С 1970 года я провела множество исследований и наблюдений, а разработав серию упражнений для стимуляции работы правого полушария мозга и, проверив ее эффективность на своих студентах, была просто поражена результатами. Я даже не ожидала такого успеха. Особенно меня поразило то, насколько быстро протекает процесс развития творческого мышления. Буквально в течение нескольких часов барьеры, мешавшие творческому мышлению, были сломаны, и воображение заработало. Я увидела «освобожденных ангелов» там, где раньше видела простой камень.
Некоторые из предлагаемых вашему вниманию упражнений уходят своими корнями в глубокую древность. История техники медитации и йоги насчитывает несколько тысячелетий. Другие упражнения были разработаны психиатрами и психоаналитиками совсем недавно, во время исследований биологической обратной связи (БОС). Некоторые же базируются на оригинальных предложениях Роберта Кирша. Многие упражнения я разработала специально для этой программы.
На всех моих семинарах аудитория обычно хотела знать ответы на следующие три вопроса:
1. Что является научной основой книги «Развитие правого полушария»?
2. Как используют приемы для развития правого полушария люди, которым всё удается?
3. Что изменится в моей жизни после выполнения серии этих упражнений?
С учетом этих вопросов моя книга состоит из трех частей. Ответы на них ведут вас от интеллектуального понимания функций правого полушария к наблюдению процесса функционального развития правого полушария и, наконец, к выполнению самой программы.
Первая часть этой книги объясняет, какую роль играет правое полушарие головного мозга в процессе творчества. Старые мифы о неуловимости и призрачности творческих способностей развеяны новыми научными открытиями. Понимание различий между функциями полушарий головного мозга является первым шагом в процессе стимулирования работы неразвитого правого полушария.
Целью этой книги не является развитие правого полушария только ради самого развития. Развивать правое полушарие необходимо для того, чтобы между обоими полушариями сохранялся баланс, обеспечивающий наиболее эффективную работу. Если вам удастся установить такой баланс, то ваша работа будет намного продуктивнее. В первой части книги вы также познакомитесь с одиннадцатью категориями упражнений, которые я разработала для стимуляции работы правого полушария мозга.
Для развития творческих способностей и увеличения эффективности работы эту программу использовали люди самых разных профессий. Содержащиеся в ней упражнения помогли этим людям добиться успеха в различных областях человеческой деятельности. Восемь выдающихся мужчин и женщин согласились дать мне интервью и высказали в них свои соображения относительно процесса творчества. Это писатели Рэй Брэдбери и Барбара Голдсмит, карикатурист Чарльз Шульц, артист Стив Аллен, секретный агент Иб Мельхиор, профессор Стэнфордского университета Роберт Макким, дизайнер Клео Бальдон и танцовщица и хореограф Мардж Чэмпион. Эти интервью помогают понять, как творческие люди используют в своей работе потенциальные возможности правого полушария мозга. Личные приемы стимулирования работы воображения вместе с интервью содержатся во второй части книги.
В следующей же части книги изложена сама программа развития правого полушария. Шестьдесят семь упражнений, разбитые на одиннадцать категорий, помогут вам понять, насколько велик ваш творческий потенциал (в частности, воображение) и как его можно использовать. Вы будете поражены разнообразием упражнений и возможностей их применения в реальной жизни. Все упражнения чрезвычайно эффективны. Если вы хотите развить творческие способности и увеличить эффективность своей работы, если вы хотите научиться легко решать сложные проблемы, то именно приведенные упражнения помогут вам достичь этих целей.
Книга «Развитие правого полушария» построена как ваше личное учебное пособие. Если бы вы были моим клиентом, то я бы сказала, что нам нужно работать в течение шести дней по два часа в день. Когда вы будете выполнять эту программу - не торопитесь! Также, пожалуйста, не забывайте, что упражнения имеют кумулятивный эффект, и поэтому результаты будут лучше, если вы будете выполнять упражнения последовательно в течение шести дней без перерывов. Если у вас хорошо развиты интуиция и воображение, то вы почувствуете результат после выполнения нескольких упражнений.
Если же интуиция и воображение у вас развиты плохо, то результат вы почувствуете через несколько дней.
Используя эти упражнения, вы научитесь легко активизировать свои творческие способности; вы сумеете самостоятельно входить в состояние творческого подъема.
Правое полушарие мозга, однако, не является местом обитания только лишь ангелов и муз - в нем также живут и драконы. Попадая в эту загадочную область интеллекта, вы рискуете столкнуться со страшными драконами, которые охраняют сон муз. Поэтому не лишним будет кое о чем вас предупредить.
Драконы часто дышат огнем и могут быть опасными в том случае, если у нас нет никакой защиты. Бывают периоды, когда, никому из нас не следует пытаться попасть в подсознание. Я не советовала бы вам выполнять упражнения для развития правого полушария тогда, когда вы находитесь в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Следует также напомнить, что некоторым людям вообще не стоит пытаться проникнуть в подсознание без консультации врача. Вы должны знать, к чему вы предрасположены, и в зависимости от этого принимать решение. К примеру, если вы склонны к нервным расстройствам, то вам лучше не использовать эти упражнения, или (по крайней мере) в этом случае вам следует посоветоваться с психиатром. Когда вы будете принимать решение, учитывайте «мнения» обоих полушарий мозга.
Не верьте людям, которые говорят, что существует только один способ проникновения в подсознание. Есть люди, которые в течение нескольких лет занимались развитием правого полушария, но их приемы не имеют ничего общего с теми упражнениями, которые предлагаются вашему вниманию в этой книге. Возможно, у некоторых людей есть свои собственные приемы, помогающие им проникать в область подсознания. Не исключено, что эти приемы они выработали неосознанно; может быть, они вообще не подозревают о том, что используют для этого какие-то приемы.
Если вы - один из тех, кто занимается творческой деятельностью, и ваша работа отличается высокой продуктивностью, то вы явно используете какие-то свои способы для вовлечения вашего подсознания в процесс творчества. Я надеюсь, что в этой книге вы найдете приемы, которые пополнят связку «ключей», открывающих дверь в подсознание. У каждого есть свои приемы для повышения продуктивности работы, но все упражнения, приведенные в этой книге, были разработаны для того, чтобы помочь вам работать с максимальной продуктивностью, на которую вы способны. Выполняя эти упражнения, вы научитесь легко повышать эффективность вашей работы, а это, без сомнения, весьма важно.
Некоторые из вас наверняка испытывали периоды творческого подъема, которые сопровождались чувством экстаза. И большинство из нас относятся к этому как к мистическому, загадочному процессу, который нельзя понять и которым тем более нельзя управлять. Писатели, и в особенности поэты, объясняют эти периоды творческого подъема посещениями музы. Муза - это мифическое существо, живущее где-то на небесах и являющееся творцам для того, чтобы подсказать блестящие мысли и, в частности, бесподобные рифмы и метафоры.
Но это лишь красивая сказка. Муза живет внутри нас. Она вдохновляет не только писателей и художников, но и ученых, и бизнесменов, и домохозяек. Эта муза является частью нашей личности, и она обладает всеми потенциальными возможностями подсознания. Можно сказать, что муза живет в правом полушарии мозга, и только наше пренебрежительное отношение к возможностям правого полушария мешает ей «выйти наружу».
Но муза - ваш друг и помощник в труде. Эта книга поможет вам подобрать ключ к жилищу музы, а все остальное зависит от вас самих.
Несколько лет назад мне пришлось работать над пьесой. Я уединилась на целый месяц для того, чтобы заниматься только работой, ни на что не отвлекаясь. К моему удивлению, мне понравилось работать целые сутки, выделяя время на еду и сон тогда, когда это было совершенно необходимо. Когда работа шла хорошо, когда мне казалось, что слова сами ложатся на бумагу, когда главная героиня и ее переживания были мне так близки, что я чувствовала, как ее слезы увлажняют мои глаза, - тогда я поняла, что во мне произошли какие-то физиологические изменения. Мне казалось, что цвета стали ярче, знакомая музыка стала новой, я находила в ней совершенно новые нюансы, которых раньше просто не замечала. У меня не было аппетита, а все чувства были обострены. Возможно, единственным словом, которое может приблизительно описать охватившее меня состояние, является восторг. Чувства настолько переполняли меня, что мне было трудно их сдерживать, они рождали какие-то интуитивные подсказки, которые потом складывались в осознанные идеи.
Позже, когда я думала о том состоянии небывалого творческого подъема и анализировала свои чувства, я была озадачена физиологическими изменениями. Я помнила чувство переполненности, я чувствовала, что взлетела на такую высоту, на которую мне раньше никогда не удавалось подняться. Позже я вспомнила шутки с том, что писатели просто сумасшедшие и что их творения являются продуктом работы больного сознания.
Сейчас мне интересно было узнать: испытывают ли другие то же, что тогда ощущала я, или же эти чувства уникальны и никто, кроме меня, их не испытывал.