Смекни!
smekni.com

Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление" (стр. 10 из 33)

Архетип героя живет в каждом из нас. Он представляет собойприсущую нам способность мобилизовать жизненную энергию и одержать победу надвнутренними демонами отчаяния и депрессии. Воплощение этого архетипа имеет малоотношения к внешним победам и успехам; скорее архетип героя проявляется, когдачеловеку требуется энергия для того, чтобы противостоять страху, боли ирегрессивному влечению к возвращению в утробу матери. Нас могут приводить ввосхищение героические подвиги, но никогда не следует культивировать образгероя. Психика постоянно подталкивает нас к работе над собой. Это героическаязадача, которая ждет нашего отклика.

С появлением людей возник миф о сотворении мира, об истокахвсего сущего. В жизни каждого человека этим событием является разрыв связи сматерью. Точно так же у каждого человека есть свои мифы о грехопадении и потерерая, которые предшествуют появлению сознания. Возможно, эта родовая памятьявляется только неврологическим, филогенетическим следом родовой травмы,связанной с отделением от матери при рождении. Но в результате этого отделенияпоявляется ощущение двойственности.

Так возникает и постоянно развивается по спирали процесссознания, который основывается на переживании субъекта и объекта и отодвигаетболь как можно дальше от ее первопричины. Развитие культуры, основанной наколлективном сознании, приносит свои плоды, но одновременно мы все больше ибольше отчуждаемся от Великой Матери.

Каждый день мы балансируем на острие бритвы осознанныхмучительных переживаний универсальной раны, которую наносит жизнь. Как великсоблазн спрятаться в пещере или утонуть в заботливых, нежных объятиях! Каждоеутро, ухмыляясь, возвращаются злые карлики страха и апатии. Сегодня ничего незначит, что вчера мы отважно ринулись вперед; сегодня они вернулись, и, неудовлетворяясь тем, что щиплют нас за ноги, они готовы вынуть из нас душу, еслимы им это позволим. Значит, нам следует научиться избегать боли, связанной сдальнейшим углублением и расширением осознания. Многие из нас остаютсяинфантильными в своем мышлении, эмоциях и поступках. Одни отравляют себянаркотиками и алкоголем. Другие обращаются к идеологиям, прямолинейным иупрощенным "измам", религиям или социально-политическим взглядам,которые предлагают "черно-белые" ответы на сложные вопросы, тем самымоблегчая человеку борьбу с напряжением, порожденным наличиемпротивоположностей.

Вместе с тем внутри каждой культуры и каждого человекабурлит жизненная сила. Жизнеутверждающий эрос ищет отношений в будущем, а не впрошлом. Он требует активизации архетипа героя внутри всего общества в целом ивнутри каждого отдельного человека. В свое время задача великих религий ипереходных ритуалов заключалась в том, чтобы человек пережил одновременносостояния застоя и развития, но сегодня многие мужчины перестали искатьсобственный путь в жизни. Общество по-прежнему зависит от того, примут ли ониэтот вызов жизни, ибо ни одно общество не может процветать, если в нем нетзрелых мужчин.

Иногда, зная, что он не может вернуться в материнскоечрево, мужчина будет проецировать это стремление на космос. Культура романтизмавнесла огромный вклад в это Sehnsuchtfur Ewigkeit (Стремление к вечности (нем.)). Оно ощущается, например, в мифе об Эмпедокле, который бросился в кратервулкана Этны, или в живописиКаспара Давида Фридриха, особенно в его картине "Парящий над туманами".Танатос, влечение к смерти, всегда существует для уравновешивания Эроса,жизненной силы. На протяжении всей истории мистики не прекращали своих попытокобъяснить необъяснимое, последовательно отстаивая два момента: мистическоепереживание, по существу, невыразимо, и оно заключается в полном слиянии соВсем.

Но гораздо чаще мужчины ищут возможность воссоединения скосмическим первоисточником через отношения с людьми. Как отмечалось ранее,мужчина ощущает феминность на трех уровнях. Он ощущает ее в женщине и вгомосексуальных отношениях с другим мужчиной как его внутреннюю феминность. Онсталкивается с ней в отношении к собственной аниме. Он встречается с ней всвоем отношении к архетипическому миру, к природе, к своему инстинктивномуцентру и вообще к силе жизни.

В любых отношениях мужчина в основном попадает взависимость там, где он мало о себе знает. И степень его невежества равнастепени, в которой его внутренняя феминность проецируется на другого человека.Так как по определению проекция - это психодинамический феномен, в процессекоторого бессознательное содержание ощущается как внешнее, мужчина всегдавлюбляется в свой бессознательный материал или испытывает перед ним страх.

Мы помним, что обычно первой посредницей в ощущении феминностиявляется родная мать. Рильке обыгрывает эту истину в своей третьей "Дуинскойэлегии", приведенной в начале этой главы. Другой поэт, Стефан Данн,вспоминает о том, как мать, выполняя его просьбу, открыла ему грудь.Беззастенчиво, ласково и скромно она удовлетворила его любопытство и сняла егострахи, и это переживание, пишет Данн, "полагаю, помогает мне любитьженщин легко"35.

Для других мужчин раннее посредничество матери не былотаким ласковым и вселяющим уверенность. Авторы, которые ввели понятие "серийныйубийца", отмечают, что среди большого числа обследованных имиубийц-рецидивистов (причем среди них была только одна женщина) не нашлось ниодного, у которого было нормальное детство. В их преступлениях всегдаприсутствовала сексуальная мотивация независимо от того, происходил дальшеполовой акт или нет. Их страх и ярость главным образом были направлены наженщин, с которыми они не видели возможности установить теплые отношения.Типичным примером является Ричард Спек. Если он не мог поддерживать состояниеэрекции, насилуя медсестер в Чикаго, он убивал их".

Недавно моя пациентка рассказала, как один коллега пыталсяобогнать ее на машине. В другой раз он просто преградил ей путь, не даваяпройти к рабочему месту, которое считал своей территорией. Когда-то раньше онивстречались. Когда она стала стремиться к более глубоким отношениям, егоповедение постепенно изменилось: он стал более грубым и даже мог допуститьнасилие. Такое случается довольно часто. Многие мужчины полны ярости поотношению к женщинам и часто в отношениях с ними ее отыгрывают. Иногда ихярость возникает вследствие насилия, совершенного над ними в детстве; в такомслучае довольно просто определить его этиологию с точки зренияпричинно-следственной связи. Но часто появление ярости связано с избыточнымвлиянием матери и отсутствием необходимого уравновешивающего влияния отца.Тогда она. безусловно, представляет собой скопившийся гнев, сложную эмоцию,возникающую при нарушении психологического пространства ребенка. Если впроцессе развития ребенка хрупкие границы этого пространства все времянарушаются либо в результате насилия, либо вследствие избыточного влияниявзрослого, его формирующееся Эго постоянно страдает от нанесения внешнейэмоциональной травмы, что может привести к социопатии.

Социопат не может проявлять заботу об окружающих.Переживание мужчиной первичных отношений могло быть столь болезненным, что, поего ожиданиям, любые отношения должны причинять только боль. Поэтому его унылаяжизнь все время полна страха оказаться во власти других, и, чтобы избежатьэтого, он постоянно стремится сам пользоваться людьми. Часто женщина пытаетсяизменить такого мужчину и сама становится жертвой насилия. Так как социопатия,по существу, защищает его от боли, он не может обратить эту боль внутрь ивыстрадать ее сам, а потому извлекает ее на поверхность и заставляет страдатьДругого. К сожалению, эта боль его личной истории постоянно присутствует в егоотношениях с окружающими. Независимо от его внешних успехов он очень испуганныйчеловек. Он так испуган, что не в силах посмотреть на свою боль, а потомутолько в Другом он может видеть ее источник или причину ее продолжения.

Я не собираюсь порицать матерей (а в следующихглавах - отцов), но необходимо признать, что на аффективно заряженный образ феминностибольшое влияние оказывают восприятие ребенком родной матери и тех, ктозаботится о нем в раннем детстве. Анима - архетипическая энергия,присутствующая у всех мужчин. Она скорее вид ощущения и связи, чем особый видзнания. На внутреннюю феминность мужчины влияют его отношения с реальнойженщиной и культура (то, какая Мадонна сейчас в моде - Пресвятая Дева из Шартраили эротическая суперзвезда), а также отношение мужчины к циркулирующей в немжизненной силе и то, насколько он подвержен своим переменчивым настроениям.

Я никогда не забуду мужчину, которого жена в буквальномсмысле слова притащила на терапию. Он вошел, сел, обратив внимание на пачкусалфеток, и сказал с ухмылкой:

"Я вижу, только что у вас на приеме была женщина".Фактически он был прав, но мне не хотелось признавать его правоту. "Мужчинытоже могут рыдать",- заметил я. "Но они не должны этого делать,-парировал он,- они могут с собой справиться". Я продолжал: "Многиемужчины носят в себе целые горы скрытой ненависти и моря слез, и, если не датьим возможности от них избавиться, эти моря и горы их погубят". Он сноваухмыльнулся, словно говоря мне в ответ: "Ты такой же дурак, как они, вот ивсе". Когда я спросил, чего он боится, он лишь сказал, что почувствовал:ему надо следить за женой, у которой были серьезные проблемы. Как можнодогадаться, на этом его "терапия" закончилась.