Смекни!
smekni.com

Генезис русской военной прозы и ее литературные традиции (стр. 10 из 13)

Логика Миронова такова: национальность - это не биологическая категория, а социальная. Люди сами придумали национальный критерий и на его почве стравливают друг друга. И действительно: еще недавно Чеченская Республика была частью СССР, люди жили в мире и согласии, но кто - то вдруг разжег национальный конфликт, и впоследствии разгорелась война самая настоящая гражданская война.

От ежесекундного страха смерти и тяжелых мыслей, главного героя и многих солдат спасает алкоголь. Персонажи употребляют спиртные напитки на протяжении всего романа: до боя, после боя, и даже во время сражения, алкоголь является способом борьбы со страхом. Это состояние является для героев практически естественным, они пока еще не задумываются, к каким последствиям может привести это пристрастие привести по возвращении в мирную жизнь.

Война предстает перед нами жестокой и беспощадной, перед нами всплывает весь ужас войны: « Я стрелой вбежал по лестницу, и не было никакой одышки. На крыше, прибитый гвоздями, как Иисус, на кресте лежал наш боец».

Впечатляет сцена штурма российскими властями Дворца Дудаева. Когда пришлось стрелять по своим же ребятам, которыми чеченские головорезы прикрывались как щитом.

Эпатирует эпизод, в котором голодные солдаты вынуждены есть крыс.

Война не только убивает, но и превращает людей в инвалидов, причем калечит не только тело, но и душу. Для Миронова лучше умереть, чем стать инвалидом и жить по возвращении на пенсию в 300 рублей. Он предвидит судьбу инвалида, вернувшегося с войны: «….Он стерпит. Стерпел же ту боль, когда очнулся в госпитале, а конечности – то нет. Нет руки, ноги, и никогда уже не будет. А еще она болит, чешется, а почесать ты не сможешь, потому что ты видишь, что ее нет. А она чешется. А тебе девятнадцать. А протез стоит ровно столько, сколько выплатит Военно – страховая компания через полгода. А когда износится, сотрется, то все. Сиди дома, смотри телевизор, пока свет не отключат за неуплату. Пенсия твоя настолько мизерная, что не хватит на лекарство. Здоровья – то до самой смерти уже не будет. А жрать хочется каждый день. А денег нет. Что делать? Кто виноват? Пить! Только пить. Под пьяные слезы вспоминать себя лихим воином. Только во сне или в наркотическом бреду видеть себя со стороны абсолютно здоровым. Петь, прыгать, танцевать, встречаться с девушкой. А когда настанет утро, ты вновь возвращаешься в реальность и видишь, что нет конечности, и ты знаешь, что в этой жизни ты уже никем будешь; и идешь в подземный переход или теплый магазин, и вновь, пряча глаза, бормочешь под нос о подаянии. И все. Жизнь закончена. Осталось лишь ждать смерти. И проклинаешь малодушного друга, который не пристрелил тебя вместо того, что бы тащить под обстрелом на себе. В душе остается лишь Большая Пустота и ожидание Смерти. Ожидание Избавления».[42]

Произведение заканчивается возвращением героя домой, к любимой жене и сыну, но это был уже совсем другой человек: его война навсегда останется вместе с ним.

Повествование носит явно исповедальный характер: «ИСПОВЕДЬлитературно-художественное произведение или часть его, где повествование ведется от первого лица, и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира (в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля одно из значений исповеди определяется как «искреннее и полное сознание, объясненье убеждений своих, помыслов и дел»).

Роман Миронова можно классифицировать и как военно – полевой роман и как роман – исповедь человека войны.

Произведение заканчивается возвращением героя домой, к любимой жене и сыну, но это был уже совсем другой человек: его война навсегда останется вместе с ним.

По аналогии с В.Г Белинским, назвавшим роман А.С. Пушкина «энциклопедией русской жизни», роман Вячеслава Миронова мы можем назвать «энциклопедией чеченской войны». Здесь показано все: кровь, боль, страдание человека, не понимание людьми происходящего, дружба и предательство и сама «кухня» войны – атаки, отступления, обстрелы, пленение и гибель многих-многих людей.

2.2.4 Александр Тамоников. «Грозовые ворота»

В центре повествования две категории персонажей - простые солдаты, молодые новобранцы, и боевое офицерство, опытные воители для которых война стала профессией.

Костя – типичный представитель «золотой молодежи»: в мирной жизни он ведет крайне беспорядочный образ жизни: пьет, курит, вступает в беспорядочные половые связи, совершенно не задумываясь о будущем. Командир подразделения в которое попадает Костя задумывается о современных молодых людях, которые идут в армию: «Посмотрите, кто к нам в последние годы приходит? Наркоманы, алкоголики, дистрофики, лица, ранее связанные с криминалом. Психически нездоровая молодежь. Может быть, я и утрирую, но это имеет место быть. И мы должны с ними работать».[43] За все Костины «заслуги» отчим отправляет молодого человека в армию. Костя познает все «прелести» армейской жизни: сталкивается с дедовщиной, проходит сложнейшие физические испытания. Но ему повезло встретить настоящего друга – простого деревенского парня Колю. Прямиком с учений ребят отправляют на войну в Чечню. Задача их подразделения - удержать позицию около ущелья. Солдаты были молоды и неопытны, но именно им пришлось выдержать основной натиск врага.

Все подразделение практически погибло. Высшее командование не выслало подкрепление вовремя. Коле и Косте удалось выжить в этой мясорубке. За проявленный героизм ребят награждают почетными медалями. . Но самое главное – армия меняет ребят, они становятся лучше, превращаются в настоящих мужчин, защитников Отечества.

В романе имеется и вторая сюжетная линия. В ней рассказывается о жизни боевого офицера Доронина, которому было поручено командование боевой операцией и осуществление внешней разведки. Доронин тоже чудом спасается, но, к сожалению, становится физически неполноценным человеком (лишается обеих ног и левой руки)

Автор не идеализирует ни солдат, ни офицеров. В каждой среде есть как положительные персонажи, так и негодяи.

Старший лейтенант Доронин – это классический человек войны. Он наделен многими положительными качествами: он храбрый, ответственный, уважает и защищает своих подчиненных, его рота в которой служат Коля и Костя - всегда во всем первая. Но Тамоников не идеализирует своего персонажа, у офицера имеется и недостаток - он очень любит выпить.

Есть среди молодых солдат и предатели, ближайшие друзья Голдина - Смагин и Кузнецов, пытаются перейти на сторону врага. Но и чеченцы имеют своеобразный кодекс чести. Они даже не слушают перебежчиков и безжалостно расстреливают предателей.

В точке зрения автора оказывается и враг. Тамоников создает достаточно интересного персонажа – чеченца Шаха:

«Четко выраженные черты горца, строгое, благородное лицо, густая, с обильной проседью шевелюра, перетянутая зеленой лентой, аккуратно подстриженные усы и борода. Характерный, так называемый орлиный нос. И красивые, очень печальные и добрые глаза над нависшими сплошными бровями. Одет Шах был в камуфлированный костюм, без знаков различия».[44]

Породистый портрет Шаха выдержан в традиции Лермонтова, так в романе «Герой нашего времени» мы видим схожий в описании портрет Казбича: «Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то, чтоб немирной. Подозрений на него было много, хоть он ни в какой шалости не был замечен. Говорили про него, что он любит таскаться на Кабань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. А уж ловок – то, ловок – то был, как бес! Бешмет всегда разорванный, в заплатках, а оружие в серебре»[45]. Тамоников, словно бы продолжает традицию великого классика в романтизации портретов горцев.

Во время Афганской войны Шах воевал на стороне СССР, затем, когда началась первая чеченская компания, он пошел за Дудаевым. Но арабы убили его семью, и теперь Шах ведет свою войну: он охотится за лидером арабов Хабибом. Шах опытный и храбрый воин и отличный стратег. Именно он предугадывает то, что враги нападут на новобранцев. И именно он предлагает Доронину, поскорее начать отступление, для того чтобы спасти как много больше молодых жизней.

Спецназ в «Солдатах необъявленной войны» идеализируется, романтизируется. В «Грозовых воротах» уже имеется трагедийный элемент. Тамоников воспринимает войну как явление противоестественное, разрушающее гармонию окружающего мира: «Наступивший день, солнечный, безветренный, теплый, резко контрастировал с тревожной ночью, и казалось, что в такой великолепной гармонии природы не может произойти ничего, что разрушило бы ее. Но для войны законы не писаны. Никакие. И смерть медленно сжимало свои холодные объятия вокруг двух небольших высот, на которых держала оборону всего лишь одна рота, сотня с небольшим молодых ребят, средний возраст которых не превышал двадцати одного года»

И, наконец, автор раскрывает кульминацию всего произошедшего: смерть сотен молодых ребят: «И вдруг наступила тишина. Едкий пороховой дым стелился плотным, темным туманом над искореженной высотой. Легкий весенний ветерок не мог справиться с плотной дымовой завесой, смешанной с отвратительным запахом смерти…. По обоим склонам в самых неестественных позах лежало множество людей, вернее, то, что от них осталось после массированного артобстрела».[46]