСЕ является Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. В 1994 СБСЕ была переименована на ОБСЕ и получила статус межправительственной региональной организации. ОБСЕ так и не преобразовалась в действенную международную организацию, так как до сих пор не создан сильный исполнительный механизм организации. Представляется, что от решения этой проблемы главным образом зависит будущее этой организации. В перспективе это может быть Европейский Совет Безопасности, или что-нибудь другое. Важным вопросом остается ее состав, функции и методы принятия и реализации решений. Думается, что Участие в этом механизме США, Великобритании, Франции, России и Германии должно быть реально обеспечено. Для других государств необходимо предусмотреть систему ротации.
11. Анализ Хартия европейской безопасности, принятой на саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. указал на несовместимость положений Хартии и Стратегической концепции НАТО, касательно того, что ни на одну организацию не может быть возложена преимущественная ответственность за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ, с новой доктриной и действиями НАТО. Представляется, что Хартия содержит элементы, представляющие собой новые шаги, средства и механизмы, увеличивающие роль ОБСЕ в качестве ключевого инструмента раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного становления.
12. 23 мая 2002 г. на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины было принято решение, конечной целью которого станет присоединение к НАТО. В связи с данным решением актуальным стал анализ вопроса о внеблоковом статусе Украины: парламент Украины, который в соответствии с Конституции определяет основы внешней политики, никогда не принимал решения о постоянном нейтральном, внеблоковом статусе Украины. И в этом статусе своими актами ее юридически не признавало ни одно государство.
13 Основополагающие документы, которые определяют содержание и создающие договорную основу отношений Украины и НАТО, не были представлены на рассмотрение в Верховную Раду Украину, и не прошли процедуру ратификации, что противоречит Конституции Украины. На основе выше указанных соглашений между Украиной и НАТО, на территории Украины без одобрения Верховной Радой Украины, проводятся военные учения при участии подразделений вооруженных сил других государств, что является нарушением статьи 85 Конституции.
14. Для Украины особые отношения с НАТО являются предпосылкой углубления взаимодействия со странами-членами Альянса и дополнительным плюсом в продвижении Украины к Европейскому Союзу, членство в котором провозглашено стратегической целью. Формирование ОЕПБО предоставляет Украине дополнительную возможность использовать партнерские отношения с НАТО для построения новой системы европейской безопасности, но при этом необходимо или, во-первых, неуклонно следовать требованиям Конституции Украины в вопросах, связанных с осуществлением внешнеполитической деятельности, обеспечением национальной безопасности Украины, поддерживанием на надлежащем уровне ее обороноспособности и обеспечить представление на рассмотрение Верховной Рады Украины заключенных от имени Украины соглашений, которыми устанавливаются договорно-правовые основы ее сотрудничества с международными организациями (НАТО), и согласие на обязательность которых предоставляется Верховной Радой Украины; или, во-вторых, внести в Конституцию Украины соответствующие изменения, касающиеся вопросов, связанных с осуществлением внешнеполитической деятельности, обеспечением национальной безопасности Украины.
Решение этих организационно-правовых задач связано с реализацией научно-практических рекомендаций:
1. Учитывая новые тенденции в развитии евроатлантических отношений – создание Совета НАТО -- Россия и принятия на заседании Совета безопасности Украины решения о начале процесса конечной целью которого, станет присоединение к НАТО, курс Украины на евроатлантическую интеграцию должен получить четкое нормотивно-правовое закрепление, выражающееся в принятии в новой редакции Закона об основах внешней политики, Концепции национальной безопасности, Военной доктрины Украины.
2. Органам государственной исполнительной власти необходимо:
-- разработать и на законодательном уровне закрепить стратегию о вступлении Украины в НАТО, с указанием конкретных целей, дат их достижения, ответственных исполнителей и источников финансирования;
-- создать координационный орган по вопросам сотрудничества Украины с НАТО и на законодательном уровне закрепить его функции, полномочия и ответственность;
-- начать активную информационную компанию для формирования общественного мнения.
-- активизировать работу по разработке концептуальных и принятию нормативных документов, направленных на формирование основ и реализацию основных направлений внешней политики Украины, учитывая, что Украина вступает в новый период деятельности на международной арене, который характеризуется прагматизмом и жесткой защитой национальных интересов.
3. С целью ратификации, в соответствии с Конституцией Украины, на рассмотрение в Верховную Раду Украины должны быть представлены заключенные от имени Украины международно-правовые акты, которые определяют содержание и создают договорно-правовую основу отношений Украины и НАТО.