Смекни!
smekni.com

Проекта (гранта) (стр. 13 из 60)

Третий вызов государствам ЕС – определить роль США по обеспечению безопасности в Европе, которая будет бороться за большее единство в политике безопасности и в политике военной. Понимая бюджетную и военную реальности, европейцы осознают, что замещение НАТО было бы неуместным и недопустимым.

Европейское общественное мнение продолжит поддерживать военное присутствие США в государствах ЕС, отчасти ввиду идеи создания барьера от РФ и ренационализации обороны, а также как результата запутанной и щекотливой ситуацией со вмешательством США в Боснии и Герцеговине.

Д-15.

Государства ЕС и Япония вряд ли смогут справиться с демографическими проблемами. Население в этих государствах продолжит стареть довольно-таки быстро. Этим государствам к 2015 году потребуется более 110 миллионов новых работников, для того, чтобы поддержать определённое равновесие между работающими и пенсионерами. Конфликты, касающиеся социального обеспечения или же иммиграционной политики в крупных европейских государствах могут приостановить экономический рост.

Главная неопределённость в отношении Японии – сможет ли она осуществить структурные реформы, необходимые для возобновления уверенного экономического роста и снижения спада по сравнению с ростом других государств Восточной Азии, в частности, КНР. Другая неопределённость заключается в том, сможет ли Япония скорректировать свою политику обеспечения безопасности с тем, чтобы поддерживать более крепкие военные взаимоотношения с США.

Из государств Южной Азии продолжится миграционный поток в Северную Америку и Европу.

Д-20.

По большинству показателей – размеру рынка, единой валюте, высококвалифицированной рабочей силе, стабильным демократическим правительствам и единой зоне свободной торговли – расширяющаяся Европа сможет увеличить свой вес на международной арене. Сила государств ЕС могла бы проявиться в создании модели глобального и регионального управления для новых крепнущих держав. Но старение населения и сокращение численности рабочей силы в большинстве стран будут оказывать значительное влияние на положение на континенте. Либо государства ЕС смогут адаптировать рабочую силу к новым условиям, реформировать свои системы социального обеспечения, образования и налогообложения, а также обустроить растущее число иммигрантов (главным образом, из мусульманских стран), либо они окажутся лицом к лицу с опасностью продолжительного экономического застоя.

Местоположение ЕС на пересечении торговых и прочих путей и возрастающее разнообразие населения – особенно после расширения за счет принятия в свой состав новых членов – предоставляют ЕС уникальную возможность установить прочные связи как на юге (с мусульманским миром и Африкой), так и на востоке (с РФ и другими государствами СНГ).

Степень влияния ЕС на мировой арене будет зависеть от его способности достичь большего политического единства. Включение в свой состав десяти новых восточноевропейских членов может послужить своего рода «обузой», препятствующей усилению эффективности институций ЕС, необходимому для формирования целенаправленного и единого «стратегического видения» целей международной (в том числе в сфере безопасности) и социальной политики ЕС.

Согласно мнению региональных экспертов, с которыми консультировались, авторы доклада, роль государств ЕС на международной арене будет зависеть преимущественно от того, сумеет ли она провести серьёзные экономические и социальные реформы, призванные решить проблему старения населения и, соответственно, нехватки рабочей силы. Чтобы решить демографические проблемы, потребуются целенаправленные и многоуровневые подходы, включающие:

– увеличение числа легальных иммигрантов и облегчение интеграции рабочих, которые, по-видимому, будут приезжать в основном из государств Северной Африки и Ближнего Востока. Даже если государства ЕС обойдутся без большого числа вновь прибывающих рабочих, им придётся принимать меры по интеграции растущего мусульманского населения. Запреты на приезд иммигрантов могут привести только к росту числа нелегальных мигрантов, которых будет ещё труднее интегрировать; в любом случае эта проблема останется трудноразрешимой на многие годы. Можно представить себе, что европейские страны успешно адаптируют имеющуюся рабочую силу и приспособят систему социального обеспечения к существующим реалиям; но трудно представить себе отдельно взятую европейскую страну – например, Германию, которая успешно ассимилировала бы миллионы вновь прибывших за короткое время рабочих-мусульман.

– возрастающую гибкость в создании рабочих мест, включающую такие меры, как поощрение женщин брать отпуск на несколько лет для создания и увеличения семьи при гарантированном сохранении рабочего места. Поощрение молодых пенсионеров (людей в возрасте 50-65 лет), соглашающихся работать дольше или периодически возвращаться на работу, поможет преодолеть нехватку рабочей силы.

Эксперты полагают, что в государствах ЕС будет трудно поддержать существующий уровень социального обеспечения, при этом малейшее замедление экономического роста (не говоря уже о спаде) приведет к дезинтеграции, а в худшем случае и к полному распаду ЕС, что подорвёт возможность государств ЕС играть важную роль на мировой арене.

По мнению авторов доклада, темпы экономического роста ЕС сдерживаются из-за Германии и её протекционистского рабочего законодательства. Проведение реформ в этой стране – а также, в меньшей степени, во Франции и Италии – остаётся ключевым условием для ответа на вопрос, сможет ли ЕС в целом выбраться из порочного круга относительно низких темпов экономического роста. Как показывает успешный опыт Швеции, создающей более гибкие условия для функционирования бизнеса при сохранении основных завоеваний социального обеспечения трудящихся, для этого не обязательно понадобится полный отказ от сформировавшейся в послевоенные годы модели социального государства. Эксперты сомневаются в том, что существующее политическое руководство готово к тому, чтобы отказаться от привычной модели хотя бы частично; они склоняются к мысли, что импульсом для проведения реформ послужит не столько добрая воля политиков, сколько надвигающийся бюджетный кризис, который может разразиться лет через пять.

Если не будут предприняты серьезные меры, ЕС может столкнуться с долговременным замедлением темпов экономического роста; в этом случае отдельные страны начнут тянуть одеяло на себя, особенно во внешнеполитической сфере, даже если они останутся членами ЕС. При таком сценарии расширение ЕС может приостановиться, и Турция и Балканские государства останутся за пределами ЕС, не говоря уже о дальних перспективах вступления в ЕС России или Украины. Если государствам ЕС удастся поддерживать ежегодный рост на уровне 1-2%, ЕС сможет немного расшириться, но при этом не сможет играть на международной арене ту роль, которая подобает ей по размеру и общему потенциалу.

Кроме необходимости обеспечить экономический рост и провести реформу системы социального обеспечения, многие эксперты называют в числе первоочередных задач формирование более эффективных процедур принятия решений: существующая система, сложная и неповоротливая, затрудняет оперативное проведение коллективных акций. При этом федерализация Европы (по-видимому, невозможная во временных рамках до 2020 года) не является необходимой для того, чтобы ЕС играл подобающую роль на международной арене; эта цель будет достигнута, если удастся мобилизовать имеющиеся ресурсы и переплавить разрозненные точки зрения в единую коллективную цель. Эксперты считают, что экономический большой скачок пробудит энтузиазм европейцев и укрепит их веру в европейский проект, что, в свою очередь, повысит их готовность к международным коллективным действиям.

Затраты на оборону отдельных государств ЕС, включая Великобританию, Францию и Германию, будут на протяжении ближайших пятнадцати лет снижаться, особенно по сравнению с КНР и другими поднимающимися силами. Но в совокупности оборонные расходы ЕС будут превышать расходы других стран за исключением США и, возможно, КНР. Государства ЕС сталкивались в своей истории с большими трудностями в координации и оптимизации оборонных расходов, направленных на обеспечение роста благосостояния, укрепление безопасности и возрастание роли ЕС на международной арене. Вопрос о том, будет ли создана единая армия в рамках ЕС, остается открытым – частично по той причине, что ее создание могло бы привести к дублированию функций с силами НАТО.

Государства ЕС всё охотнее отдают предпочтение натуральному газу, что, в совокупности с истощением запасов в Северном море, придаст дополнительный импульс уже наметившимся политическим усилиям, направленным на укрепление связей с Россией и государствами Северной Африки, поскольку потребность в газе требует от обеих сторон более высокого уровня политического сотрудничества для проектирования и создания необходимой инфраструктуры. Согласно исследованию, проведенному под эгидой Еврокомиссии, доля потребностей государств ЕС в энергии из иностранных источников возрастет с половины в 2000 году до двух третей к 2020 году.