Смекни!
smekni.com

Использование методов и приёмов арттерапии на занятиях по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями (стр. 1 из 8)

Министерство по делам молодёжи РК

Петрозаводский социально – педагогический колледж

Курсовая работа по методике изобразительного искусства

Тема: Использование методов и приёмов арттерапии на занятиях по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями .

Выполнила: Жёлтышева А. И. – студентка 4 курса ХГО

Преподаватель:Икконен О.А.

Петрозаводск 2001 год.

Содержание.

Введение

Глава. Арттерапевтическое воздействие на развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями.

Развитие художественных способностей детей

1.2 Определение арттерапии и факторов психологического воздействия на развитие способностей.

Глава. Применение арттерапии на практике в работе с детьми.

Разработки отечественных специалистов.

2.1 Разработки отечественных специалистов.

2.2 Практическое применение методов арттерапии на занятиях изобразительной деятельностью с детьми инвалидами на базе центра {Благодать}

Заключение.

Список литературы.

Словарь используемых терминов.

Примечание.

Всему своё время,

и время всякой вещи под небом:

время разбрасывать камни и

время собирать камни.

Введение.

Искусство лечит. Это давно поняли те, кто всерьёз думает о детях. Творя, дети обдумывают мир, находят выход тёмным страстям. [XIII стр. 16].

Агрессивное озлобленное состояние ребёнка выражается в содержании рисунка, в композиции рисунка или скульптуры, в отношении цветов в живописи.

Творчество – такая же врождённая потребность, как еда и сон. Рисуя, дети избавляются от того, что их мучает или пугает, пытаются выбраться из одиночества, поверяя листу бумаги свои тревоги.

Как дать почувствовать ребёнку, что он не зря родился на свет, как помочь получить удовлетворение от жизни?

Последние годы стали в нашей стране временем бурного развития психотерапии и активного освоения её форм и моделей.

Большой интерес специалистов и педагогов школ и других общеобразовательных учреждений вызывает арттерапия – метод лечения основанный на основе художественного творчества. {Уровень информированности об этом направлении в психотерапии даже в академических кругах пока ещё оставляет желать лучшего}, - пишет И. А. Копытин – кандидат медицинских наук, президент Арттерапевтической ассоциации, руководитель программы подготовки специалистов в области арттерапии, автор книг по арттерапии, редактор журнала {Исцеляющее искусство }. В одной из своих публикаций он говорит об арттерапии , как методе лечения посредством художественного творчества, что арттерапия обращена к самоисцеляющим рессурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Арттерапия – это альтернатива биомедицинского подхода.

В последние годы появились книги и статьи об арттерапии на русском языке, благодаря которым многие узнали о реальной арттерапии. Это упомянутые книги А. И. Копытина {Основы аттерапии}, 1999;{Практикум по арттерапии}, 2000;{Системная арттерапия} 2001; статьи в журнале {Искусство в школе} №3, 1999;№6, 2000;статьи в специальной литературе по коррекции психического развития детей, статьи Лебедевой Л. Д. в {Начальной школе} , №2 , 2001. Литературы явно недостаточно и существует потребность в ознакомлении педагогов и студентов с основами и методами арттерапии.

Что же такое арттерапия? Вот как раскрывается это понятие в книге Медсевой Е. А [I стр.165]:арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определённому виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Виды арттерапии дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека и формы его организации (индивидуальная групповая), однако, основой для всех видов арттерапии является художественная деятельность субъекта, посредством организации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека.

Одним из наиболее распространённых видов арттерапии является изотерапия – лечебное воздействие коррекция посредством изобразительной деятельности[I стр.175].

Данная курсовая работа представляет собой маленькую попытку описать возможности арттерапевтических подходов, методов, путей в работе с детьми с ограниченными возможностями на базе центра {Благодать} в рамках ограниченного времени понаблюдать за развитием их способностей в деятельности, и дать оценку результатов, продуктов детей в рисовании.

Цель работы: Выявление задатков детей с ограниченными возможностями и развития способностей к рисованию, используя систему специальных приёмов арттерапии и описание результатов занятий проведённых с детьми на практике.

Задачи: 1) Выявить (диагностировать) задатки детей к рисованию графическими и живописными материалами.

2)Разработать систему работы с детьми-инвалидами по развитию художественных способностей, используя арттерапевтическую методику.

3)Описать и проанализировать свой опыт работы с детьми в центре {Благодать}.

4)Описать результаты занятий с детьми (продукт деятельности одного – двух детей в соответствии с задачами занятия.

Объект: развитие способностей к рисованию детей с ограниченными возможностями.

Предмет: Арттерапевтические приёмы и методы.

Методы исследования: 1)Изучение литературы.

2)Исследование работы педагогов.

3)Беседы с учащимися.

4)Наблюдение за детьми.

5)Самоанализ методик.

6)Описание экспериментальной работы.

7)Анализ продуктов деятельности.

Гипотеза: Если на занятиях по изобразительной деятельности с детьми-инвалидами будем использовать методы и приёмы арттерапии, то это позволит выявить Задатки детей к рисованию и проследить динамику изобразительной работы детей, изменение в выразительности языка в работе красками и графическими материалами, воплощение новых образов (наблюдательность образная память), эмоциональная впечатлительность.

Условия для достижения цели: 1) Создание атмосферы терпимости, защищённости и безопасности, необходимой для установления доверительных отношений с детьми, и перехода к изобразительной деятельности.

2)Наблюдение за работой детей во время занятий. (Поведение ребёнка и его изобразительная деятельность могут носить хаотический характер, ребёнок в процессе работы с художественными материалами может чувствовать себя недостаточно защищённым и уверенным, что может в нём вызвать сильную тревогу.)

3)С учётом этого имеется необходимость воздействия на ребёнка со стороны педагога, это достигается за счёт включения педагога в изобразительный процесс и разные виды игровой деятельности, и в случае необходимости оказания ребёнку «технической помощи в рисовании.

4)Достигнутые на предыдущем этапе ощущение безопасности и доверия к педагогу даёт возможность ребёнку достаточную свободу самовыражения, благодаря чему он начинает более активно выражать свои чувства, потребности и фантазию в изобразительной работе и общении с педагогом.

5)Дальнейшая организация деятельности детей и привлечение их внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы.

6)Активизация «диалога» с ребёнком посредством игровых приёмов и обратной вербальной связи.

7)Дальнейший обмен с детьми чувствами, образами, идеями.

8)Предоставление детям новой познавательной информации и создание совместно с детьми новых художественных работ.

9)Фокусировка внимания детей на себе и своих внутренних ресурсах, необходимых для укрепления веры в свои силы.

Данные изменения находят отражение в динамике изобразительной работы и создаваемых ребёнком образов.

Многим детям начинают нравиться свои работы. Они наполняются для них ценностью и смыслом. Некоторые дети могут испытывать чувство глубокого внутреннего удовлетворения и радости от процесса рисования и его результатов, но не потому, что созданные работы кажутся им «красивыми» или могут кому-то нравиться (хотя это так же не маловажно), но потому, что они открывают нечто важное для себя в чувствах, мыслях и потребностях.

Изобразительная продукция является для многих детей «воплощением нового опыта и открытием в себе новых возможностей.

Эксперименты показывают, что важнейший фактор проявления и развития способностей есть методика обучения. Используя систему специальных приёмов, осуществляя индивидуальный подход, добиваются развития музыкальных, технических, художественных и других способностей детей.

Чрезвычайно большое значение в развитии способностей имеют трудолюбие и работоспособность человека.

Выявление и развитие способностей возможно в различном возрасте. Апогея в развитии способности достигают в любом возрасте. В практике определение способностей применяют специально построенное планомерное наблюдение и диагностика, различные виды эксперимента, тесты, анализы продуктов деятельности и так далее.