Конечно, кроме Римского клуба в мире существовали и продолжают существовать множество институтов, которые занимаются исследованием будущего.
В США наиболее «модным» (но далеко не единственным) считается метод форсайта. Однако в определенном смысле американские исследования будущего всегда ориентированы на заданный результат, который демонстрирует истовую приверженность одной вполне определенной картине мира. Она основана на мессианском предназначении Соединенных Штатов и их превосходстве во всем; на технократичности развития; на применении рыночных инструментов в управлении развитием вообще; на всеобщности (геополитика, геоэкономика, геокультура) подхода к исследованиям и трактовке их результатов.
В американских прогнозах мир будущего предстает в основном, с такими общими характеристиками:
- америкоцентричность. США – вечный лидер, способный влиять на любые процессы во всем мире, причем даже вопреки признанию реальности перемещения мировых центров силы и соответствующих перспектив возвышения Евразии;
- глобализированность. Альтернатива глобализации даже не рассматривается, так как считается катастрофой;
- мирное развитие человечества. Из рассмотрения исключаются любые катастрофы в широком понимании этого термина;
- неограниченное развитие инфо-, био-, нано- и прочих технологий в рамках принятых в настоящее время представлений.
Мировоззренческая заданность прогноза, накладывая свой отпечаток на продукцию «фабрик мысли», коммерческих исследовательских центров, общественных институтов и т.п., приводит к формированию в общественном сознании некоего обобщенно-обязательного взгляда на мировые перспективы. Считается, что миру не грозят войны между крупными державами и государственными группировками (при этом локальные войны «приемлемы», а следовательно, оправданы). Государство остается ключевым игроком в международных отношениях, хотя должное отдается и развитию транснациональных корпораций. На обозримое будущее перспективы научно-технического развития в целом уже определились.
Расхождения в деталях и нюансах не меняют общей картины. В глобальном мире государства конкурируют с крупными корпорациями. Сам мир контролируется глобальными управленческими технологиями, а Соединенные Штаты – глобальный управляющий. При этом применение силы входит в инструментарий этих управленческих технологий. Само международное сообщество состоит из развитых и «догоняющих» государств. Высоко развита культура материального и нематериального потребления.
Противоречия такого мира связаны с невозможностью (незнанием) того, как удовлетворить потребность индивидуума в «сохранении личного», а также перекосами в развитии технологий (явном предпочтении развития одни за счет других)
Все эти особенности достаточно выпукло проявляются в конкретных работах.
Например, исследование RAND Corporation «Глобальная технологическая революция 2015: тренды, драйверы, барьеры и социальные последствия био/нано/материальных направлений и их слияние с информационными технологиями» (The global technology revolution: bio/nano/materials trends and their synergies with information technology by 2015/ Philip S. Anton, Richard Silberglitt, James Schneider).
В исследовании выделяются группы стран, имеющих разные перспективы в освоении новейших технологий, которые, по мнению разработчиков проекта, будут оказывать максимальное влияние на жизнь людей.
1. Доступность дешевой солнечной энергии, коммуникаций, обеспечивающих повсеместный доступ к необходимой информации, систем радиочастотной бесконтактной идентификации и сенсоров для сбора информации в реальном времени.
2. Использование генетически модифицированных растений и систем биологического экспресс-анализа (прежде всего, быстрые методы обнаружения примесей в тех или иных продуктах), а также средств для быстрой «черновой» очистки воды.
3. Лекарства точечного воздействия и создание живых тканей для имплантации, новые диагностические и хирургические методы, повышающие возможности хирургии и сокращающие продолжительность реабилитационного периода.
4. Дешевое и автономное жилье, адаптируемое к местным условиям и обеспечивающее всем необходимым, и экологичное производство, снижающее выбросы и использование токсичных материалов, использование гибридных двигателей в автомобилях.
5. Миниатюрные компьютеры, встроенные в одежду и другие предметы обихода и туалета.
6. Квантовая криптография.
В результате сложились четыре группы стран:
◦ технологически развитые (США, Канада, Южная Корея, Израиль, Австралия, Япония, а также Германия и большая часть других стран Западной Европы);
◦ технологически продвинутые (Китай, Индия, Польша, Россия и др.);
◦ технологически развивающиеся (Чили, Бразилия, Колумбия, Мексика, Турция, Индонезия, ЮАР и др.);
◦ технологически отстающие (Фиджи, Доминиканская Республика, Грузия, Пакистан, Камерун и др.).
В списке технологий, «недоступных» для России в обозримом будущем, указаны: широкое распространение коммуникаторов, обеспечивающих доступ к необходимой информации; сенсоры для сбора информации в реальном времени; инжиниринг живых тканей для имплантации; миниатюрные компьютеры, встроенные в одежду и другие предметы обихода и туалета.
Отмечены три самые общие тенденции технологического развития:
· лидеры сохраняют лидерство;
· отсталые никогда не смогут их догнать;
· растет разрыв в уровне развития как между странами, так и между отдельными регионами.
Конкретизируя тему «непреходящего технологического неравенства», авторы полагают, что:
- отстающим странам следует сосредоточиться на развитии сельских территорий, беспроводной связи и использовании солнечной энергии. Этого достаточно, чтобы снять остроту проблем здравоохранения, продовольственного обеспечения, доступности дешевого жилья;
- развивающимся странам следует заняться приведением производства в соответствие с максимальными экологическими требованиями;
- продвинутым странам (в том числе и России) следует сосредоточиться на развитии собственной конкурентоспособности и экологических проблемах;
- развитым странам следует и дальше развивать собственную конкурентоспособность, разрабатывать новые этические и правовые подходы к решению проблем, возникающих в связи с внедрением новых технологий. Им следует сосредоточиться на вопросах продления жизни, совершенствовать действия в чрезвычайных ситуациях а также развивать новые формы бизнеса. Особо выделяется проблема обеспечения национальной безопасности (через технические решения).
Базовый сценарий развития технологий до 2020 г. описывается следующим образом:
· Развитие технологий (в рамках описанного «главного» пакета) продолжится ускоренными темпами. Особое внимание предполагается уделять междисциплинарному поиску.
· Развитие и использование технологий будет сильно различаться в зависимости от страны. Продолжится дифференциация по обеспеченности человеческими и иными базовыми ресурсами. Использование технологий в разных странах будет направлено на решение разных проблем.
· Развитие технологий потребует активной поддержки со стороны государства.
· Придется приступить к решению нескольких проблем – создать инфраструктуру, способную поддержать развитие технологий, и решить этические и правовые проблемы, вызванные применением новых технологий.
· Поиск решения любых возникающих проблем будет сильно зависеть от местной специфики.
Доклад Национального совета по разведке (США) «Карта глобального будущего – 2020» (Mapping the Global Future: Report of the National Intelligence Council’s 2020 Project).
Работа над исследованием началась в ноябре 2003 г. с дискуссии 25 независимых экспертов (в их число входили крупнейшие специалисты по различным дисциплинам, в том числе и ведущие футурологи) с аналитиками из разведывательного сообщества США. Затем последовали встречи со специалистами из Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Помимо них проведено шесть региональных конференций: по одной в Великобритании, Южной Африке, Сингапуре и Чили и две в Венгрии. Региональные эксперты внесли существенный вклад в выявление того, что думают о Соединенных Штатах в остальном мире. Помимо зарубежных мероприятий, на которые были приглашены сотни участников из многих стран, в Вашингтоне проводилась конференция по проблемам Индии. Так или иначе к работе над докладом были привлечены ведущие специалисты и институты в области прогностики из разных стран, только перечисление которых заняло бы не одну страницу.
При подготовке использовались линейные экстраполяции, необходимые для выявления базовой тенденции развития и выработки основного сценария. Обычно линейная экстраполяция дает одновременное представление о том, как могло бы разворачиваться будущее, и фокусирует внимание исключительно на «предсказании». Поэтому составители «Карты» использовали также методику разработки сценариев, которая дает белее динамичную картину возможных вариантов будущего и концентрирует внимание на глубинных взаимодействиях, имеющих наибольшую политическую значимость.
В рамках проекта была создана специальная Группа рассмотрения сценария (ГРС), в состав которой вошли несколько авторитетных представителей политического сообщества, мозговых центров и аналитиков разведки. ГРС оценивала собранные данные и сценарные концепции, учитывавшие взаимодействие ключевых факторов глобальных перемен, изучала результаты международных семинаров и оценивала «пробные» сценарии на предмет их правдоподобия и политической состоятельности.