В качестве теоретического источника исследования были привлечены также работы отечественных и зарубежных авторов, непосредственно занимающихся данной темой.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют предложить новый подход к рассмотрению делового этикета как социокультурного феномена, современной формы социального взаи-модеиствия.
Представленные концептуальные положения могут служить методологической основой для рассмотрения видовой организации этикетных отно-
14
шений, а также специфических форм этикетного общения, ставших объектом изучения в конкретных общественных дисциплинах.
Концептуальный подход в рассмотрении делового этикета позволяет:
- анализировать процессы и тенденции, происходящие в современном деловом мире;
- перевести предметное содержание «Делового этикета», рассматриваемого в качестве сугубо прикладной дисциплины, в разряд дисциплин научно-прикладного характера;
- выступает условием разработки единого категориального аппарата в рамках культуры делового общения.
Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов лекции по культурологии, кросс-культурнои психологии, межкультурнои коммуникации, психологии делового общения и др., как специальный раздел в имиджелогии, а также при составлении и написании учебных программ и методических пособий по соответствующим разделам указанных дисциплин.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и была рекомендована к защите.
Основное содержание диссертационной работы отражено в монографии, двух учебных пособиях и программе по курсу «Этикет», а также учебном пособии по спецкурсу «Деловое общение» и ряде статей.
По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях, семинарах и симпозиумах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
15 ГЛАВА 1. ЭТИКЕТ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Под этикетом понимают совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).1 Тема этикета многопланова и само содержание термина «этикет» многозначно и может быть расширено или сужено в различных пределах. В зависимости от того, что выделяется в качестве объекта рассмотрения, вся совокупность этически определенных норм и правил поведения и общения, принятых в социуме, или берется тот конкретный, индивидуальный для определенного круга людей, набор внешне проявляющихся форм поведения и общения, об этикете принято говорить в «широком» или «узком» смысле слова.
В то же время исследователи отмечают, что разграничение терминологических аспектов может быть сделано иначе. Например, А.И.Першиц дает следующее определение этикета: «Этикет - в узком, исторически первоначальном значении - свод правил обхождения, принятых при дворе, в дипломатическом кругу и т.п.; в широком значении- совокупность правил поведе-ния, вежливости, .принятых в каком-либо обществе или его части (половозрастной, кастовый, сословный, профессиональный и тому подобный этикет)».2
Однако независимо от того, идет ли речь об этикете в общепринятом значении (широком или узком), или терминологических вариантах этого значения, по мнению многих исследователей, занимающихся различными аспектами этикетной регуляции, с точки зрения этнологии, этнографии, культурологии, социологии, психологии, философии, этикет выступает как слож- ное социокультурное явление. При этом специалисты, изучающие данную
1 См.: Словарь по этике. М., 1989. С.427.
2 Цит. по: Этикет у народов Южной Азии: Сб. ст. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. С.8.
16
л проблему, подчеркивают, что хотя этикет и является заметным и важным
разделом культуры, «в научном смысле пока остается недостаточно ясным, к
• какому именно «разделу» его следует в конце концов отнести и каково его специфическое культурно-философское значение».1 Такая постановка вопроса вполне правомерна и необходима, поскольку требует выяснения сущности данного феномена, определения его места в системе общественных отношений и рассмотрения на этой основе специфики его различных аспектов: культурологических, национальных, этнических, психологических и др.
Логика научного исследования этикета неизбежно приводит к выводу о
• том, что он представляет собой относительно самостоятельную социальную структуру, содержанием которой являются особые для данного способа об-
• щения нормативные установки, специфически проявляющие себя применительно к различным видам общественных отношений и сферам человеческой деятельности. Именно эти специфические особенности проявления этикета и являются объектом изучения самых различных общественных наук, о которых говорилось выше, тогда как его сущность, содержательная сторона, как общая методологическая основа, должна составлять особый предмет научно-
• го анализа. Такой научной дисциплиной, изучающей этикет как социальное
• явление, должна выступать общая теория этикета, задачей которой являлось бы обоснование его содержательных характеристик, признаков, структуры, видов, функций и норм. На этой методологической основе, в свою очередь, можно было бы исследовать специфические формы этикетного общения в различных сферах жизнедеятельности общества.
1 Этикет у народов Южной Азии. С.7.
17
ш 1.1. Понятие этикета.
Философско-методологический аспект
Сегодня этикет изучают прежде всего как феномен в области культуры общения, при этом в качестве синонимов часто употребляют такие словосочетания как «правила поведения», «нормы поведения», «формы общения», «формы символического общения», «стандарты поведения», «правила вежливости» и т.п. Употребление их в качестве синонимов термину «этикет» хотя и является формально правильным, но в них учитывается только видимая, внешняя сторона и остается в тени внутреннее содержание этикетных уста-новок, поскольку этикет помимо внешне проявляемых форм поведения и об- щения имеет глубокое смысловое и нравственное содержание, поэтому не может быть перекрыто такой терминологией как «стандарты поведения», «правила вежливости», или «формы символического общения». Этот момент отмечают многие исследователи, в частности, известные специалисты в области этнографического исследования этикета А.К.Байбурин и А.Л.Топорков, особо подчеркивают, что этикет представляет собой двуеди- ный феномен, соединяющий в себе внешние, материальные факторы и внут- ренние духовные сущности: «Одной своей стороной он укоренен в моральных нормах и ценностях и органически связан с ними, другой - проявляется в эмпирически наблюдаемых формах поведения».1
Этикет - это не просто совокупность норм и правил, регулирующих поведение и общение людей в социуме. За совокупностью этикетных норм, как и за каждой этикетной нормой в отдельности стоят прежде всего духовные ценности как основополагающие, регулирующие инстанции и ориентиры. Поэтому для- того, чтобы определить понятие «этикет», его культурно- философское значение, его место в системе общественных отношений, необ- ходимо прежде всего обратиться к категории «ценность». Рассмотрение цен-
1 Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990. С. 10.
Список литературы