Процветают модели бизнеса на основе инноваций, сетевого охвата, институционального обновления и системных изменений. Открытый доступ и другие виды интеллектуальной собственности существуют наряду с традиционным лицензированием и патентованием.
«Ярко зеленая» сельскохозяйственная революция позволила многим странам мира максимизировать урожаи и минимизировать участки земли. Возникают трансграничные ассоциации водопользования, создаются новые культуры пригодные для разных регионов.
Разрастаются леса благодаря более эффективному управлению лесопромышленным комплексом и земледелием. Другие природные системы такие, как рифы, заболоченные земли, речные бассейны и моря, находятся в хорошем состоянии благодаря более тщательной оценке их пользования.
С. Лидерам бизнес потребуется новая повестка дня. Деловой и политический мир перейдет от обсуждения теоретических проблем окружающей среды (как то климатические изменения и дефицит ресурсов) к решению экономических: разделение возможностей и затрат. Будут разрабатываться модели роста и погресса на основе сбалансированного использования возобновляемых ресурсов и переработки отходов. Это приведет к «зеленой конкуренции» между странами и предприятиями, и, соответственно, продвижению вперед. Такие изменения станут выгодны бизнес лидерам, так как они будут думать о вызовах местного и глобального масштаба, а не только о товарах и затратах, а вместо этого у них появятся стимулы для капиталовложений, что способствует поиску решений и реализации возможностей.
Эта трансформация вызовет огромные сдвиги в отношении законодательного регулирования, работы рынков, потребительских предпочтений, цен на производственные ресурсы, а также измерения прибыли и убытков. Бизнес должен стать лидером трансформаций, а не просто следить за изменениями, и делать то, что бизнес умеет делать лучше других: вырабатывать рентабельные решения, которые нужны людям. Разница состоит в том, что новые решения будут ориентированы на функционирование глобального и местного рынков «истинных ценностей и затрат», причем «истина» определяется ограничениями планеты и тем, что требуется для благополучной жизни в их пределах. Бизнес, потребители и политики будут экспериментировать и находить решения на основе сотрудничества с заинтересованными партнерами, системного подхода и совместных инноваций, чтобы сделать устойчивый мир реальным и желанным. Это и есть предприимчивая стратегия в лучшем смысле.
Бизнес лидеры должны успешно управлять своими компаниями в существующих условиях и вести общество к новым рамочным условиям устойчивости при тесном сотрудничестве с политическими и общественными деятелями. Для бизнеса это будет означать создание новых партнерств с правительствами и группами гражданского общества и более широкое внедрение системного подхода к управлению вызовами и возможностями такими, как удвоение городского населения к 2050 году. Бизнес лидерам придется руководить компаниями в условиях беспрецедентных трансформаций, делать это параллельно с правительствами, в задачу которых входит правильный выбор политической стратегии и стимулов.
Авторы считают, что бизнес сможет реализовать перечисленные выше возможности, если создаст для этого соответствующие условия. Они включают: комплексные коалиции с участием представителей разных регионов, отраслей промышленности и слоев общества; инновации в финансовой и страховой системах; интенсификацию исследований и новые формы сбора и распространения информации; новые модели бизнеса, в том числе с участием государства и неправительственных организаций, и т.д.
На первый взгляд «Видение» может показаться утопией, учитывая, насколько далек этот проект от реальности. Но таких намерений нет так же, как и утверждения о реальности. С проектом «Видение-2050» или без него к 2050 году жизнь радикально изменится. «Видение-2050» - это лучшая на сегодня путеводная звезда, аккумулировавшая наблюдения, проекты и ожидания компаний и экспертов, принявших участие в разработке проекта. Это попытка помочь руководителям правящих структур, бизнеса и гражданского общества избежать ошибок прошлого - принимать решения в изоляции друг от друга, что приводит к непредсказуемым последствиям для населения, окружающей среды и для планеты в целом. В проекте «Видение -2050» сделана попытка добиться взаимопонимания с той целью, чтобы руководящие круги могли принимать решения, способствующие более успешному развитию человеческого потенциала в ближайшие 40 лет. Он также служит площадкой для диалога, где будут затронуты наиболее важные вопросы, на которые предстоит ответить, чтобы добиться успеха на этом неизведанном пути.
В заключении авторы еще раз подчеркивают, что осуществление проекта Видение-2050 потребует радикальных изменений в промышленных системах, экономических концепциях, правилах рынка, стандартах и в быту. Понятно, что изменения могут сопровождаться рисками и турбулентностью, но также открываются существенные возможности для всех групп – руководящих органов, бизнеса и гражданского общества.
Ниже приводятся графики, которые иллюстрируют изложенные подходы.
Вместе с организацией «Global Footprint Network» удалось подсчитать, что к 2050 году, несмотря на рост населения, с учетом преобразований, предусмотренных в проекте Видение-2050, потребление человечества будет эквивалентно величине почти одной планеты. В противоположность этому, потребление равнялось бы 2, 3 планет, если следовать путем «бизнеса как всегда», как это происходит сейчас.
На графике показано, как располагаются разные страны в соответствии с Индексом развития человеческого потенциала Программы развития ООН и экологическим следом по индексации международной экологической организации Global Footprint Network. В странах слева от вертикальной линии на пункте 0,8 прямой Индекса развития человеческого потенциала отмечается недостаточное удовлетворение потребностей человека. В странах выше горизонтальной пунктирной линии и справа от вертикальной линии потребности людей удовлетворены, но таким образом, что это наносит вред экосистемам.
Для того чтобы добиться устойчивости в будущем, были проанализированы параметры данной схемы – что составляет успех и прогресс, какая биомощность приходится на одного человека, какие решения нужно принять, чтобы помочь государствам повысить уровень развития или уменьшить воздействие на окружающую среду.
Именно данный график послужил основой для формирования основных постулатов проекта «Vision 2050»
Послесловие
В итоговом аналитическом докладе планировалось провести корреляционный анализ вышеназванных трех разделов с целью получения обобщенного видения России на среднесрочную перспективу в контексте мировых трендов. В том числе с привлечением материалов проекта ООН «Альянс цивилизаций», последних работ фонда Талберга, Римского Клуба, исследования МГИМО «Политический атлас современности» и др.
Отдельной методологической задачей представлялось наложение результатов работы проф. С.Г. Кара-Мурзы «Угрозы России» на среднесрочную сценарную разработку, с тем, чтобы в процессе экспертного обсуждения рассмотреть вероятность преодоления или развития негативных процессов по тем или иным социальным трендам. В приложении 3 кратко изложены, основные ключевые угрозы для России из его работы.
Еще более интересный методологический замысел был связан с соотнесением этих сценариев с V докладом Римского Клуба (1977 год) «Цели человечества». В этом докладе, как уже было отмечено в предисловии, с большой детализацией были рассмотрены аспекты целеполагания для восьми регионов мира, а также цели крупнейших мировых корпораций, основных мировых религий и международных организаций (см. приложение 2). Все это накладывалось на проблемы целеполаганий в области международной безопасности, продовольствия, энергетики, минеральных ресурсов и глобального развития человечества. В этом докладе был выдвинут тезис о том, что позитивная перспектива не может быть связана с либерально-демократической организацией общества. Вывод доклада — обществу нужна альтернатива. В результате, авторы доклада как им казалось, выявили новый путь развития человечества-путь всемирной общечеловеческой солидарности во имя достижения научно установленных глобальных целей. Этот вывод представляется самым примечательным, так как, с одной стороны, он формально совершенно неуязвим, но с другой — был окрещен «утопией». [ ]
Все эти наши замыслы, к сожалению, потребовали дополнительных финансовых затрат. Мы надеемся, что они будут реализованы в процессе работы над следующим докладом. В нем планируется отразить и возможные риски для среднесрочных и долгосрочных сценариев, которые следует учитывать в любом прогностическом исследовании.
Еще несколько слов об очень важном факторе, имеющем как бы косвенное, влияние на риски сценариев в России. Это так называемая «культурная матрица», - сложная категория определяющая поведение российского общества. В работе «Россия и мир - новая эпоха» [ссылка] так объясняется сложность понимания этого поведения.
«Россия» - ключевое государство с точки зрения конкуренции производителей и потребителей энергоресурсов, соревнования политических, социально-экономических моделей, для мирового военно-политического баланса. История выталкивает ее в центр новой конкурентной борьбы — теперь между двумя моделями капитализма. А ведь страна и так уже расположена на трех более ранних разломах — между радикальным исламом и христианской цивилизацией, между богатыми и бедными, между Европой и Азией.
Эти разломы происходят на фоне нынешнего витка глобализации. Его главная особенность — информационная революция приводящая к беспрецедентной открытости и политической активации масс. Что отрывает возможности и для демократизации, так и охлократизации мира. Последняя перспектива может воспроизводить авторитаризм как внутри государств, так и в отношениях между ними». Как бы ни было сложно, фактор неопределенности в «культурной матрице» требует внимания.