К основным внутренним управляющим воздействиям относятся следующие:
Распределение ВВП на оплату труда, прибыль и налоги.
Распределение полученной прибыли на инвестиции во внутреннее развитие, личное потребление получателей и вывоз за границу.
Распределение государственных доходов от экспорта энергоносителей на инвестиции в развитие, текущее потребление и сбережения в иностранных валютах.
Инновационные преобразования и рост технологического уровня экономики, ведущие к росту производительности труда.
Эти показатели в рыночной экономике складываются в результате взаимодействий между бизнесом, профсоюзами и государством, которое проводит налоговую, бюджетную и финансовую политику, устанавливает внешнеторговые пошлины и квоты, реализует национальные программы, регулирует отношения между наемным трудом и собственниками средств производства, создает условия для функционирования инновационного комплекса и его взаимодействий с экономикой, организует достижение целей социального государств – доступность для всех граждан продовольствия, жилья, образования и здравоохранения.
Динамика российского ВВП представлена на рис.1, где построены графики фактической статистики и ВВП как регрессии от выработки электроэнергии, добычи нефти и цены на экспортируемую нефть на отрезке «1990-2009».
Рисунок 1.
Экономический спад на интервале «1992-1998» последовал за перераспределением доходов от массового потребителя и государства к экономической элите. Тотальное перераспределение собственности, начиная с 1992 г., является центральным процессом в российской экономике. Вслед за перераспределением собственности перераспределялись доходы. Суммарные доходы массового потребителя и государства уменьшились к 1998 г. почти втрое, зато экономическая элита стала забирать почти половину валового внутреннего продукта. Это перераспределение доходов привело к резкому изменению объема и структуры платежеспособного спроса на внутреннем российском рынке. Одновременно, как только российская экономика стала открытой, неконкурентоспособные при сложившимся обменном курсе товары российского производства стали вытесняться импортными товарами. К тому же была потеряна часть рынка сбыта в странах – бывших членах СЭВ и бывших республиках СССР. Доля оплаты труда в ВВП упала с 0,49 в 1990 г. до 0,3 в 1998 г., соответственно коэффициент Джини увеличился с 0,23 до 0,39.
Когда все трое (массовый потребитель, государство, экономическая элита) вышли на рынок со своими новыми доходами, они предъявили экономике совершенно новый платежеспособный спрос. Производства, ориентированные на спрос массового потребителя и госзаказ, потеряли две трети рынка сбыта и соответственно остановили свои мощности. Зато отрасли, ориентированные на потребности элиты (элитное жилищное и офисное строительство, средства связи, частная охрана, импорт эксклюзивных товаров, сервис для элиты и т.д.) получили многократно расширенный рынок сбыта и начали успешно развиваться. Кроме отраслей, ориентированных на элиту, начали также развиваться отрасли по добыче и переработке природных ресурсов, ориентированные на внешний рынок. Однако суммарное сжатие внутреннего рынка, вызванное перераспределением доходов и экспансией импорта, а также потеря части зарубежных рынков сбыта привели к общему двукратному экономическому спаду.
В экономике, где половина мощностей простаивает, новые инвестиции не нужны, поэтому они уменьшились в пять раз. Пятикратное уменьшение инвестиционного спроса привело к пятикратному сокращению скорости обновления рабочих мест и технологий, что, в свою очередь, повлекло пятикратное уменьшение спроса на продукцию инновационного сектора – отраслевых НИИ и КБ.
Этот режим экономического спада и стагнации был прерван четырехкратной девальвацией рубля в 1998 г. и последующим ростом мировых цен на нефть. Оба события дали импульс к экономическому росту, который начался в 1999 г., достиг максимума в 2000 г. и продолжался в 2001-2008 г.г. Девальвация резко увеличила конкурентоспособность российских товаров, так как в результате двукратного сокращения подорожавшего импорта расширился внутренний потребительский рынок для товаров отечественного производства. Повышение цен на нефть принесло в страну дополнительные доходы, частично поступившие на внутренний потребительский рынок и облегчившие обслуживание внешнего долга. Возникла тенденция укрепления обменного курса рубля. Оживление экономики привело к росту инвестиционного спроса. Однако долларизация сбережений и вывоз капитала продолжаются, поскольку распределение доходов существенно не улучшилось, и сбережения по-прежнему превосходят инвестиционный спрос. Распределение доходов оставалось неудовлетворительным. К 2007 г. коэффициент Джини вырос до значения 0,42 (продолжало расти расслоение на бедных и богатых), доля оплаты труда в ВВП осталась на уровне 0,3 (оценка авторов), доля внешнеторгового сальдо (оценка вывоза капитала) оставалась на уровне 0,12 – 0,2. Если бы не этот вывоз капитала, темпы экономического роста могли быть выше примерно на 50%.
Оценка НТП на периоде «1990-2009» показала, что статистически значимых показателей НТП не было. Это означает, что российская экономика наращивала отставание по технологическому уровню от развитых стран, оставаясь реально на уровне 1990 г.
Таким образом, инерционный сценарий развития, реализуемый вплоть до 2008 г., не сулит России ничего хорошего. Следующий кондратьевский кризис в окрестности 2022 г. может привести к новой катастрофе. Отсюда возникает задача модернизации.
Выводы монографии
Если определить магистральный режим развития как такое состояние экономики, в котором установилось рациональное распределение доходов, сбалансированы выпуски и мощности, сбережения и инвестиционный спрос, экспорт и импорт, занятые и трудоспособные, то период, начиная с 1992 г., является периодом отхода российской экономики от магистрали, периодом, где все четыре основных баланса существенно нарушены. Между тем мировой опыт показывает, что практически все успешные рыночные экономики устойчиво развиваются в окрестности магистрали. Поэтому основная задача управления российской экономикой должна ставиться как задача вывода экономики на траекторию магистрального устойчивого развития.
Решающую роль в этом выходе на магистраль играют инварианты распределения ВВП, которые в успешных рыночных системах имеют следующие значения: две трети ВВП - доля оплаты труда, остальное – прибыль предпринимателей. С обеих частей государство берет налоги. Переход к рациональному распределению ВВП увеличит темпы экономического роста, увеличит внутренний рынок, ускорит обновление рабочих мест и технологий, позволит перейти к реальному построению социального государства, где коэффициент Джини должен находиться между значениями 0,25 и 0,35.
Темп экономического роста в окрестности магистрали складывается из суммы темпа роста занятости и темпа роста производительности труда. В настоящее время производительность труда в России не растет, что связано с незаинтересованностью российской рыночной системы в обновлении технологий. Поэтому механизм государственного регулирования должен включать в себя формирование у предпринимателей заинтересованности в обновлении технологий. Здесь должны отсекаться нерациональные пути получения прибыли с помощью ввоза дешёвой рабочей силы, ухода от налогов, использования эффектов монополии, коррупционных приемов и других подобных методов. Инновационный комплекс в полной мере должен поддерживаться государством.
Как крупнейший мире экспортер энергоносителей , Россия имеет нерешенные финансовые проблемы с использованием газо- и нефтедолларов, что выражается в нестабильности обменного курса и непрекращающейся инфляции. Оказалось, что стерилизация избыточной денежной массы с помощью её отправления в экономики США и Евросоюза не дает желанных результатов. Из-за нестабильности финансовой системы дестабилизируется экономика. Здесь могут помочь прозрачность финансовой политики, выдвижение квалифицированных кадров и конкуренция идей по финансовому управлению.
Мировая система вошла в период подхода к своим физическим границам роста. Здесь характерны ускорение процессов глобализации и обострение конкуренции между участниками процесса за природные ресурсы. В такой ситуации у части участников процесса возникает желание получить преимущества с помощью политического и даже военного давлению. Поэтому возникает задача противостояния такому давлению. Успешное решение этой задачи возможно, если есть политическая воля и военная сила.
Резюме. Авторы рассмотренной монографии прошли долгий путь развития от формирования единой модели глобального объекта к анализу системы моделей, каждая из которых позволяет понять поведение самых важных фрагментов. Такой подход позволил выделить и предсказать сбывшиеся и ожидаемые мировые циклические воздействия на мировую экономику по Кондратьеву, учесть воздействия мирового рынка нефти на Россию, понять роль перераспределения доходов в двукратном снижении российского ВВП, формально доказать отсутствие НТП в России, показать необходимость выхода на магистраль, чтобы стать социальным государством с инновационной экономикой.
5.2 Математическое моделирование и системный анализ мировой динамики». Из Программы фундаментальных исследований Президиума РАН
Существенные результаты сценарных исследований получены в результате выполнения Подпрограммы «Математическое моделирование и системный анализ мировой динамики» программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знания» (научные руководители академики Г.В. Осипов и В.А. Садовничий, ведущая организация – Институт прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН).