Смекни!
smekni.com

Проекта (гранта) (стр. 41 из 60)

Кроме того в период 2014 – 2025 гг., находящийся на границе понижательной и повышательной волн кондратьевских циклов весьма вероятны крупные геополитические и геоэкономические потрясения, которые, если судить по прежним циклам, будут сопровождаться региональными или мировыми войнами, а также крупными социальными потрясениями, политическими переворотами и революциями. В итоге можно уверенно предположить, что период 2014 – 2025 гг. станет периодом крупномасштабных геополитических и геоэкономических трансформаций, основными участниками которых скорее всего станут США, Китай, Япония, Юго-Восточная Азия, исламский мир и Россия. Более того, можно прогнозировать, что в результате этих трансформаций центр мирового экономического и политического развития начнет постепенно перемещаться с Запада на Восток, а США потеряют свое монопольное положение в мире. В то же время США в прогнозируемый период 2010 – 2025 гг. наверняка останутся политическим и военным лидером, причем свои экономические и социальные проблемы они во многом будут решать за счет дестабилизации ситуации в других странах. Отсюда высокая вероятность политических и военных конфликтов в различных регионах мира с прямым или косвенным участием Соединенных Штатов.

3. На этом фоне экономическое и социально-политическое положение России и других стран СНГ в ближайшие годы будет чрезвычайно сложным, подверженным многочисленным угрозам и рискам. Из-за односторонней экспортно-сырьевой ориентации российской экономики, а также целенаправленно формируемой финансовой зависимости от США она будет ощущать все колебания конъюнктуры мирового рынка, оставаясь во многом не субъектом, а объектом мирового технологического, экономического, финансового, политического, социального развития. Единственным выходом из этой ситуации является переход к инновационному развитию, который, однако, последовательно тормозится коррумпированной бюрократией связанной как с криминальными структурами, так и международным финансово-спекулятивным капиталом. В то же время в России существуют и будут усиливаться факторы внутренней социально-экономической деградации и политической дестабилизации. Среди этих факторов необходимо особо выделить депопуляцию коренного населения Российской Федерации и рост миграции из стран СНГ, резкое имущественное и социальное расслоение населения России, угрозу распада страны в результате обострения социальных и межэтнических конфликтов, растущую коррупцию, безответственность и безнаказанность центральной и местной бюрократии, отрыв правящей элиты от основной массы населения, нравственную деградацию российского общества, кризис семьи под воздействием "сверхлиберальной" идеологии и находящихся под контролем определенных групп влияния СМИ, монополизм российской экономики, подавление чиновниками и правоохранительными органами развития малого и среднего бизнеса, который во всех развитых странах составляет основу социальной и экономической стабильности, а также реальной конкуренции, заставляющей бизнес внедрять инновации. Оценка воздействия этих неблагоприятных факторов на внутреннее социально-политическое развитие России приводит к выводу, состоящему в том, что период 2012 – 2015 гг., когда будут остро ощущаться последствия очередного мирового кризиса, и особенно период 2020 – 2025 гг., когда развитые страны и Китай перейдут к массовому освоению новейших технологий, которое вполне может привести к резкому и необратимому отставанию России от развитых и даже развивающихся стран, с высокой вероятностью станут периодами резкого изменения траектории и характера всего многосотлетнего исторического развития России, включая возможность ее распада.

Учитывая все эти внешние и внутренние факторы, следует ожидать, что наиболее вероятными "точками перелома" экономического и социально-политического развития России в ближайшие пятнадцать лет станут 2012 – 2014 гг., 2017 – 2018 гг. и период около 2025 г. При этом, хотя кризис 2012 – 2014 гг., по-видимому, окажется для России весьма тяжелым, имеющим долговременные социально-экономические последствия, он не приведет к катастрофическим последствиям для нее, поскольку другие крупные державы, включая США, европейские страны и Китай, также будут находиться в довольно сложном положении и скорее всего не смогут оказать значительного давления на Россию. Однако международная ситуация резко изменится после 2017 г., когда весь мир вступит в фазу повышательной волны нового кондратьевского цикла, и если Россия не воспользуется оставшимся до 2017 г. временем для серьезной модернизации своей экономики и внедрения инновационных технологий, ее ожидают крупные потрясения, внешние и внутренние конфликты, которые весьма вероятны после кризиса 2017 – 2018 гг. Основным ресурсом развития в современную эпоху является социальное время, дающее возможность использовать новые подходы и технологии, и если этот ресурс до 2017 – 2018 гг. будет в очередной раз бездарно растрачен, последствия для России станут катастрофическими.

4. Наиболее глубоким и серьезным для России вероятнее всего станет перелом около 2020 – 2025 гг., когда воедино сойдутся долговременные циклические тенденции мирового и внутреннего социально-политического развития. Не следует забывать, что Россия в геополитическом и геоэкономическом плане находится между Западом и Востоком и уже поэтому является объектом интенсивного политического, экономического, культурного и демографического давления как с Запада, так и с Востока. Теоретически возможны три варианта или сценария развития событий до 2025 г.:

1) катастрофический вариант, сопровождающийся распадом ядерной державы с длительными социально-политическими и военными конфликтами, с распространением огромных количеств оружия, в том числе ядерного по всему миру, а также с последующими оккупацией и расчленением России ее западными и восточными соседями;

2) вариант постепенной деградации общества и государства, при котором нарастает отчуждение между властью и обществом, а человеческие ресурсы последовательно разрушаются и деградируют;

3) вариант выживания и относительного возрождения российского общества после глубоких политических и экономических изменений, выработки нового социально-политического курса, в чем-то аналогичного "Новому курсу" Ф.Д.Рузвельта. При этом утверждение нового социально-политического курса, как и в случае Рузвельта, требует не революций, которые способны окончательного разрушить страну, а формирования широкой коалиции различных общественных движений и политических сил, реально заинтересованных в выживании и развитии России. Пока что вероятность первого и второго сценария значительно выше, чем вероятность третьего, позитивного сценария. Вместе с тем ситуация может измениться в результате активизации мирной борьбы российских граждан за свои права, появления новых общественных движений, в результате формирования новых внутренних и внешних условий для проведения политики, отвечающей коренным национальным интересам России. Важную роль могут сыграть изменения в мировой финансовой и политической системе, сдвиги в соотношении сил на мировой арене, которые потенциально способны создать условия для сближения между западными странами и Россией на основе формирования более справедливого и демократического мирового порядка. Однако этими условиями еще надо будет суметь воспользоваться обеим сторонам.

Можно констатировать, что в настоящее время ни российское общество, ни российская политическая элита совершенно не готовы к предстоящим в ближайшие годы переломам и потрясениям, они живут почти исключительно сегодняшним днем, не думая о том, что будет завтра. Значительную часть правящей элиты и коррумпированной бюрократии вполне устраивает существующее положение вещей, позволяющее обогащаться за счет присвоения природной ренты, растраты богатейших ресурсов России, чиновничьего рэкета, монопольных цен и взяток. Крупнейшие российские корпорации, включая Газпром, Лукойл, металлургические предприятия, как правило, не заинтересованы в инновациях, в разработке и внедрении новых технологий, в развитии образования и науки, а российские банки, занимающиеся спекулятивными операциями, не заинтересованы в инвестициях в реальный сектор экономики. Между тем процессы деградации образования, науки, культуры, экономики, социальной сферы, армии, ВПК под влиянием проводимых "реформ", призванных сократить участие государства в этих сферах, нарастают, что прямо угрожает коренным национальным интересам России, самому существованию российского общества. Чрезвычайно важно, как именно пройдет Россия ближайшие годы, включая вероятный глубокий кризис 2012 – 2014 гг., какие уроки из него извлекут российское общество и правящая элита. В этих сложных условиях отечественные специалисты, российский образованный класс, все ответственные граждане России должны отчетливо видеть существующие риски и угрозы и пытаться донести их до тех, от кого зависит принятие решений, а также до тех, кто может своими действиями заставить принимающих решения считаться с собой.