Смекни!
smekni.com

отчёт по выпускной курсовой работе содержит листов (стр. 1 из 2)

Методическая разработка на тему:

"ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ".

Мастера п/о ПЛ - 4 г. Волжск

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.................................................................................. 4

2. Теоретическая часть........................................................... 5- 8

3. Практическая часть......................................................... .9 - 18

4. Заключение............................................................................ 19

5. Список литературных источников........................................ 20

РЕФЕРАТ

Отчёт по выпускной курсовой работе содержит.............. листов

машинописного текста, список литературных источников, приложения с дидактическими материалами и состоит из введения, теоретической и практической части, заключения.

Ключевые слова: - педагогическая игра

- педагогическая технология

- резервная возможность

- специфический феномен развития культуры
творчества

В теоретической части работы представлены краткие теоретические сведения о игровых педагогических технологий на уроках производственного обучения.

Практическая часть представлена: планом и планом - конспектом урока производственного обучения на телу: "Приготовление горячих блюд из рыбы ". Работа снабжена дидактическим материалом (игра: - " Чудо -

рыба", круговые вопросники; дерево результата - технологическими

картами, картами - контроля, картой - опорных сигналов и может быть

использована мастерами п/о.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие "педагогическая технология" постепенно овладевает умами педагогической общественности. От первоначального представления о педагогической технологии, как об обучении с помощью технических средств при всё более глубоком овладении этим понятием, наконец появилось представление о педагогической технологии, как ,о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно воспитательного процесса. Педагогическая технология представляет собой конкретную педагогическую систему, реализуемую на практике, ведь хорошая научно - обоснованная технология обучения и воспитания и есть педагогическое мастерство.

Само слово "технология " происходит от греческих techne, что значит искусство, мастерство и logos наука, закон. Дословно "технология" переводится как наука о "мастерстве". Наиболее привычно отнесение этого понятия к производственному процессу обучения. Я, как мастер производственного обучения над методической темой: "Применение игровых педагогических технологий на уроках производственного обучения " и внедряю технологию применения игр и хочу поделиться советами, как совершенствовать технологию применения игр.

1. Создайте и постоянно пополняйте картотеку игр.

2. Посвящайте уроки и другие формы обучения играм и игровым
ситуациям.

3. Чаще придумывайте игры сами и приобщайте к их "изобретению"
своих учеников.

4. Не жалейте времени на дидактические игры, но одновременно
тщательно продумывайте всё до мелочей и рационально используйте
время.

5. Иногда рациональнее использовать не игру, а элемент игры, создать
розыгрыш, игровую ситуацию.

6. Помните о главном правиле любой игры: и учитель, и ученики в игре -
равные партнеры.

7. Всякий раз, когда в этом вы усматриваете необходимость,
совершенствуйте правила игры, усиливайте её эмоционально -
творческие возможности.

ОСНОВНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

"Применение игровых педагогических технологий на уроках производственного обучения".

О целесообразности использования игр известно всем. Однако дидактические возможности раскрыты и используются далеко недостаточно. Игра с равным успехом увлекает и первоклассника, и учащегося лицея, но как вписать игру в контекст обучения и увязать с конкретным содержанием учебного материала? Игра, более древнее изобретение человека, чем урок, но многие дидактические законы, правила игры до сего времени не вскрыты и не используются, как того хотел бы каждый мастер п/о. В связи с этим мастеру п/о необходимо глубоко осмыслить и понять теорию игры, чтобы практически и эффективно разрабатывать и применять её современную технологию. Некоторых удивляет, что теорию игр внесли свой вклад не только педагоги, но и философы. Игре, как особой форме взаимодействия человека с миром посвятили свои научные труды такие выдающиеся философы и мыслители, как Платон, Аристотель, Лейбниц, Э. Кант, Г. Гегель.

Педагогическая (дидактическая) игра это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся; воссоздаёт или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.

В наше время, время перемен, на рынке труда нужен рабочий -творческий, активный, талантливый, для обучения такого рабочего необходимы решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей, опора на активные методы обучения и формирования личности. Именно поэтому в последние годы всё более широкое применение в процессе изучения специальных предметов и производственного обучения находят обучающие игры, в процессе которых реализуются обучающая, развивающая и воспитывающая цели. Для миллионов людей игра - школа жизни, с помощью игры мы познаём окружающий мир, учимся человеческим взаимоотношениям. Игра самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества, где можно отдаться мечте и радостям физического и интеллектуального напряжения. Человеческие игры возникли из жизненной потребности людей готовить себя к борьбе с суровой природой, врагами. Игровая форма обучения имеет чрезвычайно много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя и для

активизации творческой деятельности учащихся.

В ходе проведения исследования с Ф. Занько, показали, что спектр педагогических и дидактических возможностей игровых форм обучения достаточно широк. Они позволяют:

• активизировать и интенсифицировать процесс обучения, т.к.
достаточно сильно стимулирует мотивы учебной деятельности
учащихся;

>

• воссоздать межличностные отношения, процедуры принятия
коллективных решений учащихся в ситуациях, моделирующих реальные
условия общественной жизни либо профессиональной деятельности;

• в широких пределах варьировать проблемность, трудность, сложность
учебного материала, включенного в ситуацию игровой деятельности;

• гибко сочетать разнообразие приемы и методы обучения и учения: от
репродуктивных до проблемных;

• моделировать практически любой вид профессиональной деятельности;

• игра учащихся выступает и как специфический феномен развития
юношеской культуры творчества, т. к. позволяет расширить и углубить
процесс творческого самоуправления, самосовершенствования,
самоуправления, самореализации, а следовательно, и творческого
саморазвития учащихся.

Итак, игра становится важнейшим средством воспитания. Правила многих древних игр тщательно охранялись, отдельные игры были включены в ритуал языческих праздников, но потом - с веками и тысячелетиями, это было утрачено.

Игра, как деятельность, обязательно основывается на принципах удовольствия и добровольности. Ребята играют потому, что им хочется. А ведь не секрет, что учебная деятельность до сих пор закрепощена, а игровая раскрепощена, поэтому игры являются своеобразным упражнением, тренингом, прививающим полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества. Каковы же основные воспитательные назначения игры?

Во - первых, это радость общения. Что такое общение для детей? Человеческие, дружеские контакты с родственниками, ровесниками, в которых и через которых ребенок познает мир, утверждает и проверяет себя, как личность. Человека понимают и принимают через общение. В играх накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственное здоровье ребенка, накапливается необходимый для общения

эмоциональный запас уважительности к людям, бескорыстности, доброте, контактности. Совместность детей в играх основана на дружеских связях, дружеских взаимоотношениях и урегулирование конфликтов. А выигрыш в игре всегда морально распределяется на всех членов играющего коллектива ребят. Так в игре рождается детское содружество, а значит и дружба. Во вторых, игра развивает воображение it фантазию, ав- третьих, воспитывает решительность.

Педагог и мастер п/о, являясь организаторами игровых ситуаций на уроке, должны проявит организаторские мастерство и способность направить игру в нужное русло, придав ей азарт и интерес, помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Давая характеристику игровым формам обучения, известный учитель - новатор U1.A. Амонашвили подчёркивал: "Многие в таком обучении зависит от личности педагога", который должен уметь и "влезать" в "шкуру учащихся", играть с детьми на равных и обладать "педагогическим артистизмом ".

В первый день прихода учащихся в лицей, я встречаю их первой игрой, которая называется "Знакомство". Условия: я предлагаю всем письменно ответить на вопросы шутливой анкеты. Вопросы могут быть следующими: "Ваше любимое занятие?", "Ваше нелюбимое занятие?", "Достоинство, которое больше всего цените в людях? " Затем я знакомлю учащихся с ответами, по которым группа должна определить: кто есть кто. Эти анкеты создают обстановку не принудительности и, таким образом, познакомят всех друг с другом.