Далее рассмотрим деяния, предусмотренные п. «в» анализируемой статьи, т.е. преступные действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. В соответствии со статьей 47 Федерального закона 1998 г. наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры, инструменты или оборудование, изъятые из незаконного оборота, подлежат конфискации и обращению в доход государства или уничтожению, если их дальнейшее использование признано нецелесообразным органом, осуществляющим конфискацию. Порядок уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.[51] Главной новацией в Федеральном законе 1998 г., принятом в исполнение Конвенции 1988 г. (статья 11), является возможность проведения контролируемых поставок и проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях оперативно-розыскной деятельности. Эта статья позволяет российским правоохранительным органам разрешать и контролировать перемещение или ввоз и вывоз таких средств и веществ на территории России или за ее пределами в следственных целях, включая сотрудничество с иностранными правоохранительными органами. Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Федерального закона 1998 г., имеют в пределах их компетенции право производить осмотр земельных участков, мест разработки, производства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, проверять соответствие установленным правилам, включая право изымать образцы для сравнительного исследования, опечатывать помещения, требовать объяснений и документов, а также давать предписания в отношении устранения нарушений. Должностные лица органов дознания, следователи прокуратуры могут входить в любые помещения и производить осмотр мест, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Органы, уполномоченные противодействовать незаконному обороту действуют на основании целевых программ, принятых на федеральном уровне и субъектами Российской Федерации.
Таким образом, преступные деяния, предусмотренные п. «в» ч. 3 статьи 228-1 могут выражаться в нарушении порядка и правил контроля представителями правоохранительных органов за законным оборотом наркотических средств и психотропных веществ или при осуществлении ими следственных действий.
Подчеркнем, что для квалификации содеянного по ст. 228-1 УК РФ необходимо, чтобы незаконное производство или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов осуществлялась с целью сбыта. Отсутствие цели сбыта в данном случае дает основание для квалификации содеянного по ст. 228 УК РФ. Пересылка наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, в дополнение к статье 228-1, вероятно, повлечет ответственность по статье 188 УК РФ (контрабанда).
Часть первая (перечисленные деяния в небольших размерах) влечет от 4 до 8 лет. Формально срок увеличивается: по действующему УК РФ, сбыт в небольших размерах (часть вторая) наказывается от 3 до 7 лет. Но поскольку часть вторая на практике не работала, а небольшими размерами (до 10 доз) становятся признаваемые сегодня крупными и особо крупными, наказание за сбыт в небольших размерах в действительности смягчается (действующая редакция части четвертой, карающей за особо крупный, а на самом деле - любой размер, устанавливает от 7 до 15 лет).
Вторая часть новой статьи 228-1 (от 5 до 12 лет) УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные при наличии следующих квалифицирующих признаков:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в крупном размере;
в) деяния, совершены лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего.
Наиболее строгое наказание предусматривает третья часть статьи 228-1 (от 8 до 20 лет с возможным штрафом до миллиона рублей) за те же действия, совершенные в особо крупном размере, организованной группой, лицом с использованием служебного положения (например, милиционером) либо в отношении подростка, заведомо не достигшего 14-ти лет.
В соответствии с ч.3 ст.35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Данная форма соучастия отличается от предыдущей признаком устойчивости. Этот признак обычно предполагает умысел соучастников на совершение не одного, а нескольких преступлений (например, организованная группа создана для совершения для сбыта наркотических средств в учебном заведении). Однако устойчивость может выражаться и в тщательности подготовки одного преступления. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении «О судебной практике по делам о вымогательстве» от 4 мая 1990 г. No.3 (с последующими изменениями) указал: «Под организованной группой, предусмотренной в качестве квалифицирующего признака... следует понимать устойчивую группу из двух или более лиц, объединенных умыслом на совершение одного или нескольких преступлений. Как правило, такая группа тщательно готовит и планирует преступление, распределяет роли между соучастниками, оснащается техникой и т.д.»[52]. Совершение преступления организованной группой применительно к ряду составов предусматривается законодателем в качестве особо отягчающего (квалифицированного) состава преступления.
В соответствии с ч.4 ст.35 УК РФ преступление признается совершенным преступным сообществом, если оно совершено сплоченной организованной группой, созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Преступное сообщество - наиболее опасная форма соучастия. От организованной группы оно отличается признаком сплоченности и целевой установкой на совершение определенных тяжких и особо тяжких преступлений. Сплоченность предполагает обычно наличие в преступной организации сложных организационно-иерархических связей, тщательной конспирации, наличие в обороте значительных денежных средств, установление связей с правоохранительными органами (коррумпированность), наличие системы защитных мер (внутренняя контрразведка), наличие охранников, боевиков и наемных убийц. Преступное сообщество, как правило, предполагает вооруженность соответствующей преступной организации новейшими видами оружия, в том числе и зарубежного производства.
Специфика особой опасности преступного сообщества такова, что законодатель сам факт создания преступного сообщества считает самостоятельным и оконченным преступлением. Так, состав организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ) образует организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями. Самостоятельным преступлением является и бандитизм (ст. 209 УК РФ), в том числе и создание устойчивой вооруженной группы (банды) с целью нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой). В обоих случаях указанные действия квалифицируются по соответствующим статьям Особенной части УК.
В соответствии с ч.5 ст.35 УК РФ лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими, подлежит ответственности за их организацию и руководство в случаях, предусмотренных Особенной частью УК, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества несут ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных Особенной частью УК, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.
Согласно ч.7 ст. 35 УК РФ совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом влечет более строгое наказание на основании и в пределах, установленных Уголовным кодексом (в соответствии с п.«в» ч.1 ст.63 УК эти обстоятельства признаются отягчающими наказание).
Вместе с тем, в криминалистической литературе отмечается, что преступные группы, связанные с незаконным оборотом синтетических наркотических средств, сильно разняться между собой как по степени организованности, так и по своему составу и степени общественной опасности. Поэтому невозможно дать всеобъемлющую характеристику всех организованных групп, занимающихся изготовлением и сбытом синтетических наркотиков.[53]
Мы подробно рассматриваем этот аспект, поскольку преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков, носит ярко выраженный организованный межрегиональный и международный характер, прослеживается достаточно четкая связь между регионами производства и сбыта наркотических средств. В 43 регионах России в 2001 г. отмечена активизация деятельности преступных групп и их сообществ, направленная на создание разветвленных и глубоко законспирированных сетей торговцев наркотиками. При этом если в 1997 году проявления организованной наркопреступности пресекались в 55 субъектах Российской Федерации, в 1998 году - в 64, в 1999 году - в 73, то в 2000 и 2001 гг. - практически повсеместно. Итогом борьбы правоохранительных органов в 2001 г. с организованными группами наркодельцов стало раскрытие 4234 совершенных ими преступлений, что на 36,9% больше, чем в 2000 г.[54]
В последние годы усиливается внимание к России со стороны международных наркосиндикатов, которые рассчитывают на огромный рынок сбыта наркотиков в нашей стране, планируют реализовать возможность использования ее территории для налаживания магистральных каналов переброски крупных партий наркотиков с Востока на Запад (наркотрафиков), транзита наркотиков в страны Европы и США. Интерес международной организованной наркопреступности к использованию российской территории, кроме перечисленных выше факторов, объясняется также геополитическим положением страны, низким уровнем жизни населения и целым рядом других причин и условий. В связи с этим в последние годы Россия стала объектом экспансии со стороны международного наркобизнеса.