В юридической литературе относительно субъективной стороны данного преступного деяния нет единого мнения. Одни авторы (К.Ф. Шергина, С.В. Бородин, А.А. Энгельгардт и др.) считают, что субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2282 УК РФ, может быть совершена как с прямым, так и с косвенным умыслом. Другие ученые (С.И. Никулин, В.И. Ткаченко, Б.В. Яцеленко) рассматриваемое преступление характеризуют виной в форме умысла или неосторожности.
Следовательно, в данной ситуации усматривается пробел в уголовном законе. Это приводит к неправильной квалификации указанных деяний правоприменителем. Так, 44,2 % специалистов считают, что данное преступление совершается как с прямым, так и с косвенным умыслом, а 53,5 % допускают совершение этого преступления с неосторожной формой вины. В таком случае данный состав выглядит следующим разом: «Нарушение по неосторожности правил производства, изготовления переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается...».
Субъект преступления — это лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное в соответствии с законом понести за него уголовную ответственность. Субъектом данного преступления могут быть лица, обладающие способностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, то есть вменяемые лица. Особенность субъекта данных преступлений заключается в том, что лица, совершающие такие преступления, часто сами употребляют наркотики и поэтому страдают определенными психическими расстройствами.
Ограниченная вменяемость есть не что иное, как сниженная психическим расстройством способность виновного субъекта действовать осознанно и волимо. Одни авторы категорически утверждают, что ограниченная вменяемость вообще не влияет на степень вины и уголовную ответственность. Другие справедливо полагают, что ограниченная вменяемость в любом случае не может быть обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность.
Способность осознавать свои действия или руководить ими возникает у психически здоровых людей не с момента рождения, а по достижении определенного возраста. Такой оптимальный возраст, по мнению законодателя, наступает в 16 лет по ст. 228 УК РФ.
Из изложенного видно, что к основным признакам субъекта относятся: физическое лицо, вменяемость, достижение определенного законом возраста (СТ. 19 УК РФ). Однако в теории уголовного права существует понятие не только общего субъекта преступления, но и так называемого специального субъекта. Такой специальный субъект предусматривается ч. 1 ст. 2282 УК РФ, а именно должностные лица, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать установленные в данной области правила.
Однако исправить и перевоспитать лицо, больное наркоманией, посредством воздействия только на его интеллектуальную и нравственную сферы практически невозможно. Отсюда следует, что принудительное лечение лиц, больных наркоманией, представляет собой воздействие на биологическую сферу организма этих лиц с целью излечить от болезни.
Данное предложение может быть реализовано посредством принятия примечания к предлагаемой ст. 2281 УК РФ следующего содержания: «1. Лицо освобождается от наказания за данные преступления в случае признания его судебно-медицинской экспертизой больным наркоманией. 2. Лицо, больное наркоманией, совершившее перечисленные преступления, подлежит принудительному медицинскому лечению в порядке ст. 97 настоящего Кодекса».
Объектом преступлений против здоровья населения и общественной нравственности является здоровее населения и отношения собственности.
Объективная сторонапреступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков – по ст. 229 УК РФ хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; ст. 230 заключается в склонении к потреблению наркотических средств или психотропных веществ; ст. 232 характеризуется двумя действиями: организацией или содержанием притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ; ст. 233 выражается либо в незаконной выдаче рецепта или иного документа, либо в их подделке.
Субъект большинства преступлений против здоровья населения и общественной нравственности – лицо, достигшее 16 лет; но в соответствии со ст. 229 УК РФ субъектом преступления является лицо достигшее 14 лет.
Субъективная сторона преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков заключается либо с прямым умыслом, либо неосторожность. В соответствии со ст. 230 УК РФ с субъективной стороны данный состав имеет двойную форму вины: относительно склонения - прямой умысел, относительно последствий - неосторожная вина в виде легкомыслия или небрежности.
Из изложенного сделаем вывод: общественная опасность данных преступлений велика, поэтому необходимо выделить состав преступления. Состав преступления - это предусмотренная законом совокупность объективных у субъективных признаков преступления – его объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.
Так, неполнота обязательных элементов состава преступления исключают наличие состава и влечет прекращение возбужденного уголовного дела либо вынесение оправдательного приговора. Без установления фактических обстоятельств деяния, соответствующих обязательным элементам состава, прекращается дальнейший процесс квалификации преступлений. Состав преступления имеет следующее значение: он является основанием уголовной ответственности; участвует в квалификации преступлений; обусловливает конструкцию санкций уголовно-правовых норм.
В процессе применения УК РФ, с изменениями внесенными Федеральным законом от 8 декабря 2003 года возникло множество вопросов. Один из них - определение на практике размера наркотических средств, влекущего уголовную ответственность по ст. 228, 2281, 2282, УК РФ. Речь идет, в частности, о правильном толковании и применении квалифицирующего признака ст. 228 УК РФ «крупный размер» наркотических средств.
«Крупный размер наркотического средства» всегда присутствует у лиц, незаконно изготавливающих наркотические средства. Вместе с тем, непосредственный сбыт наркотика, в том числе и перекупщиками, а также отдельные эпизоды их приобретения, хранения, перевозки и пересылки могут находиться на грани указанного понятия. При решении вопроса о размерах наркотических средств следует исходить не только из их количества (объем, вес), но и их свойств по степени воздействия на организм человека. Помимо заключения судебно-химической экспертизы, здесь непременно учитываются рекомендации, разработанные Постоянным Комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности РФ. Если незаконные действия связаны с наркотиками разных видов, их размер должен определяться исходя из общего количества.
Проблемой применения уголовного закона можно назвать отсутствие действенных нормативных актов, обеспечивающих его исполнение. Некоторые диспозиции статей главы 25 УК являются бланкетными, что предполагает необходимость обращения к другим законам, постановлениям, правилам и инструкциям. В частности, таким нормативным актом является и Сводная таблица Постоянного комитета по контролю наркотиков, в которой дается перечень наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ
Проблемой также является ситуация, когда у лица обнаруживают остатки наркотика на упаковке, посуде или в шприце, а экспертиза дает заключение о наличии наркотического средства в следовых количествах без указания его размера, то, на первый взгляд вопрос об уголовной ответственности данного нарушителя отпадает[51].
Хотя, анализ Сводной таблицы Постоянного комитета по контролю наркотиков, допускает уголовную ответственность в данной ситуации при обнаружении ничтожно малых размеров по 10 видам высокоактивных наркотических средств, производство и применение которых запрещено в РФ, таких как героин, ЛСД, СТП, ДОМ и другим, учитывая их реальную социальную опасность. Основным ориентиром для следственных и судебных органов при определении указанного признака является «Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, обнаруженных в незаконном хранении или обороте», составленная на основании протоколов заседаний этого комитета № 1/84-2002 от 17.04.02, имеющая силу рекомендации.
О рекомендательном характере подобных документов можно судить, исходя из ранее данных Пленумом Верховного Суда РФ разъяснений о том, что при решении вопроса о крупном размере «судам следует исходить не только из их количества, но и свойств различных видов наркотических средств по степени их воздействия на организм человека; при этом необходимо учитывать рекомендации, разработанные Постоянным комитетом по контролю наркотиков»[52].
На практике же органы следствия и суда воспринимают эту рекомендацию в качестве документа, имеющего исключительный характер, доминирующего в определенном смысле над самим законодательным актом. По сути, специалистами достаточно узкого профиля дается установка, безусловно, обязательная для исполнения судебно-следственными органами.