ВВЕДЕНИЕ
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ - чрезвычайно сложное, многогранное, общественно опасное явление, которое с каждым днем приобретает все большие масштабы, глубже проникает в жизнь общества.
Наркотические средства и психотропные вещества имеют двойственную природу. С одной стороны, в силу лечебных свойств они являются неотъемлемым элементом системы здравоохранения. С другой - их неконтролируемый оборот приводит к серьезнейшим социальным издержкам, сопряженным, в частности, с наркоманией и немедицинским потреблением.
Если в 1980 г. по России было зарегистрировано 6,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в 1990 - уже 15,5 тыс., в 1998 г. этот показатель достиг уровня 92,5 тыс. С 1990 г. количество преступлений, связанных с наркотиками, выросло на территории России более чем в 10 раз. По данным МВД России, в 1999 г. зарегистрировано более 216 тыс. таких преступлений, а за 2003 г. - около 228 тыс. В 2004 г. зарегистрировано более 250 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, 110 тыс. из них квалифицировались как тяжкие и особо тяжкие. За 2004 г. только в Ростовской области зарегистрировано 11 693 преступления, связанных с наркотиками, и к тому же эти показатели гораздо ниже реально существующих, поскольку велика латентность данного вида преступлений[1].
Изыскиваемые средства и методы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, разрабатываемые законодательные и иные направленные против него меры отстают от скорости его распространения и изобретаемых преступниками способов извлечения доходов от сферы наркобизнеса.
Незаконный оборот наркотиков, являясь весьма выгодным с финансовой точки зрения промыслом, признается общественно опасным и преступным деянием большинством стран мирового сообщества, причем во многих государствах его отдельные проявления расцениваются как тяжкие и особо тяжкие преступления. Настораживает тот факт, что лица, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, объединяются в устойчивые организованные группы, преступные сообщества (преступные организации). В процессе функционирования эти группы и сообщества, с одной стороны, берут под свой контроль и втягивают в наркобизнес лиц, совершающих в одиночку преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, а с другой - устанавливают устойчивые связи между собой, проникают за пределы государственных границ с целью осуществления незаконного оборота наркотиков, что чревато, кроме всего прочего, еще и межнациональными и международными конфликтами.
Одна из самых тревожных особенностей наркоситуации в России - высокие темпы роста числа наркоманов среди подростков и молодежи. Наркомания стремительно молодеет. Почти две третьих потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.
Проблема наркомании стала острой практически для всех регионов Российской Федерации. Рост наркомании привел в ряде из них к эпидемическому распространению ВИЧ-инфекции. По данным Минздрава и МВД, более 80% вновь выявленных в 2003-2004 гг. ВИЧ-инфицированных заразились через шприцы при употреблении наркотиков.
Таким образом, незаконный оборот наркотических средств разрушает экономику, социальную сферу, повышает уровень преступности, разлагает моральные устои общества, поражает своим негативным влиянием большое количество молодежи, провоцирует конфликты. Его можно рассматривать как угрозу национальной безопасности России.
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА БОРЬБУ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ
Свое шествие по миру наркотики начали в IX веке. До начала XX века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотических средств. Но уже в начале ХХ века рост наркомании вынуждает законодателя пойти на принятие мер борьбы с нарастающей опасностью. В Уголовном уложении 1903 г. в главе “О преступлениях и поступках против постановлений, ограждающих народное здравие” имелось общее отделение “О нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих”. По основаниям ответственности (продажа лицам, не имеющим право на покупку, сильнодействующих или ядовитых веществ, незаконное их приобретение, нарушение правил приготовления или торговли азотной кислотой) Уголовное уложение 1903 г. дифференцировало санкции в зависимости от признаков субъекта преступления, выделив специально три статьи. В одной из них криминализировалось нарушение правил хранения, отпуска или использования такого рода средств ответственным лицом аптек и производств; в другой – лицом, имеющим право их использовать; в третьей предусматривалась ответственность лиц, виновных в хранении для продажи или в продаже сильнодействующих и ядовитых веществ без лицензии или с нарушением ее условий.[2]
Таким образом, были криминализированы только некоторые составы преступлений, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ. Уголовная ответственность за преступные операции с наркотиками в России появилась позже.
В отличие от Уголовного уложения 1903 г. УК РСФСР 1922 г. в ст. 215 упоминал об уголовной ответственности за приготовление, хранение, сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ. Наркотики не были еще распространены настолько, чтобы обрушивать на них мощь уголовно-правовых мер.
Появление в СССР в последующие годы кокаина, опия и их производных привело к необходимости установления уголовной ответственности за преступные операции с наркотическими средствами. 22.12.24 г. декретом ВЦИК и СНК СССР “О дополнении Уголовного кодекса статьей 140-д” была введена уголовная ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта кокаина, морфия и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, а также за содержание притонов, в коих производится сбыт или потребление наркотических средств. В августе 1926 г. постановлением ВЦИК и СНК СССР “О государственной монополии на опий” в стране вводится монополия на опий. Свою роль в осуществлении государственного контроля над оборотом наркотиков имело постановление ВЦИК и СНК СССР от 23.05.28 г. “О мерах регулирования торговли наркотическими веществами”, которое запретило свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона. Постановление устанавливало, что количество упомянутых средств, необходимое для лечебных целей, ежегодно определяется соглашением народных Комиссариатов здравоохранения союзных республик. Им оговаривался перечень предприятий, имеющих право производить и продавать указанные средства, а также порядок торговли ими на территории С ССР.[3]
По мере роста количества незаконных операций с наркотическими и сильнодействующими веществами, увеличения числа лиц, их потребляющих, в УК РСФСР систематически вносились новые статьи, криминализирующие наиболее опасных деяния с указанными веществами, либо дополнялись более жесткими санкциями уже действующие нормы. В частности УК РСФСР 1926 г. в главе VII был дополнен двумя составами преступлений, устанавливающих ответственность за нарушения правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок. Так ст. 179 УК РСФСР 1926 г. предусматривала наказание за изготовление, хранение, приобретение и сбыт сильнодействующих ядовитых веществ без специального разрешения, а также нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учета и перевозки сильнодействующих ядовитых веществ. Кроме того, отдельные статьи о преступлениях против здоровья и нравственности содержались в других главах УК. В главе II “Преступления против порядка управления” предусматривалась ответственность за изготовление, хранение и покупку с целью сбыта, а равно самый сбыт в виде промысла продуктов, материалов и изделий, относительно которых имелось специальное запрещение или ограничение (ст. 99); изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения” (ст. 104). В ч. 2 с. 104 устанавливалась ответственность за содержание притонов, в коих производился сбыт или потребление кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ.
В последующие годы в главу VIII Кодекса вводились статьи об ответственности за новые преступления: была введена ответственность за изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ, посев опийного мака, индийской, южно-маньчжурской или южно-чуйской конопли; за нарушение установленных правил производства, хранения, учета и другие действия с наркотическими средствами; за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотиков и т. д.
В 1938 г. принимается постановление Совнаркома о правилах потребления, сбыта и перевозки наркотиков, ядовитых и сильнодействующих веществ. С 1952 по 1962 г. в республиканские уголовные кодексы вводится новая статья, предусматривающая ответственность за сбыт, хранение и перевозку наркотиков.
В 70-х годах наркотики стали распространяться в молодежной среде. На это стремительно отреагировал подпольный рынок, который начал поставлять кустарно изготовленные наркотические препараты. Политика борьбы с наркоманией носила ярко выраженный характер искоренения этого явления, а главное, самих наркоманов из жизни людей.
Новый УК РСФСР 1960 г. расширил пределы уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими и сильнодействующими веществами. В него были включены составы преступлений, непосредственно связанные с незаконным обращением с наркотическими веществами. Предусматривалась уголовная ответственность за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, сбыт, посев и выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества. Позднее была установлена также ответственность за незаконные операции с сильнодействующими веществами.