Экспериментально установлено, что ведущими компонентами художественных способностей являются наблюдательность, образное мышление, эмоциональная впечатлительность, образная память, выразительность и точность языка изобразительного искусства.
Исследования показывают, что развитие способностей возможно при нарушении или недостатке в структуре способностей.
Рассмотрим структуры способностей детей с ограниченными возможностями на основе анализа способности к воображению.
Играя важную роль в психической деятельности людей, воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Становление воображения включает в себя обязательное развитие восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций. Оно тесно связано с чувственным и опосредованным познанием, но не сводится к ним. Воображение практически вплетается во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности, её мотивов [II стр.7].
Специалисты отмечают у детей с задержкой психического развития снижение мотивации, познавательных интересов, бедный запас общих сведений об окружающем мире, не целенаправленность деятельности, несформированность операционных компонентов, сложности в создании воображаемой ситуации, недостаточность развития знаково-символической функции. Отрицательное влияние на развитие детей ЗПР оказывает недостаточная точность предметных образов-представлений, непрочность связей между зрительными и вербальными сферами, а также недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы[II стр.20].
В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать такие их особенности, как недостатки зрительно-двигательной координации, узость объёма восприятия, а также его фрагментарность, замедленность и недифференцированность, трудности актуализации представлений, узнавания предметов в необычном положении, различение фигуры и фона, целого и части, слабость аналитико-синтетической функции мышления и недоразвитие функции речи. Наблюдается познавательная пассивность, связанная со снижением интересов, а также несформированная произвольная деятельность и самоконтроль. У умственно отсталых детей воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функцию.
I Глава: Арттерапивтическое воздействие на развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями.
1.1 Развитие художественных способностей детей.
В процессе исторического развития вырабатываются способности человека к различным видам деятельности. Каждый человек способен ко всем видам и формам труда.
Остановимся на анализе понятия способности.
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие потребностям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения[XI стр. 207].
Природные предпосылки способностей называют задатками. Задатки- некоторые врождённые анатомо-физиологические способности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обуславливают природные индивидуальные различия между людьми[XI стр. 210].
Следует помнить, что задатки – это одно из условий формирования способностей. Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются в процессе соответствующей деятельности.
Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны способности зависят от знаний, умений и навыков – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. С другой стороны способности, необходимые для успешного обучения в школе. Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям[XI стр. 208].
Во–первых, деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. Живая заинтересованность желание выполнить работу возможно лучше – необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.
Во-вторых, важно организовать деятельность ребёнка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превышающие его наличные возможности.
В-третьих, возможность ребёнка должна быть по возможности творческой
Психологи характеризуют творческий процесс, как активную психологическую деятельность, в которой особенно мобилизуется интеллект, эмоциональная и волевая сферы личности[XVII стр.7].
Как писал К. С. Станиславский, творчество есть напряжение всех духовных сил человека. Оно включает тонкость наблюдений за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое напряжение реализуемое в постоянном настойчивом поиске ответа на поставленный вопрос, глубокое внимание к различным сторонам решаемой задачи, эмоциональный подъём, выражающийся в особом состоянии, именуемом вдохновением, и, конечно, решающее место в творческом процессе занимает мыслительная деятельность субъекта, соединяющее как логическое мышление, так и воображение в их сложном соотношении[XIV стр. 125].
1.2 Определение арттерапии и факторов психологического воздействия на развитие способностей.
В современной психологической литературе не даётся исчерпывающего определения арттерапии, так как оно в определённой мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалистов. Существуют различные понимания арттерапии представителями различных школ и направлений. Одна из родоначальниц американской арттерапии - М. Наумбург подчёркивала это по мере того, как пациент передаёт свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, он очень часто становится способным описать его в словах.
Другой пионер арттерапевтического направления – британец Адриан Хилл (первый использовал термин «арттерапия») связывал исцеляющие возможности изобразительной деятельности, прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».
Соотечественница Хилла - Ирена Чампертон считала важным создание условий для самостоятельных занятий пациентов художественным творчеством.
Можно было бы привести немало примеров различного понимания арттерапии на Западе, однако все они говорят о том, что художественное творчество помогает отвлечь пациента от болезней и создаёт положительный настрой[IX стр.12].
Весьма точное изложение основ арттерапевтического метода содержится в работе М. Беренски, которые заключаются в следующем:
1.Изобразительная деятельность является феноменом с определённой структурой.
2.Клиент обучается видеть в своей изобразительной продукции некий смысл.
3.Клиент обязательно даёт своей изобразительной продукции точное вербальное описание.
4.Он учится определённым образом связывать свою изобразительную продукцию со своим внутренним опытом[IX стр.19].
Таким образом, приведённые выше определения арттерапии говорят о том, что, несмотря на различие в трактовках этого понятия, существуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие говорить о ней как о вполне определённой области психотерапевтической деятельности, а именно:
1)Арттерапия связана с использованием разнообразных изобразительных материалов, с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира.
2)Изобразительная деятельность с изобразительными материалами протекает в определённых условиях – арттерапевтическом кабинете, художественной студии, ином предназначенном специально для этого помещении помогающих создать ощущение безопасности и способствовать свободному выражению клиентом содержания своего внутреннего мира.
3)Работа клиента с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего знаниями природы и возможностей художественного творчества и в то же время способного к оценке содержания изобразительной продукции и поведения клиента. Кроме того, он выступает как посредник в «диалоге» клиента со своей изобразительной продукцией.
4)Арттерапия предполагает использование психотерапевтом определённых приёмов, помогающих клиенту осознать отражённое в его изобразительной продукции содержание своего внутреннего мира.
При всём этом конкретные формы и методы арттерапевтической работы могут значительно различаться по способам вовлечения клиента в изобразительную деятельность; её управляемости со стороны арттерапевта; значению, которое придаётся фигуративным, материальным и эстетическим особенностям изображения.
Все эти различия между отдельными формами и методами арттерапии определённым образом связаны с тем, какие из факторов психотерапевтического воздействия в ходе изобразительного творчества клиента специалист считает наиболее значимыми, и какие способы теоретического обоснования происходящих изменений во внутреннем мире и поведении клиента он использует.
В современной литературе понятие арттерапевтического процесса обозначает разнообразные изменения в поведении, состоянии и отношениях клиента и психотерапевта в ходе их совместной работы, приводящие к достижению психотерапевтических результатов.
На основе наблюдений за реальным арттерапевтическим процессом можно говорить о следующих основных этапах:
1)Подготовительный.
2)Формирование отношений и начала изобразительной деятельности клиента.
3)Завершающий [IX стр.59].
Цель занятий искусством художник Мария Дрезнина формулирует так: формирование позитивного отношения к миру, «благодаря им человек испытывает радости и обретает уверенность в собственных силах. Это врачует лучше любого лекарства»[VI стр.99].