Смекни!
smekni.com

Генезис русской военной прозы и ее литературные традиции (стр. 6 из 13)

В настоящей ВКР представлен анализ вершинного творения автора - художественного романа под названием «Двухсотый», который раскрывает перед нами всю правду о Афганской войне.

Вячеслав Миронов родился 21 января 1966 года в г. Кемерово. В 1984 г. поступил в Кемеровское ВВКУ Связи им. Пересыпкина, окончил его в 1988 г. Проходил службу: Кишинев, Кемерово, Новосибирск, Красноярск. В 1997 уволен из ВС РФ, так же проходил службу в одной из силовых структур РФ. Принимал участие в событиях в Баку, Цхинвали, Кутаиси, Приднестровье, Чечне (1995). Ранен, несколько контузий. Награжден Орденом «Мужества» Женат, воспитывает сына. Лауреат конкурса русской сетевой литературы «Тенета-Ринет» (2000) и Премии «Фонда им. В.П. Астафьева» (2003). Эта премия ежегодно вручается авторам не старше сорока лет, которые пишут на территории РФ. Вячеслав Николаевич написал такие произведения как «Я был на этой войне», «Охота на шейха», «Черный Свет», «Не моя война». В 2006 году его роман «Я был на этой войне» удостоили диплома конкурса «Золотое Перо Руси». Это премию ежегодно вручают самым талантливым и способным писателям за вклад в развитие русской литературы.

Миронов так вспоминает о боевых действиях в Чечне: «Когда наша бригада с тяжелыми боями прорвалась на помощь майкопцам, танкам прорубаться сквозь завалы из трупов своих братьев – славян.. И когда видишь, как траки танков и БМП разламывают, молотят плоть, намывают на катки кишки, внутренности таких же, как и ты; когда с хрустом лопается под гусеницей голова и все вокруг окрашивается серо – красной массой мозгов – мозгов, может быть несостоявшегося гения, поэта, ученого или просто хорошего парня, отца сына, друга….Когда ботинки скользят на кровавом месиве – тогда главное ни о чем не думать, сосредоточится только на одном: вперед и выжить, вперед и выжить….»[18].

Рассматривая развалины Миронов задумывается: «Для чего все это было сделано? Ради чего, кого? Ради чего я получил дырку в голове? Кто - нибудь мне объяснит, ради чего мы разрушили этот город, убили столько людей, положили своих? Чтобы безработицы не было? Не понимаю!»[19]

Он поневоле сравниваются свою войну с Великой Отечественной: «Мы не на Великой Отечественной войне, а на войне за чью – то собственность». Правда, тяжело воевать с целым народом, гораздо легче и проще с регулярной армией одного государства, так нас учили воевать. В чистом поле выбил противника, затем захватил город, набрал трофеев и снова в чистое поле. А тут как в Афганистане – воюй хрен знает сколько со всем народом»[20]

Все эти воспоминания являются частью художественного романа под названием «Я был на этой войне». В произведении освещены события начала 1995 года, когда российские войска только вошли в Чечню для «наведения конституционного порядка». В центре повествования литературный двойник автора - офицер пехоты, бесстрашный капитан Вячеслав Миронов. В его произведении отчетливо прослеживаются литературные традиции Л.Н Толстого ( в обрисовке офицеров), М.Ю Лермонтова ( в портретах «горцев»), Юрия Бондарева ( описание батальных сцен ).Подробный анализ произведения представлен в следующем подразделе.

Александр Тамоников родился в 1959 году. Окончил Самаркандское высшее военно – командное училище. Участник боевых действий в Афганистане и Чечне. Имеет правительственные награды. Член Союза писателей и союза журналистов России. Автор более тридцати романов военно – патриотического и детективного жанров, ставших бестселлерами. Лауреат международных и всероссийских литературных премий, а так же премии общественного признания «Лучшие перья России» за 2005 год. Эта премии профессионального признания, учрежденная Ассосиацией «Российская пресса», профсоюзом работников телевидения, Домом российской прессы и объединением «Фотоцентр». Автор таких романов как «Афганский гладиатор», «И тогда он зачистил город», «Грозовые ворота», «Солдаты необъявленной войны».

Произведения Александра Тамоникова выходят в издательстве «Эксмо» в различных сериях: «Неизвестная война», «Офицеры», «Спецназ», «Воин». Произведениями с которых писатель начал оттачивать свой литературный стиль являются романы «Солдаты Необъявленной Войны», «Афганский гладиатор» и другие. Зрелой книгой автора, в полной мере отражающей индивидуальные особенного его слога, является роман под названием «Грозовые ворота». Все три книги в чем - то схожи. Их объединяет один тип героя, назовем его «человек войны Тамоникова», как правило, это уже зрелый, повидавший жизнь и войну офицер, отважный лейтенант, не совсем устроенный в личной жизни, по натуре своей бунтарь, отчаянный борец за справедливость. В «Грозовых воротах» к сюжетной линии офицерства была добавлена параллельно развивающаяся линия молодых солдат, для которых война далеко не профессиональное дело, а тяжелое физическое и душевное испытание. Авторское название произведения - «Рота». По мотивам романа был снят одноименный сериал «Грозовые ворота». Позднее и роман так же стал переиздаваться под этим названием, хотя словосочетания «Грозовые ворота» в произведении не имеется, упоминается боевая точка «Косые ворота», которую бойцам и предстоит оборонять.

События романа «Солдаты необъявленной войны» происходят в небольшом военном гарнизоне. Обитатели гарнизона в основном состоят из бойцов спецназа и их семей. В центре повествования стоит подполковник Кудреев, храбрый боец и отважный руководитель. Есть у Кудреева и поклонница, официантка Люда, отношения с которой закладывают фундамент дополнительному, любовному конфликту произведения. Кудреев готовится к очередной боевой операции - разбить бандформирование, сосредоточенное в горах. Спецназ успешно справляется со своей задачей. На следующий день в гарнизон приезжает новый секретчик - Ольга Воронцова, в которую герой практически сразу же влюбляется, но на их пути встает Люда, она намерена отбить Кудреева у Ольги любой ценой. Впереди бой, спецназу предстоит сопровождать автоколонну. Но Басаев и его люди пошли на хитрость - решили не нападать на колонну до некоторого времени. Но спецназ быстро распознал эту хитрость, и враг был повержен. По возвращении развязывается любовная интрига, Люда подстраивает будто Кудреев провел с ней ночь, в результате рушатся все планы подполковника по женитьбе на Ольге. Тем временем спецназ вылетает на ложный вызов, и в это время Басаев и его люди атакуют гарнизон. Душманы захватывают Дом Офицеров. Они убивают Людмилу, перед смертью она просит прощенья у Ольги. Но спецназ знает свое дело. Бойцы героически освобождают гарнизон. Кудреев спасает возлюбленную и расправляется с Басаевым.

События романа «Афганский гладиатор» охватывают времена Афганской Войны. Основное действие происходит в одном из военных гарнизонов. В центре повествования находится старший лейтенант Тимохин.

Тимохин - только с виду обычный офицер ведущий охрану на границе. На самом деле он состоит в тайном спецподразделении «Фергана», которое выполняет различные боевые задания в Афганистане. В сюжете можно выделить два типа конфликта: это конфликт человека на войне и конфликт личности самого главного героя. У Тимохина есть жена в Союзе, которую он впрочем, не любит и собирается развестись с ней. Есть у него в гарнизоне любовница Ирина, которую он так же не любит. Тимохин состоит в конфликте с местным замполитом Гломовым, который пытается навязать в гарнизоне свои порядки.

Композиционно роман делится на три части, первая часть является завязкой произведения, автор знакомит нас гарнизоном с персонажем, с событиями, которые были описаны чуть выше, вторая часть полностью посвящена боевым действиям в Афганистане. Отряду специального назначения нужно разгромить одну из военных баз противника, и захватить в плен предателя – перебежчика полковника Кашнина, который возглавил один из боевых отрядов душманов. «Фергана» успешно выполняет задание и Тимохин возвращается в гарнизон - здесь как мы видим, начинается третья часть романа, в которой заключенные тюрьмы, находящейся в гарнизоне, совершают побег и захватывают местный детский сад. В числе заложников оказывается Татьяна и ее дочь. Но Тимохин отважно сражается, освобождает заложников и расправляется с бандитами. Заканчивается все классическим хэппи- эндом: Тимохин женится на своей возлюбленной и получает повышение по службе.

Специфику композиции, создания образов и характеров персонажей, традиции построения сюжетных линий и перипетий автор перенес в свое более масштабное произведение - «Грозовые ворота», анализ которого представлен в практической части ВКР.

Перечень представителей молодой военной прозы не исчерпывается только упомянутыми выше именами. Очень много писателей затрагивают тему войны в Афганистане и Чечне, творчество этих писателей во многом отличается, но все таки существуют таки углы соприкосновения, на которых мнения всех авторов сходятся. Из обширного списка произведений самых различных авторов мы избрали самые значимые на наш взгляд. Авторы, чьи произведения мы затронули – это совершенно разные люди, у каждого из них свой взгляд на мир, своя жизненная позиция и соответственно у каждого есть собственная специфика восприятия войны, свой уникальный стиль. В следующем разделе предоставлен подробный анализ произведений авторов, чьи биографии мы предоставили в этом параграфе.

2.2. Аналитическое обозрение военной прозы конца ХХ века.

Молодая военная проза многогранна, очень много писателей затрагивают тематику войны в Афганистане и Чечне. Но, тем не менее, крупных монографических исследований в этой области сегодня нет. Мы остановились на самых известных и значимых произведениях: Игорь Фролов «Бортужурнал № 57 – 22- 10», Вячеслав Миронов «Я был на этой войне», Андрей Дышев «Двухсотый», Александр Тамоников «Грозовый ворота».

2.2.1 Игорь Фролов. « Бортжурнал № 57 – 22 – 10»