Комментарии аналитика
Модернизация как системный процесс представлена в виде схемы на следующей странице. В эту схему включены следующие блоки:
- Предыстория развития, 1992-2010 г.г.
- Стартовые условия модернизации.
- Внутренние движущие силы.
- Внешняя среда.
- Типы модернизации и сценарии развития.
- Цели модернизации, образ желаемого будущего.
Предыстория развития (1992-2010) оценивается крайне противоречиво. Одни авторы интерпретируют её как экономическое чудо, которое позволило за исторически короткие сроки высвободить частную инициативу и создать рыночную экономику с частной собственностью на средства производства. Другие считают, что приватизация государственной собственности была нелегитимной, идет процесс проедания советского наследства, современная российская экономика неэффективна с точки зрения общественных интересов. Авторы этих альтернативных точек зрения непримиримы в своих оценках пройденного пути, но неожиданно сходятся вместе на следующем этапе.
Обе стороны одинаково оценивают Стартовые условия модернизации как крайне неудовлетворительные. Необходимость модернизации подчеркивается почти общим лозунгом «Модернизация или смерть!».
Прежде всего подчеркивается отрицательный демографический тренд, который временно компенсируется демографической волной, но пока никуда не исчезал.
Признается низкий уровень доходов большинства населения, ведущий к социальной напряженности. Хотя Россия по общему уровню ВВП достигла значения 1990 г., доля зарплаты в ВВП находится в окрестности 1/3, в 1990 г. эта доля равнялась 1/2. Децильный коэффициент находится в окрестности 17, а коэффициент Джини по различным оценкамравен 0,42-0,46, т.е. имеет место очень неравномерное распределение доходов. Как следствие – сжатый внутренний рынок, где большинство населения тратит большую часть доходов на питание и оплату услуг ЖКХ, но даже не ходит в кино.
Сбережения почти в 2 раза превышают накопления, от 12% до 20% ВВП вывозится из страны вместо того, чтобы вкладываться во внутреннее развитие. Предприниматели при первой возможности стремятся прибрести зарубежные активы, так как не уверены в легитимности своей собственности внутри России. Поэтому темпы роста ВВП сокращаются в 1,5-2 раза.
В течение 20 лет отсутствует технологическое обновление производственных фондов, что ведет к низкой производительности труда и неконкурентоспособности производимой продукции.
Постоянная двухзначная годовая инфляция, которую генерирует рост тарифов в энергокомплексе и ЖКХ, стала постоянной характеристикой российской экономики.
Отсутствие развитой институциональной среды не позволяет в достаточной мере защитить права собственника от коррупции и рейдеров, всевозможных крыш бандитов и силовиков.
Отсутствие добросовестной политической конкуренции замораживает властную структуру всей системы, которая стала независимой от эффективности своей работы и не обслуживает интересы большинства.
Слабые геополитические позиции не позволяют России эффективно отстаивать свои национальные интересы.
Россия сверхзависима по доходам от мирового рынка энергоносителей и по расходам от мирового рынка продовольствия, так как на первом рынке получает примерно 65% экспортных доходов, а на втором рынке покупает примерно половину потребляемого продовольствия.
Цели модернизации, образ желаемого будущего
Плохое в стартовых условиях должно измениться к лучшему после модернизации. Поэтому перечисленные выше стартовые условия перечисляются как уже исправленные. Реализуется демографическая стабилизация или даже демографический рост. Возникает социальное государство с европейской структурой доходов. Все сбережения вкладываются во внутреннее развитие. Реализуется технологическое обновление производственных фондов, а производительность труда приближается к европейской. Инфляция удерживается на уровне не более 1-3% в год. Возникает институциональная среда, которая преобразует производственные факторы и природные ресурсы в эффективные бизнес-процессы. Страна продвигается к добросовестной политической конкуренции. Усиливаются геополитические позиции. Ослабляется зависимость от мировых рынков энергоносителей и продовольствия. Но этого мало.
Продвижение в направлении указанных целей позволяет получить синергетический эффект – возникает инновационная экономика, демократическое государство и гражданское общество.
Конечно, полного единодушия в описании образа желаемого будущего у различных авторов нет, так как различны толкования самих целевых понятий и их приоритетов. Но основные разногласия возникают, когда дело доходит до формирования сценариев..
Типы модернизации и сценарии развития
Инерционный сценарий, основанный на получении высоких доходов от экспорта энергоносителей, не удовлетворяет никого. Как выражаются авторы из ИНСОРа: «Слишком велики риски сорваться в экономический коллапс, необратимое технологическое отставание, критическую социальную напряженность, политический кризис, дезинтеграцию страны, утрату геополитических позиций, катастрофическую депопуляцию».
Мобилизационный сценарий вызывает споры на тему, кому затягивать пояса, откуда брать средства на модернизацию? Понижение уровня жизни и оплаты труда населения до китайского уровня, чтобы вовлечь в нашу модернизацию с помощью высоких прибылей ТНК, выглядит социально опасным. Поэтому повторять опыт симбиоза Китая с США на основе дешевого труда и высоких прибылей ТНК невозможно. Зато есть деньги, которые сейчас в размере от 12 до 20% ВВП уходят за рубеж. Чтобы предприниматели прекратили их вывозить и начали вкладывать во внутреннее развитие, нужны мотивы: легитимизация и надежная защита частной собственности; достаточно высокая прибыль; ограничения на вывоз капиталов. Чтобы создать эти мотивы, государство должно ликвидировать коррупцию и рейдерские захваты собственности, расширить внутренний рынок сбыта за счет повышения доходов населения, эффективней использовать собственные ресурсы, поменять законодательство и судебную систему. Необходимо также помнить, что кроме модернизации страна нуждается в реиндустриализации.
Каким должен быть доминирующий тип технологического обновления, за счет внутренних или импортных разработок? Здесь существуют следующие соображения. Развитые страны получают высокие доходы за счет генерации и использования технологий высокого уровня, поэтому они не заинтересованы в выращивании конкурентов, передавая технологии и обучая специалистов высокого класса. Такая политика подтверждается конкретными отказами в продаже технологий. Сама инновационная экономика, которую должна строить Россия, основывается на постоянной внутренней генерации инноваций, которую способен реализовать только внутренний отряд инноваторов. Поэтому Россия вынуждена ориентироваться не только, но в основном, на внутренние разработки собственного отряда инноваторов.
Однако, есть и другая точка зрения. В [Козельцев, 2009] утверждается, что в основе большинства российских достижений лежит зарубежная основа. Поэтому надо выполнять программу, разработанную экспертами Евросоюза, «Партнерство ради модернизации». Главное –подбор исполнителей этой программы. И здесь решающий голос должен принадлежать Европейской Комиссии.
Может ли быть модернизация только технологической или должна обязательно включать институциональную, социальную и политическую сферы? Мировой опыт показывает, что мобилизационная технологическая модернизация с успехом выполнялась при диктаторских, тоталитарных и авторитарных режимах. Но когда программа модернизации была с успехом выполнена, обычно создавался средний класс, который отстранял диктаторов от власти и строил демократическое государство. Многие российские эксперты считают, что без модернизации институциональной сферы и политической конкуренции одна технологическая модернизация невозможна, так как именно современная российская социально-политическая система завела страну в тупик по инерционному сценарию.
Модернизация Китая с помощью американских инвестиций и технологий, а также предоставления американского рынка для китайских товаров, привела к своеобразному симбиозу Китай-США, развитие которого в какой-то момент закончится, как закончилось на определенном уровне развитие симбиоза Япония-США. Поэтому Китай сегодня надежный импортер российских природных ресурсов в будущем может стать импортером российских инноваций. Евросоюз сегодня тоже надежный импортер российских природных ресурсов, но он открыт также для симбиоза с Россией в её модернизации до определенного предела. Учет этих особенностей мировых трендов и своевременная смена приоритетов позволят привлечь к российской модернизации дополнительные инвестиции, технологии и рынки сбыта.
5. Модельные сценарии
Введение. Рождение глобального моделирования
Глобальное моделирование в его современном виде родилось в период с 1968 года по 1974 год, когда развитые страны с рыночными экономиками были потрясены двумя кризисами. В 1968 году вдруг совершенно неожиданно от западноевропейских до североамериканских университетов началось молодежное протестное движение с бунтами и баррикадами. В 1973-74 г.г. страны ОПЕК подняли цены на нефть в 5 раз. Оба потрясения – молодежные бунты и энергетический кризис – прошли на фоне холодной войны и противостояния двух систем. Казалось бы, вполне благополучное западное общество начало задаваться вопросами. Как сохранить социальную интегрированность и социальное партнерство в условиях противостояния социалистическому лагерю? Как долго может продолжаться инерционное развитие с нарастающим вовлечением ограниченных природных ресурсов и деградацией среды обитания? Что будет с мировой системой, если разрыв в потреблении природных ресурсов и уровне жизни между богатыми и бедными странами сократится? Как решать проблемы демографического роста и урбанизации? Как решать проблемы обеспечения продовольствием населения развивающихся стран? Можно ли избежать «ядерной зимы», которая наступит в результате обмена ядерными ударами? В ответ на эти и другие вопросы и начались работы по глобальному моделированию и прогнозированию.