Смекни!
smekni.com

Проекта (гранта) (стр. 59 из 60)

2.11. Угроза утраты школы и науки

Школа – «генетический механизм» национальной культуры. Ее главная задача – не обучение техническим навыкам, а воспитание - передача следующему поколению неявного знания и нравственных устоев, накопленных за века народом. Российская школа, в основу которой положена модель, выработанная за полтора века в русской культуре, строит и воспроизводит большую российскую нацию. Попытка слома национальной школы приводит к тяжелейшему культурному кризису и длительному хаосу. Такая попытка и предпринята в РФ с начала 90-х годов.

Даже частный, хотя и принципиальный, элемент реформы – ЕГЭ - вызвал большую напряженность в обществе и устойчивое осознанное неприятие. Экзамены – важнейшая часть школьного образования, венец учебы. Принятый в нашей школе экзамен в форме диалога – и в письменной форме, и в разговоре школьника с комиссией – был нашим национальным достоянием. Он позволял оценить и запас усвоенных школьником знаний и, что более важно, владение навыками познавательной деятельности. При этом диалог позволял отсеять «шум» несущественных недочетов или слабостей ученика, которые могут быть легко устранены в ходе интеллектуальной тренировки. Такой экзамен активно выискивал в общей массе подростков, способных и устремленных к знанию и творчеству. Именно это открыло доступ к высшему образованию в лучших вузах страны способной молодежи из глубинки. Их знания и умения не подвергались той шлифовке, которую дают столичные школы и репетиторы, но экзамен в режиме диалога нейтрализовал этот фактор. ЕГЭ эту возможность устраняет.

Замена старого типа экзаменов на ЕГЭ - скопированную по американским образцам методику ответа на формальные тесты - кардинально изменит сам тип программ обучения и тип мышления школьников. Она отучит их рассуждать. ЕГЭ сводит всю многоцелевую программу образования к минимуму, «выталкивая» из школы анализ, развитие способности рассуждать, логически мыслить и аргументировать свою позицию. Тех, кто мог в 90-е годы, как преподаватель, сравнивать нашу школу с западными, где давно перешли на такой экзамен, потрясала невероятная эффективность этого метода в оглуплении детей.

Смысл школьной реформы – заменить культурный и социальный тип русской школы на тип западной школы, выработанный в ходе Великой Французской революции. Западная школа воспроизводит не народ, а классы. Это «школа двух коридоров» - один для производства «элиты», другой – для «массы». Выходят из школы люди двух разных культурных типов. Ликвидации русской школы сопротивляются и учителя, и родители. Это сопротивление стихийное и неорганизованное, но упорное. Если его одолеют, это нанесет России очень большой ущерб.

То же самое можно сказать о высшем образовании и о науке. Их Россия выращивала 300 лет. Они устроены по-иному, нежели на Западе. Так, вузы России «производили» специфический тип специалиста – российскую интеллигенцию. Переход к Болонской системе, требующий изменения социального уклада вуза и программ обучения, означает смену культурного генотипа образованного слоя России.

Точно так же, социальный уклад и организация науки России, адекватные ее культуре и государственности, обеспечивали высокую жизнестойкость научного сообщества в самых трудных условиях и специфический «русский стиль», позволявший решать крупные проблемы с очень скромными средствами. Он сделал возможными и успехи в развитии России, и ее военные победы. Русская наука – замечательное культурное явление, достояние человечества.

Теперь наука – один из необходимых устоев России как цивилизации, без нее нам ей уже не сохраниться. Очень многие виды знания, которое добывают и хранят ученые России, нельзя купить за границей ни за какие деньги. За 90-е годы нашу науку почти задушили, но ее еще можно возродить. Однако начинается новый виток «реформы» с целью сломать культурный генотип русской науки и превратить ее в «маленький рентабельный бизнес».

Утрата сложившихся в России высшей школы и науки грозит глубокой деформацией общества и потерей культурной независимости с неопределенными перспективами.

2.12. Угроза деградации производственной системы и систем жизнеобеспечения

Реформа привела к спаду производства примерно вдвое (в машиностроении в 6 раз). Последние 7 лет наблюдается прирост – благодаря загрузке простаивающих мощностей. На деле идет неумолимый процесс старения и выбытия основных фондов и мощностей при отсутствии инвестиций, достаточных для их капитального ремонта, восстановления и модернизации.

Вложения средств в последние двадцать лет несоизмеримы с масштабами провала. Латание дыр и чрезвычайные аварийные меры не компенсируют даже в малой степени массивных процессов старения и деградации. Программы восстановления основных фондов и всей производственной ткани страны нет. Состояние многих систем близко к критическому, и в любой момент может начаться лавинообразный процесс отказов и аварий с тяжелыми последствиями.

Деградация систем жизнеобеспечения по своему типу это такой же процесс, как и разрушение производственной базы. Разница в том, что при остановке многих производств мы можем сколько-то времени протянуть за счет продажи нефти и газа, а при массовом отказе теплоснабжения замерзнем в первую же холодную зиму. А на грани такого отказа – целые блоки ЖКХ. За 90-е годы из ЖКХ изъяли амортизационные отчисления, и не велся капитальный ремонт жилья, не перекладывались трубы водопровода и теплосетей. Попытка переложить эти расходы на население или местное самоуправление несостоятельны, привлечь в эту сферу частный капитал трудно из-за ее убыточности.

Разумный выход – начать большую восстановительную программу. Альтернатива – разделение народа на меньшинство в коттеджах с автономным жизнеобеспечением и большинство в трущобах.

Литература

Алферов А.М., Бусаров В.Н., Менжулин Г.В., Пегов С.А., Савенко В.С., Смирнова В.А., Смолина С.Г.Влияние глобальных изменений природной среды и климата на функционирование экономики России. М.: УРСС, 1998. –104 с.

БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И СТРАТЕГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПАРТНЕРСТВА. Часть 9 Глобального прогноза «Будущее цивилизаций» на период до 2050 года. Под ред. Ю. В. Яковца, Б. Н. Кузыка, Н. С. Бектурганова. М: МИСК, 2009, 596 с.

Геловани В.А., Егоров В.А., Митрофанов В.Б., Пионтковский А.А. Об одной задаче управления в глобальной динамической модели Форрестера. М., Докл. АН СССР, 1975, т.220, №3.

Геловани В.А., Пионтковский А.А. Эволюция концепций стратегической стабильности. М. 1997.

Геловани В.А., Бритков В.Б., Дубовский С.В. Информационное клонирование в процессах глобализации.// ОНС, 2005, №6. С. 121-127.

Геловани В.А., Бритков И.Б., Дубовский С.В. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030). Результаты глобального моделирования. М. ЛИБРОКОМ. 2009.

Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. Отв. Ред. Шестова Т.Л. – М.: МАКС Пресс, 2009. Вып. 2. – 448 с.

Дубовский С. В. Прогнозирование катастроф (на примере циклов Кондратьева). «Общественные науки и современность. 1993г., №5, с. 82-91.

Дубовский С. В. Кондратьевский цикл как экономико-технологический маятник с социальными последствиями. Москва, Экономика и математические методы, том 30, выпуск 1, 1994.

Дубовский С. В. Объект моделирования – цикл Кондратьева. // Математическое моделирование, т. 7, №6, 1995.

Дубовский С.В. Глобальная пирамида как результат исторического развития, характеристик социума и состояния среды.// Общественные науки и современность,2002, №4. С. 173 – 182.

Дубовский С.В. Энергетика и распределение доходов в экономическом развитии. Математические модели. М. РОХОС. 2004.

Кара-Мурза С.Г. Ядро системы угроз для России. (Карта угроз) М. 2009

Козельцев М.Л., Пивоварова Н.А., Ретеюм А.Ю. Тамбовцев В.Л. Европейская модернизация России как национальная идея. М. РРЭЦ, 2009.

Кузык Б.Н., Агеев А.И. Россия в пространстве и времени. История будущего. М.: ИНЭС, 2004.

Моисеев Н.Н.. С мыслями о будущем России. М.: Фонд развитию социальных и политических наук, 1997. 210 с.

Материалы Международного научного конгресса «Глобалистика – 2009 : пути выхода их глобального кризиса и модели нового мироустройства», Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 20-23 мая 2009 г. В 2-х тт. М.: МАКС Пресс, 2009. – 584 + 456с.

Ланьков А. Модернизация в Восточной Азии, 1945-2010// Публичные лекции Полит.ру. 2010.

Открытый конкурс работ молодых учёных. «Научно-образовательные работы в сфере истории и футурологии. 2007 год». М.: МГОФ «Знание», 2009. Ч. I. 320 с.

Открытый конкурс работ молодых учёных. «Работы в области гуманитарных наук. 2008 год». М.: МГОФ «Знание», 2009. Ч. II. 288 с.

Пантин В.И. Мировые циклы и перспективы России в первой половине ХХI века: основные вызовы и возможные ответы. Дубна: Феникс+, 2009. – 432 с.

Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики. Под редакцией А.А. Акаева, А.В. Коротаева, Г.Г. Малинецкого. М.: Издательство ЛКИ, 2010 – 352 с.

Пономарев И., Ремизов М., Карев Р., Бакулев К. Модернизация России как построение нового государства. Независимый экспертный доклад. М. 2010. Сайт АПН.

Россия в 2008 – 2016 г.г. Сценарии экономического развития. М. Научная книга. 2007.

Россия XXI века: образ желаемого завтра. – М: Экон-Информ, 2010. Институт современного развития (ИНСОР).

Россия в мировой системе: (1990-2022). //Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики. (Будущая Россия). М: Издательство ЛКИ, 2009. 352 c.

Тарко А.М. Антропогенные изменения глобальных биосферных процессов. М. Физматлит. 2005.

Bremer s. a., Huges b. b. Disarmament and Development. Prentic Holl, New Jersey,1990.

Forrester J. W. World dynamics, Cambridge, Mass., Wright Allen Press, Inc., 1971. Русское издание:Дж. Форрестер. Мировая динамика. М.:Наука, 1978, 168 стр.

Marchetty C. Stable Rules in Social and Economic Behayior. International Institute for Applied Systems Analysis, A-2361 Laxenburg, Austria, 1986.

Meadows D.L. at al. Dynamics of Growth in Finite World. Cambridge, Mass., WRIGHT Allen Press, Inc., Spring 1974.