Смекни!
smekni.com

Генезис русской военной прозы и ее литературные традиции (стр. 8 из 13)

Война в Афганистане представляется автору жестокой, беспощадной и бессмысленной стихией. Между словами «война» и «Афган» он ставит знак равенства. В начале произведения мы смотрим на Афган глазами вертолетчика с двух ракурсов: с маленькой высоты и с большой высоты. Афганистан представляется Дышеву, таким образом, грязным, вонючим, агрессивным бомжем, от которого лучше держаться подальше, с большой же высоты автор сравнивает его с настольной играй для сильных мира сего, воюющие – марионетки в руках правительства. Война у Дышева противопоставляется миру. Мир имеет свое наименование - Союз. Таким образом, Афганистан и СССР противопоставляются: «Первой половиной была война. Гадкая, отвратительная, порочная, осточертевшая сверх всяких пределов, нашпигованная инфекционными болезнями и ублюдочными начальниками»[25]

Совершено противоположными красками Дышев обрисовывает Советский Союз: «В нормальный, цивилизованный мир, где можно спокойно, без оружия ходить по улицам, где в магазинах полно водки, где повсюду кишат толпы женщин с открытыми лицами, голыми руками и ногами, и к ним запросто можно подойти, спросить время, улицу и остановку автобуса. Где повсюду зеленые деревья со свежей влажной зеленью, и фонтаны, и газоны, и розы, и пиво, и докторская колбаса, и можно упасть под куст, раскинуть руки, уставиться пьяно – счастливыми глазами в небо и слушать, как сигналят машины, скрипят трамваи, цокают каблуками по асфальту женщины. СССР – страна женщин и водки. СССР – это рай…Скоро, совсем скоро…»[26]

Дышев ассоциирует войну с самыми отвратительными созданиями: скорпионом, жабой, глистами.

Каждый из молодых солдат ненавидит войну: «При мысли о войне его прошибало потом и бросало в дрожь, он не мог говорить, потому, как челюсти сводило судорогой, затылок немел и терял чувствительность, ноги и руки становились ватными, по ночам случался энурез»[27]

Война, необычайно жестока, как и у Миронова, хуже смерти на войне, лишь пленение: «Лучше сразу подорваться гранатой. Пшик – и на том свете. А вот если попадешь в плен, вот это полная задница. Насчет пыток духи очень изобретательны. Например, любят они «снимать рубашку». Разденут вас догола, подвесят к дереву за руки, затем аккуратно надрежут ножом кожу – вот здесь, пониже пупка, по окружности, и задерут кожу наверх, словно майку, до самой головы».

Чуть ли не единственным спасением для молодого, здорового парня является инфекционный блок, а для того чтобы туда попасть, надо заразится гепатитом.

Постоянное чувство опасности, ощущение пламенного дыхания смерти, и возможности мучительно пленения, деформирует сознание солдат, ценность приобретают самые отвратительные, омерзительные человеческому восприятию явления. Например, заразная моча афганцев: «Работать не могут, курить не могут, есть не могут. Грош им цена. Вот только ссут они чрезвычайно ценной мочой. Темной, красно – коричневой мочой, похожей на квас. Эта моча офигенно заразна. Сбрызнул ею кусочек хлеба, сожрал – и гепатит тебе обеспечен, пожелтеешь как миленьки! Но для этого счастья нужны деньги. Одна столовая ложка волшебного эликсира стоит от десяти до тридцати чеков»[28]

Война в Афганистане - это война без идеи, и соответственно солдаты чувствуют безысходность. Ребята не верят, что вернутся домой в целости и сохранности. Как известно, правительство СССР широко использовало с целью мобилизации на войну словосочетание интернациональный долг. Дышев, явно иронизируя, раскрывает весь пафос и напускной патриотизм этого словосочетания, суть которого, оставалась не ясной до конца службы: «А потом закидают по частям в ящик, запаяют, как в консервной банке, и отправят маме: « Ваш сын геройски погиб, выполняя интернациональный долг. Мама за сердце схватится, е – мое, а какой еще долг за ним числится? Всего ж восемнадцать было, никаких долгов набрать вроде не успел. Разве что мне немного должен - за мои бессонные ночи, за мои слезы, когда у тебя ушко болело или зубки резались, за стояние в очередях в молочной кухне, за вечные походы в поликлиники, и там очереди, и нервы, и рабское унижение перед врачами. Да еще по учителям бегала и заискивающе: «Здравствуйте, Мариванна, вы уж простите нас, мы с этой математикой традиционно не в ладах, вы только скажите, что нам делать.... Какие еще интернациональные долги? Это какой же огромный должище был, что только жизнь искупить его можно? Да уж лучше мамаша сама бы в петлю полезла: нужна стране жизнь, так забирайте мою, а мальчишку - то оставьте в покое, дайте немного пожить да девчонок потискать» [29]

В своем произведении Андрей Дышев раскрывает всю горькую правду войны в Афганистане, он обличает весь пафос правительственных лозунгов, которые рисовали афганскую компанию в лживых псевдопатриотических красках, развенчивает всю утопичность коммунистической идеи, которая к тому времени перешла в стадию глубоко кризиса и уже начала попахивать тлетворным душком.

2.2.3 Вячеслав Миронов. «Я был на этой войне»

Роман был впервые опубликован издательством «Библион – Русская Книга» в 2001 году. Замысел произведения возник у Миронова еще в Молдавии, окончательно взяться за перо писателя побудила передача о боевых действиях в Чечне. Федеральные войска только грабили и убивали» - именно после этих слов российских СМИ Вячеслав Николаевич принялся писать гневное письмо - протест в редакцию о том, как же все обстояло на самом деле. Автор признавался, что он писал и плакал: воспоминания о тех годах: огонь войны, смерть товарищей и полное безразличие государства были слишком тяжелы. Это письмо впоследствии вросло в целую книгу достаточно большой по объему роман, который в тончайших деталях и непревзойденным мастерством нам страшную правду о Чеченской войне.

Как и в повести Игоря Фролова «Бортжурнал 57 -22 – 10», события, описываемые в романе, не являются плодом фантазии автора. Но элементы художественного вымысла все – таки присутствуют: автором сознательно были изменены географические и временные координаты повествования, фамилии персонажей, кое - где имеются некоторые неточности в описании вооружения и бронетехники.

Капитан Миронов имеет за плечами достаточно большой боевой опыт: он воевал в Баку и Кутаиси, Цхинвале и Приднестровье. Капитан Миронов - человек достаточно храбрый и мужественный. Стать инвалидом - для него гораздо страшнее даже самой мучительной смерти: «Разберемся, мне бы только вырваться из этого ада. Только целым. Если стану инвалидом, то в кармане лежит премилая игрушка – граната РГД – 5. Мне хватит. Насмотрелся, как в мирной жизни живут покалеченные герои былых войн, которые выполняли приказы Родины, партии и правительства и еще черт знает кого во время «восстановления конституционного порядка» на территории бывшего Союза. Вот и сейчас долбим свою, российскую землю по чьему – то очередному секретному приказу»[30]

Он чувствует комплекс вины перед многими погибающими молодыми ребятами: «Еще недавно эти парни были такими как все: бегали за девчонками, курили в подъезде, учили уроки. А сегодня они умирают во имя ничего. В особенности тяжело герой переживает смерть тяжелораненого солдата, которого он тащил на своей спине, спасал от убийственного огня духов: Я потерял сейчас многое, может самого близкого и дорогого человека. В этот момент я понял, что не смогу уже быть прежним. Я изменился. Прости, брат, что не смог тебе помочь. Может, если бы я попытался бежать за помощью, ты бы остался жив? Получается, что я трус? Побоялся быть убитым и не пошел. Я виноват перед тобой. Прости. Прости. Прости!»[31]

Действие происходит в самом эпицентре боевых действий - городе Грозном. Бойцам предстоит штурм площади Минутка осада Дворца Дудаева, где сконцентрировались основные силы бандформирований и где скрывается сам Дудаев. Главному герою нужно добраться до одного из командных пунктов, чтобы забрать с собою захваченного в плен вражеского снайпера. Миронов и его товарищи называют себя «махра». Такое название получила пехота, которой приходится выполнять всю самую сложную, грязную и опасную работу: «Солдатики наши – сибиряки. И все мы вместе – « махра», от слова « махорка». Это в книгах о Великой Отечественной войне и в кино пехоту величают «царицей полей», а в жизни «махра». А отдельный пехотинец «махор». Так – то вот».[32]

Когда Миронов пребывает к пункту назначения, выясняется, что над снайпером уже учинили кровавую казнь, так как он лишил жизни семь российских солдат. Миронов понимает чувства палачей и обещает сделать так, чтобы все сочли снайпера самоубийцей. Капитан возвращается в командный пункт. Ему сообщают, что впереди - штурм площади «Минутка». Штурм по сути бессмысленный так как разведка практически не исследовала местность, а артиллерия боится бомбить: в Дворце Дудаева, помимо пленных, находится важная персона - кремлевский депутат. Тем не менее бойцы штурмуют дворец, но главная цель - захват Дудаева ими так и не была достигнута.

Композиционно произведение делится на 25 глав. Повествование выдержано хронологически. В романе одна сюжетная линия. Рассказ героя перемешивается с его рассуждениям о войне, несправедливости и бессмысленности происходящего, судьбе народа, безвыходном положении человека, вернувшегося с войны, и т.д. Изредка, Миронов вставляет в повествование небольшие забавные истории, которые когда - то происходили с кем- то из персонажей.

В романе можно выделить два типа конфликта - внешний и внутренний. Первый тип конфликта воплощается в противостоянии - чеченцев и российских солдат. Боевые действия описаны глазами капитана Миронова. Второй конфликт - внутренний. Все что видят герои - нескончаемое кровопролитие, грязь, безответственность высшего командования - не может не отразится на их психике, люди ожесточаются, теряют доверие к окружающих.