Цирковые зрелища пользовались в Риме большой популярностью с древнейших времен. В 254 г. до н. э. впервые были устроены гладиаторские игры, которые с середины II в. до н. э. становятся излюбленным развлечением римлян. На устройство игр и цирковых представлений тратятся весьма крупные суммы. Средств, которые выделялись государством эдилам и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти должности римские политические деятели, если только они стремились к популярности, не останавливались перед тем, чтобы тратить на них собственные средства, иногда даже залезая в крупные долги.
Также среди широких слоев населения пользовались успехом короткие сценки и фарсы, так называемые аттеланы и мимы, выросшие из чисто римских народных игр. Они были не чужды политическим и социальным мотивам. В них участвовали забавные персонажи: плуты, обжоры, нахалы, выводились на сцену простые ремесленники и крестьяне. В конце республики особенной популярностью пользовались мимы отпущенника Сира, из которых потом были извлечены и собраны ходячие поговорки и остроты.
Дальнейшее развитие римской архитектуры и изобразительного искусства происходит в III — I вв. до н. э. В городах строятся общественные здания совершенно нового архитектурного стиля — базилики; с начала II в. до н. э. появляются монументальные декоративные сооружения — триумфальные арки.
Огромное количество статуй, которыми теперь украшаются римские площади, общественные и частные здания, было привезено из завоеванных греческих городов в Рим в качестве военной добычи. Сами римляне создают новый жанр скульптуры, в развитии которого они достигают большого совершенства, — реалистический скульптурный портрет. Следует отметить также развитие фресковых росписей, которые со II в. до н. э. начинают применяться главным образом для декоративных целей.
Население Италии стекается в Рим целыми толпами, кроме того, в нем живет теперь множество провинциалов — это главным образом греки, сирийцы, евреи.
В городе строятся великолепные здания. Форум превращается в площадь, украшенную храмами, базиликами, портиками, арками, скульптурными изваяниями. Так, Помпеи построил первый каменный театр, Цезарь — прекрасный новый Форум, ставший впоследствии образцом для такого типа сооружений.
Причина падения в том, что республика была государственной формой, которая сложилась на базе города-государства и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев в рамках обширной империи. Господствующие классы в этих условиях видели единственное средство сохранения своей власти в диктатуре, опиравшейся на армию.
От республики римская империя отличалась и самой организацией правящего класса. В связи с территориальным ростом Римской республики государство превращалось из органа, представлявшего интересы крупнейших римских землевладельцев и рабовладельцев, каким была республика, в орган, представляющий интересы господствующих классов всей Римской державы. Это предполагало привлечение к руководству государством рабовладельческих кругов не только Италии, но и провинций, а в перспективе — уравнение Италии и провинций.
При Цезаре и Августе были заложены лишь основы развития Римской империи. Различие между частями империи было еще огромно. Все разнородные области объединялись политической властью и удерживались его военной мощью.
ЭПОХА РАННЕЙ ИМПЕРИИ (27 г. до н.э. - II в. н.э.)
В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой “золотой век”. Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, - воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о “доблести предков”, “римский миф” (т.е. легенда о якобы предназначенной Риму богами и самой судьбой власти над миром) теперь всячески подчеркивались и были одной из основной тем всех тогдашних деятелей культуры. “Римский миф” сливался с “мифом Августа” - миротворца, избавителя от страдания, - оба мифа стали краеугольным камнем официальной идеологии Империй.
В “век Августа” завершился синтез античной, греческой и римской культуры. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.
Развитие архитектуры (но только в столичном Риме) вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в г. Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Греческие образцы воспроизводились скульпторами . Пправда, римскую скульптуру отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала, поскольку для римского искусства был характерен интерес к психологии. Такова мраморная статуя Августа Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу. Культура “века Августа” создала предпосылки для всестороннего расцвета римский культуры в I-II в. н.э.
Культура Римской Империи в I-II-вв.
Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы - Сенка, Эпитет, Марк Аврелий, Секст Эмпирек, Дион Хризостом.
Именно Марк Аврелий в своем дневнике “Наедине с собой” писал : “Время человеческой жизни- миг, ее сущность- вечное течение, ощущение- смутно, строение всего тела- бренно, душа- неустойчива, судьба- загадочна, слава- недостоверна”.
Поэты: Лукан, Марциал, Ювенал, писатели - Плутарх, Петроний, Лукиан, Апулей; риторы - Квинтилиан, Алий Аристид; историки - Тацит, Аппиан, Светоний; ученые - Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие.
Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, Что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций.
Уроженец греческого города Херонея “Плутарх” прославился как автор сравнительных “Жизнеописаний” греческих и римских деятелей, а также как философ-моралист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных культов. Грек “Дион Хризостом” (Златоуст) был популярен как блестящий оратор. “Гай Светоний Транквилл” составил биографии двенадцати римских Цезарей - первых 12 императоров - от Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробностей частной жизни римских: цезарей, уделив особое внимание их порокам и низменным страстям. Выдающимся римским историком I-II вв. был “Корнелий Тацит”- автор нескольких литературных произведений исторического жанра, в которых с глубоким психологизмом описал трагедию римского общества. Вопреки собственному намерению писать беспристрастно, тацитовское повествование наполнено драматизмом. Умение автора передать душевные переживания, мысли и мотивы поступков его героев, меткие характеристики персонажей делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.
Большой популярностью в ранней Римской Империй пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма сенатора Плиния Младшего к друзьям и императору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один- “Метаморфозы” (или “Золотой осел”) Апулея (II в.).
Юмором и едкой сатирой, яркостью красок и проницательностью отличаются эпиграммы Марциалла и сатиры Ювенала. Ювенал гневно бичует пороки современного ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в т.ч. и императоров. Остроумный и наблюдательный Марциал и до сих пор доставляет немало удовольствия своим читателям.
Архитектура и изобразительное искусство.
Преемники Августа продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме “Тиберий” построил новый императорский дворец (строительство его завершилось при Калигуле). Почти полностью перестроил центр Рима Нерон. После сильного пожара 64 г. н.э., в поджоге людская молва обвинила самого Нерона, император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденциями. Новый дворец получил название “Золотой дом” из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, был именно тем прекрасным и “вечным Римом” которым восторгались его современники.
После гражданской воины 63-69 гг. пришедший к власти Веспасиан построил амфитеатр, а завершил строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей, его сын Тит (80 г.).
В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры, В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это - трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея, высотой около 50 м., состояла из трех ярусов арок - входов (80 арок нижнего яруса позволяли пятидесяти тысячам зрителей заполнить трибуны в считанные минуты), а четвертый ярус имел глухую стену с кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах. В жаркие дни для защиты от солнца (или в случае непогоды) над трибунами натягивали тент. В нижнем ярусе Колизей находились полуколонны дорического ордера, во втором - ионического, а в третьем - коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно до 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подвальные помещения, коридоры, клетки для диких зверей и т.д.