Смекни!
smekni.com

Генезис русской военной прозы и ее литературные традиции (стр. 4 из 13)

В этих двух рассказах Толстой уже обозначил тенденции, на которые он будет опираться при написании своего следующего творения, - величайшего цикла «Севастопольские рассказы»

Первый рассказ из цикла «Севастопольские рассказы» был напечатан в июньском «Современнике» за 1855 год. Он назывался «Севастополь в декабре месяце» и имел огромный успех у читателей. Севастопольские события предстали перед людьми под совершенно под иным углом зрения. Великий классик смотрел на войну глазами народа. Он не говорил лживых и пафосных речей, в рассказе чувствовалась правда. Автор словно предлагает читателю прогулку по военному Севастополю, знакомит его с городом, показывает траншеи, бастионы, показывает совсем, казалось бы, не интересные, будничные, ничем не примечательные картины. О событиях необычайных он пишет как о вещах вполне обычных, а рядовое, наоборот, имеет у него героический характер.

Война и превратилась для жителей этого города в обычное, повседневное явление. Писатель создает коллективный образ защитников города, передает их общее настроение, психологию. Простые солдаты и матросы, живущие в землянках в грязи, голодающие, готовые заменить своего павшего товарища и продолжить бой и есть настоящие герои. Севастопольские женщины тоже изображены Л.Н. Толстым героинями: они ходят на бастионы и оказывают помощь своим мужьям, лечат раненых.

Благодаря отчаянной храбрости севастопольцев и русских воинов у стен почти неукрепленного года был остановлен враг, который в четыре раза превосходил их по силам. Именно идея народного патриотизма наиболее ярко выражена в произведении. Народ - вот главный герой первого севастопольского рассказа Л.Н. Толстого. В нем нет ни слова о царях и великих полководцах.

Толстой показал войну такой, какая она есть, - с кровью, страданиями и смертью. Батальные сцены великий классик изображает через восприятие очевидца, здесь он применяет свой знаменитый метод раскрытия диалектики души. В центре рассказа стоит человеком с его душевным миром и переживаниями. Этот метод позволил Толстому раскрыть образ человека на войне во всей его сложности.

Во втором рассказе– « Севастополь в мае» - Л.Н. Толстой выражает свое презрение к тем, кто калечит судьбы тысяч ни в чем не повинных людей. В центре внимания теперь другая группа защитников Севастополя – офицеры. Толстой подразделяет их на две прямо противоположные категории: офицеры-аристократы и простые пехотные офицеры. Так, князь Гальцин и адъютант Калугин наблюдают сражение из окна своей квартиры. Для них смерть тысяч людей просто красивое зрелище. Они презирают солдат и простых офицеров: «Вот этого я не понимаю и не признаюсь и не могу верить, чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбрыми»[12], говорит Гальцин. Он содрогается от одной только мысли о возможности своего пребывания на бастионе. И вновь, как и в предыдущих рассказах, Толстой показывает неискренность поступков так называемого высшего офицерского состава. Офицеры если участвуют в этой войне, то только ради того, чтобы поскорей подняться по карьерной лестнице или потешить собственное тщеславие: «Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надеться, тысячи – успокоиться в объятиях смерти.

«Сколько звездочек надето, сколько снято, сколько Анн, Владимиров, сколько розовых гробов и полотняных покровов! А все те же звуки раздаются с бастионов…и все с тем же жаром стремятся с различных сторон света разнородные толпы людей, с еще более разнородными желаниями к этому роковому месту»[13].

Толстой продолжает осуждать войну: «Одно из двух: заявляет писатель в рассказе, или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания»[14].

Гармоничная природа противопоставляется в рассказе неразумным людям. Толстой создает образ мальчика, который собирает голубые цветы, в лощине, где недавно шел кровопролитный бой. Мальчик осматривает мертвые, неподвижные тела, а увидев безголовый труп, с диким криком бежит прочь.

И все описанное выше - далеко не сказки. Голод, кровь, гибель детей и беззащитных женщин - все это горькая правда войны. За эту правду Толстой даже имел некоторые проблемы с выходом своих рассказов в печать. Царская цензура старалась вырезать из произведения множество неприятных для них фрагментов, но, тем не менее, Лев Николаевич не боится наказания, Толстой заканчивает свой рассказ следующим послесловием: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его, и который всегда был, есть и будет - правда».[15]

Толстой заканчивает свой рассказ следующим послесловием: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его, и который всегда был, есть и будет - правда».

Последний рассказ цикла называется «Севастополь в августе 1855 года» Здесь Л.Н. Толстой выступает с резкой критикой государственной системы. Автор включает в рассказ огромное количество убедительных фактов, вскрывающих истинное отношение правительства к своей армии: офицеры по несколько месяцев добираются до Севастополя, денег им не выдают, им практически невозможно узнать о местонахождении своей батареи. Накануне штурма защитники города не имеют в запасе и по пяти патронов. Солдаты голодают, они грязные, вшивые, измотанные.

Произведение Льва Николаевича Толстого «Севастопольские рассказы», конечно же, это произведение эпического жанра. Но, тем не менее, в этих рассказах уже намечаются черты лирического произведения. Для Толстого на передний план выходят не, сколько сами сражения, сколько психология солдат. Впервые вместо патриотического пафоса, мы видим сомнения автора в справедливости всего происходящего. Лев Николаевич концентрирует внимание на всех ужасах и негативных явлениях самой войны, обличает высокомерие и наигранный пафос офицерской аристократии. И между тем возвеличивает боевой дух и истинную любовь к Родине простых солдат и офицеров. Толстой не боится возможного гнева царского правительства, его задачей является показать всю правду об этой войне, и всего того что она несет. В «Севастопольских рассказах» и двух предшествующих им историях Толстой отчетливо наметил едва заметным карандашом те тенденции и традиции, тот путь, по которому предстоит развиваться военной литературе в будущем.

Следующим этапом в истории военной прозы стали произведения о Первой мировой войне и гражданской войне, И.Э Бабеля и М.А Шолохова.

«Конармия» И. Э Бабеля состоит из 38 коротких рассказов, представляющих собой зарисовки их жизни и быта Первой конной армии возглавляемой Буденным. Все произведения объединены в цикл сквозными персонажами повествования. В книге в довольно неприглядной форме показаны характеры красноармейцев: они очень жестокие, невежественные, управляемые. По этой причине «Конармия» встретила очень жесткую критику со стороны советского руководства и многих других писателей того времени. Семен Буденный даже требовал расстрела автора. Отряды Буденного ярко контрастируют с характером главного героя – корреспондента Кирилла Лютова, чей образ восходит к самому Бабелю. Некоторые рассказы являются автобиографичными. Яркой особенностью рассказа является то, что главный герой имеет еврейские корни. Некоторые из рассказов, вошедших в книгу, были опубликованы в журнале Владимира Маяковского «Леф» в 1924 году. Книга все - таки вышла в свет лишь благодаря покровительству Максима Горького. Последнее издание книги при жизни автора было в 1933 году. Во второй половины 1930 годов все произведения Бабеля попали под запрет, а в 1940 году Исаак Эммануилович был расстрелян.

Роман – эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» не нуждается в подробном анализе в нащй ВКР. Это одно из наиболее значительных произведений русской литературы в котором описывается жизнь донского казачества во время Первой Мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России. Созданию эпопеи предшествовала большая подготовительная работа в виде «Донских рассказов».ихого Дона" анализе в нащй ВКР. в нащй ВКР.

Следующий этап развития военной литературы связан с Великой Отечественной войной. Во второй половине 1950 – 1960 годов в отечественной прозе выделилась целая школа «лейтенантской прозы». Первым произведением, давшим жизнь этому течению, стал роман Ю.Бондарева «Батальоны просят огня». К этому же течению относится творчество писателя – фронтовика Бориса Васильева. Он автор любимых всеми книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты – баты шли солдаты» и др.

Произведения белорусского писателя – фронтовика Василя Быкова вызывают много споров, побуждают читателя к размышлениям. Перу Быкова принадлежат такие произведения, как «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Волчья стая».

На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передавшую все этапы великого сражения советского народы с фашизмом. Писатели – Фронтовики изображали трагическую и жестокую военную и послевоенную действительностью. Их произведения – правдивое свидетельство того как Россия воевала и победила.