Развивая осознание этих ощущений, вы начнете более тонко воспринимать окружающий мир.
Результаты работы правого полушария
Вы убедились, как стимуляция чувств может оживить воспоминания и вызвать сильные переживания. И, как я обнаружила несколько лет назад, она дает гораздо больше, чем просто интересный эксперимент.
Мой дом был уничтожен пожаром. Это случилось осенью, когда ветра «Санта-Анна» (называемые также «Сантанас») начинают дуть в Южной Калифорнии. С тех пор каждую осень вид огромных деревьев, пригибаемых горячим, бесконечно усиливающимся ветром, запах пыли и далекого пожара, стук веток о стены вызывали у меня сильную тревогу. В один прекрасный день я решила написать об этих чувствах, позволить им всплыть на поверхность со всей их первозданной силой. Это произвело «отдаляющий» эффект, и в результате я никогда больше не ощущала такой сильный страх, когда каждую осень «Санта-Анна» начинали свой путь через Калифорнию.
Каждый ход на Калифорнийских холмах дуют ветра «Сантанас ; «дьявольские ветра» - так назвали их индейцы много лет назад.
Воздух потрескивает от жары; разгораются пожары. Пламя пожирает опаленную и иссохшую траву, высасывает жизнь из эвкалиптов, берез и дубов.
Каждый год падают соломенные крыши и молотят своими крыльями подобно обезумевшим птицам - пока рыдают сирены, завывая на извилистых дорогах. Каждый год горят холмы.
Малибу. Топанга. Беверли Глен., До всех доходит очередь.
В Бел Эйр в 61-м, сгорели четыреста пятьдесят домов. Три раза за эти многие годы я на всякий случай упаковывала вещи, - но ужас проходил мимо.
В четвертый раз ни на что не осталось времени - лишь бежать с детьми, собакой, строкой молитвы через холмы.
Черное небо стало розовато-лиловым от вздымающегося и пытающегося достать звёзды пламени.
Я стояла в отдалении всю ночь. Рассвет наступил довольно скоро: бесформенная груда расплавленных вещей - серебро, фотографии и одежда, смешанные со штукатуркой и деревом, - драпировалась, как одеяло на не зарытой могиле.
Ничто не уцелело.
Ничто, только дымоходы и камни отмечали, где умер дом.
Все там съедено заживо.
Я не строила заново. А кто-то строил.
Но каждую осень, когда начинают дуть «Сантанас», я просыпаюсь ночью от запаха страха и чувства потери.
Время возвращается ненадолго. Оно не повторится.
Как бы я ни пыталась вырваться, прошлое с силой удерживает меня.
Что за странная вещь - человеческая память. Столько времени спустя всё не верит, что опасность миновала.
Категория 7. Фантазия
Далекое место, далекое время
Способность воскрешать в памяти любые события прошлого заключена в вашей воле. Сделайте глубокий вдох. Представьте большой экран перед собой и проектор сбоку от вас, а в ладони вы держите пульт управления, позволяющий отобразить на экране любую картину из вашей жизни. Люди, которых вы знали и любили, люди, которых не любили никогда, но хотели любить, лица, которые вы лишь смутно помните, предстают перед вашим мысленным взором на этом экране, стоит вам только позвать их. Ваше собственное изображение тоже может там появиться.
Если вам не нравится какая-то конкретная сцена, можно нажать кнопку на пульте управления, и она исчезнет.
Вы можете захотеть вернуться на несколько лет назад, и еще на несколько лет.
Возможно, вы пожелаете вернуться еще дальше, на много лет назад.
Выбор за вами; можно увидеть себя в любом возрасте.
Вот какой-то конкретный человек занял место в изображении рядом с вами. Держите его в центре внимания и вспоминайте, насколько важен для вас был этот человек в те времена.
Благодаря экстраординарной силе воображения вы имеете возможность попасть в эту картинку и предстать... самим собой, только более молодым. Люди там кажутся настоящими, и ваше присутствие в том далеком времени и месте - реальным. Теперь есть шанс сказать то, что вы всегда хотели сказать, - или, наоборот, то, что просится на язык сейчас.
Вы можете остановить действие по своему желанию - и найдете себя сидящим на стуле в реальном времени и месте. Вы также можете продолжить «спектакль», переиграв любую часть случившегося, требующую изменений.
Вы можете создать конец сюжета таким, каким пожелаете.
Запишите в блокнот любое из своих наблюдений за случившимся и изменений, внесенных вами в ход событий.
Категория 8. Работа со сновидениями
Диалог с актерами
Если ваш постановщик сновидений был полезны» вчера, вы, возможно, захотите навестить его сегодня чтобы задать несколько вопросов относительно последнего сна. Если, напротив, вы ощущали такой страх в присутствии этого творческого гения, что были не в состоянии вынести много из вчерашней встречи, то попробуйте сегодня побеседовать с самими актерами. Сначала выберите один из снов (или его фрагментов), увиденных вами прошедшей ночью. Запишите его содержание в блокнот вместе с возникшими ассоциациями.
Во время записи содержания сна пришли ли вам на ум какие-нибудь другие мысли?
Кто главный герой сновидения? Да, конечно, это были вы. Вам, вероятно, известно, что в снах вы часто проецируете свои чувства на других людей. Например, может показаться, что субъектом сновидения был ваш ребенок, ваш возлюбленный, ваш лучший друг или злейший враг. Но на самом деле персонажами сна «очеловечиваются» все ваши личные желания и страхи. В этом можно убедиться, побеседовав с каждым из «актеров», играющих различные части вас самих.
Сделайте глубокий вдох и, с закрытыми глазами, позвольте себе ступить на неизвестную территорию сумеречной зоны, где создаются ваши сновидения.
Встретившись с постановщиком своих снов, интуитивно решите, хотите ли вы обсуждать это дело с ним или обратиться непосредственно к самим актерам.
Актеры собрались вместе у декораций. Декорации, выбранные для сна постановщиком, частью вашего Я, имеют огромное значение. Отметьте их детали. Затем предложите какой-нибудь подарок всем участникам сонного действа. (Возможно, цветы? Или конфеты?) Это - осязаемое выражение ваших добрых намерений. Составьте список имен (или характеристик) персонажей, которых сейчас помните.
Возможно, позже вы вспомните других участников сюжета, - добавьте их в список.
В первую очередь подойдите к тому, кого вы в наибольшей степени отождествляете с собой. Задайте этому, должно быть, дружелюбно выглядящему персонажу несколько вопросов тапа: «Как вы себя чувствовали последней ночью, когда с вами случилось...» Какова его реакция?
Затем можно сказать актеру: «Я понимаю ваши чувства... Я принимаю их такими, какие они есть. Это было не слишком __________ (подберите свое собственное слово: малодушно, нелепо, глупо...)»
И обязательно спросите; «Есть ли что-то, о чем вы хотели бы мне рассказать? Может, ваши чувства или действия остались непонятыми?»
Теперь пересеките сцену, на которой разыгрывалось сновидение, и поговорите с разными его участниками - с теми, кто не был так доброжелателен, или с теми, кто вообще пугал вас. Сейчас можно обратиться к любому персонажу, зная, что он пребывает в состоянии «полусна» и не может навредить вам, если вы этого не позволите. Задайте ему несколько вопросов, погрузитесь в ощущения, испытанные во сне. «Почему вы хотели причинить мне вред?», или «За что вы были так сердиты на меня?», или... (сформулируйте свои собственные вопросы).
Во сне могут действовать «персонажи» являющиеся не людьми, а чаще всего представителями, так сказать, мира природы - огонь, наводнение или монстры неописуемого вида. Обратитесь к каждому из них и задайте следующие вопросы:
«Помогите мне понять вас. Что вы олицетворяли во сне? Что вам нужно было от меня?»
«Есть ли в вас что-либо похожее на присущие мне качества? Есть ли секреты, которые вы хотели бы открыть?»
Покидая сцену, возьмите с собой какой-нибудь понравившийся предмет - подарок от актеров, от части своего Я. Это может быть любая вещь, представляющая для вас ценность, - утверждение, обещание, поэма (стихотворение) или объяснение сути чего-то (инсайт).
Категория 9. Свободные ассоциации
Утренняя мудрость № 5
Начиная упражнение со свободными ассоциациями, позвольте своим мыслям вести вас туда, куда они пожелают, к любым чувствам, надеждам и страхам, которые приходят на ум. Позвольте сознанию легко прыгать из одного места в другое. Не забывайте: нельзя читать то, что вы написали, - только завтра вам будут даны указания для работы с результатами всех упражнений категории 9, которые выполнены в течение нескольких прошедших дней. Теперь на момент закройте глаза, позвольте своему сознанию рассеяться и затем ухватить какое-то одно слово. Пусть оно будет первым словом вашего сегодняшнего описания свободных ассоциаций.
Категория 10. Дары правого полушария
Сводная характеристика сознания № 5
Запишите число из диаграммы, наиболее точно отражающее ваши ощущения в настоящее время.
Начали ли вы чувствовать, что способны распознать свою творческую энергию и фактически управлять ею?
Записывайте в блокнот открытия (инсайты), сделанные в результате занятий. Иногда они будут в большей степени озарять личную сферу эмоционального совершенствования, в других случаях - касаться решений, которые вы пытаетесь принять как член общества. Будьте восприимчивы ко всему, что бы ни посетило вас, и помните: правое полушарие мозга порой может предложить отличные решения глубоко спрятанных проблем, хотя вопросы, казалось бы, находящиеся на поверхности, окажутся проигнорированными. Поэтому реагировать на все предоставляемые им дары - самая мудрая линия поведения. Но учитывайте: несмотря на то, что думает ваше логическое, вечно сомневающееся левое полушарие, интуитирующее правое полушарие даёт ответы на вопросы согласно собственным приоритетам. Обязательно представьте все его предложения вашему критику, левому полушарию. Потом опишите все конфликты, возникшие между ними.