При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам III Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 года №160–рп
Проект (грант) №011
ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:
Некоммерческое партнерство «Клуб Общественной Палаты»
ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):
«Исследование вызовов и угроз российскому обществу, формирование возможных сценариев социально-экономического развития России в среднесрочной перспективе»
г.Москва
Ноябрь 2010 г.
Содержание
Введение 3
Раздел 1
Аналитический материал
по зарубежным источникам
Первый блок «О России» 25
Второй блок «О государствах,
входивших ранее в состав СССР» 37
Третий блок «О государствах Евразии, с которыми ранее СССР
поддерживал отношения как с социалистическими» 40
Четвертый блок «Об остальных
государствах Евразии» 48
Пятый блок «О государствах Америки,
Африки, Океании» 62
Шестой блок «О проблемах, не имеющих
границ (глобализация и международный терроризм.)» 71
Седьмой блок «Обзор методологий
подготовки сценариев» Комментарий автора 81
Заключение 92
Раздел 2
Аналитические материалы из отечественных источников
Раздел 3.
Аналитическая презентация проекта Всемирного Совета
Предпринимателей по устойчивому развитию Видение-2050
(«Vision 2050»)
Послесловие
173
Приложение 1. Полный перевод презентации проекта
Всемирного Совета предпринимателей по устойчивому
развитию «Видение 2050» 175
Приложение 2 «Цели человечества» Пятый доклад
Римскому Клубу под редакцией Э.Ласло, 1977г. 214
Приложение 3 Методология глобального моделирования 215
Приложение 4 Ядро системы угроз для России (карта угроз) 220
Приложение 5 Реплики экспертов 230
Введение
В настоящее время огромное количество работ, как научных, так и около научных, посвящено исследованию мировых тенденций развития современного общества на различные «временные горизонты» (чаще всего от 2012 до 2050 гг.) В итоговом докладе основное внимание уделено обзору возможных сценариев развития России в контексте глобальных трендов. В этой связи в соответствии с договором гранта №11/К был проведен экспертный анализ многочисленных существующих исследований и проектов в этой области — от художественной литературы 80х годов до последних разработок Национального разведывательного Совета США. Особое место в нашем докладе занимает проект Всемирного Совета Предпринимателей по устойчивому развитию (WBCSD) «VISION — 2050», выполненный международной авторитетной группой исследователей по заказу 29 крупнейших мировых корпораций в 2010 году. Это исследование представляет особый интерес, так как в значительной степени интегрирует результаты работ многих зарубежных исследовательских центров будущего*.
Авторским коллективом проекта было решено разделить анализ современных материалов на три раздела:
- Раздел 1. Аналитический материал по зарубежным источникам
- Раздел 2. Аналитический материал по работам отечественных авторов
- Раздел 3. Аналитическая презентация проекта Всемирного Совета Предпринимателей по устойчивому развитию «Vision 2050»
Но прежде чем приступить к изложению и анализу указанных материалов – предлагаем ознакомиться с содержательным историческим обзором методов долгосрочного прогнозирования и их возможностей, изложенных в работе А.Денисова и Н.Ютанова (с согласия авторов)*, дополненным нашими небольшими комментариями (курсив).
...Первым исторически известными инструментами долгосрочного прогнозировния были литературные произведения о будущем, утопии и антиутопии – от произведений Платона, Т.Кампанеллы до Дж. Оруэлла и практически современной нам Silent Spring Р.Карсон. В отдельную подгруппу литературного прогнозирования можно выделить научную фантастику XIX – второй половины XX в. Классическими фантастами – прогнозистами принято считать Ж.Верна и Г.Уэллса. Первый работал в естественно-научной позитивистской парадигме XIX столетия, его предсказания были ограничены сугубо технологической сферой. Второй обратился к социальной прогностике, но даром глубокого предвидения не отличался, хотя многие его работы продолжают косвенно цитироваться в современной литературе. Вторая половина XX в. породила целую группу талантливейших фантастов-футурологов, среди которых выделяются И.Ефремов, А. и Б. Стругацкие, Ст. Лем, А.Азимов, А. Кларк и многие другие.
Другая разновидность литературного прогнозирования – научная публицистика в жанре «размышлений о будущем» (в англоязычной литературе она называется future studies). Авторы подобных работ – люди, хорошо знакомые с проблемами современной науки и пытающиеся составить картину будущего развития. Примерами могут служить «Альтернативная цивилизация» И.Бестужева-Лады, «Дорога в будущее» В.Гейтса, «На переломе. Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение» Ж.-Ф.Ришшара и др.
В области политико-экономического прогнозирования, несмотря на смену модных ориентиров, вполне уместно упомянуть К.Маркса, пионера в применении подлинно научного метода анализа общественных отношений. К ряду выдающихся футурологов прошлого столетия следует отнести и З.Бжезинского, прозорливо накликавшего нам в свое время большие неприятности. Разница между прогнозом–наукой и прогнозом – художественным образом станет наглядной, если сравнить любое «предсказательное» художественное произведение с трудами того же Бжезинского или А.Зиновьева, чьи книги всегда имеют строго научную основу – политологию и социологию.
Значительным этапом в содержательном развитии прогнозирования будущего, и конкретно формата future studies, стали работы по новой фазе социально-экономического развития – постиндустриальной. Речь идет о классических исследованиях Д.Белла, Дж. Гэлбрайта и др. Собственно говоря, разворачиваемая в них концепция «постиндустриального общества» стала важным этапом на пути осмысления процесса развития человечества в целом. В 1990-е гг. на ее основе были сформированы представления об «информационном обществе», а затем – об «обществе, основанном на знании» (knowledge based society). Содержательная часть первоначальных идей Д.Белла и Дж. Гэлбрайта осталась неизменной, менялись лишь детали «базового экономического процесса». В наше время концепция «постиндустриального общества» породила массу расширений и толкований во всех областях, начиная с экономики менеджмента, заканчивая безопасностью и военным дело.
Научные методики прогнозирования будущего, пригодные для «поточного производства», начали всерьез разрабатываться в США по окончании Второй мировой войны. Первой методикой, доведенной до уровня технологии, стал метод «Дельфи», разработанный в 1953 г. Американской RAND Corporation. Он основан на интеграции широкого спектра мнений, полученных при опросе большого числа людей, которые придерживаются заведомо различных позиций. Технология «Дельфи» предполагает несколько интераций, в ходе которых экспертам предлагают ответить на список вопросов. В конце раунда участники знакомятся с его итогами и на основании этого корректируют собственные позиции. После нескольких раундов и корректировок группа участников приходит к консенсусу – общей позиции относительно перспектив развития, которая является результатом работы.
Формальные методы экспертного анализа имеют довольно ограниченную сферу применения и зачастую используются лишь при анализе проблем, логика которых имеет определенный характер. Метод «Дельфи» используется при анализе «линейно независимых проблем». Метод «перекрестной корреляции» применяется к проблемам, связь которых не носит характера соподчинения. Методы типа «ПАТТЕРН» предполагают такой тип соподчинения проблем, который напоминает сборочный процесс. Однако эти широко известные методики, разработанные в научно-технических целях, малоэффективны в сферах экономического и, особенно, политического анализа и прогнозирования.
Пожалуй, наиболее значительным этапом в развитии методик прогнозирования будущего стала методика сценирования, предложенная Г.Каном и опробованная на глобальных прогнозах в его книге «Год 2000». на заключается в выделении базовых количественных и качественных тенденций развития и отслеживании изменений в обществе под их воздействием. Средние показатели тенденций образуют «базовый сценарий», то есть общую линию развития событий. Вариации в показателях и динамике тенденций образуют дополнительные и альтернативные сценарии. Особенность сценарного метода заключается в том, что он позволяет четко указывать направления и варианты развития, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективу (при корректно указанных и отслеженных трендах), но скверно предсказывает сроки и реальный формам событий.
Сравнительно новым направлением в изучении будущего является метод игрового имитационного моделирования. Его суть заключается в проведении ролевой имитационной игры, отражающей определенную ситуацию, что позволяет на основании поведения игроков и итогов игры сделать выводы о возможных вариантах развития и способах действий субъектов. Этот метод исторически берет начало из «военных штабных игр», используемых для отработки вариантов развития военной операции.
В целом опыт мировой науки хорошо известен российскому ученому сообществу. В начале 70-х гг. в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР была разработана и в дальнейшем широко использовалась оригинальная методика ситуационного анализа для исследования и прогнозирования отдельных конкретных ситуаций проблемного характера. Метод ситуационного анализа предполагает проведение экспертно-аналитического процесса на трех стадиях: