Смекни!
smekni.com

Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление" (стр. 14 из 33)

Точно так же мужчина может чувствовать, что его мать не всостоянии удовлетворить его потребности, и страдать от ощущения покинутости.Эти страдания неизбежно снижают его внутреннее ощущение состоятельности ("Еслибы я был лучше, то получил бы все, что мне нужно и чего я заслуживаю"),что, в свою очередь, порождает общее чувство ненадежности и поиск Ее, вызванныйтревожной зависимостью и подпитываемый страхом. Ощущение мужчиной своего Я взначительной степени аффективно окрашено этими травмами: подавленностью илипокинутостью или тем и другим вместе.

Так как ребенок воспринимает условность своего мира,опосредованного отношениями с матерью, он испытывает тревогу отделения. Этаобобщенная тревога, экзистенциальная в пределе и локальная в переживании,преобразуется в несколько неоформленных и неопределенных страхов по отношению ксебе, к другим и к феминности. Эти разные страхи живут у нас в крови ипериодически проецируются на окружающих. Индогерманский корень angh (ограничивать)лежит в основеанглийских слов anger(гнев), angst (страх), anxiety (тревожность)и angina (ангина). Ощущение угрозынормальной жизнедеятельности организма регулярно и неизбежно вызывает появлениеэтого спектра эмоций. Инстинктивно, интуитивно ребенок знает, что ему нужно, ичувствует одновременно и страх перед возможным предательством, и печаль,вызванную потерей столь необходимой заботливой Другой.

В своем эссе "Печаль и меланхолия" Фрейд отмечал,что явная потеря Другого, например, в случае его смерти, вызывает скорбь ипечаль. Когда Другой отсутствует для нас эмоционально, эта потеря вызываетстрадания, хотя объект по-прежнему существует. Этот когнитивный диссонанспорождает печаль или меланхолию, которая уходит внутрь, но заставляет человекастрадать всю жизнь. Это молчаливое страдание, этот скорбный пафос послужилосновой для создания самых трогательных произведений, связанных с выражениемтоски в музыке, живописи и поэтической лирике. Каждый из нас интуитивно ощущаеттоску, слыша: "Иногда я себя чувствую полным сиротой"52.Такая "тоска по вечности" идет от средневековых миннезингеров, появившихсяв конце эпохи романтиков, и явно преобладает в большинстве печальных песенковбоев. Она всегда где-то там, неподалеку. Она ждет.

У большинства мужчин эта двойная травма, наряду с печалью,порождает и гнев. По существу, это бессознательный И неопределенный гнев.Существуют четыре возможных способа его выражения. Чувствуя беспомощность,человек может оказаться в состоянии депрессии. Депрессию можно определитьпо-разному: как "гнев, направленный вовнутрь", и как "грамотнуюбеспомощность". Или же гнев может интериоризироваться в теле человека, азатем соединиться с другими физическими условиями и вызвать такие болезни, какгастрит, мигрень, сердечная недостаточность или раковая опухоль. Часто гневнаходит выход в процессе его подавления. То, что мальчик не мог выразить вотношениях с матерью, проявится у мужчины как общая раздражительность. Этотфеномен называется "отнесенным" или "смещенным" гневом,который при малейшей провокации изливается объективно непредсказуемым потокомэмоций (первый признак активизированного комплекса).

Мужчина может отыгрывать свой гнев и по-другому: в видеповедения, разрушающего личность или нарушающего социальные нормы и правила идаже уголовный кодекс. Сексуальное насилие - это преступление, котороевызывается не похотью, а стремлением к насилию, смещенным гневом. Насилие,особенно по отношению к женщинам,- следствие глубинной мужской травмы, связаннойс материнским комплексом. Так как качество и глубина этого комплекса, посуществу, являются бессознательными, такой мужчина может напасть на любогочеловека, имеющего соответствующий облик.

Даже у взрослого мужчины каждый контакт с внешней феминностьюбудет обусловлен наличием такой эмоционально заряженной, глубокой внутреннейдрамы. Естественно, мужчина будет переносить свой страх перед травмой и потерейна свое внешнее окружение, даже если эти переживания существуют в глубине егопсихики в виде комплексов. Интуитивно ощущая чудовищную энергию такойинтериоризированной истории и предчувствуя ее потенциальное воспроизведение внастоящем, он позволяет выйти на поверхность своим давним страхам. Он находитсяпод воздействием своих детских ощущений власти феминности. С целью самозащитыон постарается доминировать над внешним Другим или умиротворить его. Поэтомуистория взаимоотношений между полами представляет собой печальную мольбумужчин, стремящихся к доминированию и контролю из-за своего страха передвнутренней феминностью. Как только мы видим мужчину, стремящегося к власти надженщиной, мы догадываемся, что его одолевает внутренний страх.

В качестве психотерапевта я наблюдал, как во многих семьяхэтот страх смещал в ту или иную сторону сложившийся баланс власти. Видя, какмужчина упорно держится за контроль над семейными финансами и принятиемрешений, я взывал к его разуму, здравому смыслу и честной игре по правилам лишьдля того, чтобы столкнуться с чисто иррациональной основой сопротивления. Всамом ядре своей мужской сущности он действительно был бы готов уступить,отказаться от своей власти, но его одолевал страх за последствия его поступка.Страх сформировал патриархальность, а, как заметил Блейк, "язвеннаяболезнь сводит брак в могилу"53.

С другой стороны, мужчина, находящийся под воздействиемстраха, столь же часто ищет способ испытать удовольствие и обрестиумиротворение. Он пытается сделать Ее счастливой, при этом часто жертвуя своимблагосостоянием. Или же он вкладывает удвоенную энергию в то, чтобы идти пособственному пути и по-прежнему избегать конфликтов, прибегая кпассивно-агрессивному поведению, направленному на установление контроля исовершение мести.

Один мужчина стал очень успешным дантистом - в основномблагодаря своему желанию доставить удовольствие матери. К тому же он заменилслабого отца, став объектом ее любви и привязанности. Но при этом он стал оченьрасточительным, потратил значительную сумму и в конце концов превратился вбанкрота. Даже он был поражен очевидным противоречием между размером своегозаработка, который составлял почти четверть миллиона долларов в год, и тем, чтоон оказался без цента в кармане. Однажды ему явилось откровение, и он выпалилмне прямо с порога: "Я стал дантистом для нее, но для себя я перестал имбыть". Чувствуя сильную притесняющую власть материнских амбиций, он искалвозможность выразить свою месть в пассивно-агрессивном бунте. Он достиг успехатолько в собственном крахе.

Другому мужчине после смерти отца пришлось взять на себявсю заботу о матери. Когда та предъявляла к нему неразумные и непомерныетребования, которые к тому же постоянно наносили ущерб его браку, унижали егожену и нарушали его автономию, мужчина обращал весь гнев на жену, обвиняя ее вбесчувственности к его матери именно тогда, когда ей больше всего необходимывнимание и забота,- так он укрощал свою ярость. Он начал терапию, ибо его женаи дети жаловались на внезапно возникающие у него приступы гнева. Такаяэмоциональная разрядка по своему накалу явно не соответствовала ситуации и, разумеется,была вершиной огромного айсберга страха и ярости, которые всю жизньнакапливались у него внутри. Направить гнев На мать, нарциссические потребностикоторой не знали границ, он считал бесполезным. Страх и ярость, которые ониспытывал по отношению к матери, заставляли его логически оправдывать ееповедение и направлять свой гнев на жену, которая, как ему казалось, добиваласьот него решения этой проблемы. Жена справедливо чувствовала соперничество сматерью на протяжении всего их брака, и, откровенно говоря, неумение мужчинысправиться с воздействием своего материнского комплекса привело к тому, что онстал обвинять жену в своей тоске. С психологической точки зрения он никогда непокидал родительского дома.

Пока мужчина не осознает воздействия своего материнскогокомплекса, он будет страдать из-за невозможности установления гармоничныхвзаимоотношений с женщинами. Ему придется интериоризировать свою тоску и гнев "засвой счет" или же проецировать их на окружающих "за их счет". Неосознав своей внутренней психической структуры, сформированной егоиндивидуальной историей, мужчина не станет зрелым. Все потребности внутреннегоребенка все еще проявляют активность, наряду со страхом быть либо подавленнымматеринской властью, либо брошенным ею на произвол судьбы. Именно поэтомумногие мужчины добиваются контроля над своей женой или подругой, ибо чувствуют,что вся власть по-прежнему принадлежит Другому. А так как их глубинное,инфантильное влечение не находит никакого удовлетворения, то они стремятся превратитьв мать свою жену или подругу.

Большинство женщин сознательно не хотят исполнять рольматери для близкого мужчины, но все равно оказываются втянутыми в этотсценарий. Нетрудно понять, почему в близких отношениях между взрослыми людьмичасто возникают проблемы, а отношения с матерью становятся приоритетными. Всенаши неассимилированные потребности, страх и ярость отыгрываются в близкихотношениях. Чем ближе эти отношения, тем более они засорены остаточнымипервичными отношениями мальчика с матерью, которые сохраняются в психикемужчины.

Удивительно, что при такой истории индивидуальногопсихологического развития и связанных с ней сложных переплетений межличностныхпроекций эти отношения вообще могут поддерживаться на приемлемом уровне. Еслиженщина становится мужчине "матерью", это может "дать нужныйэффект" - психологически освободить мужчину от его материнского комплекса(при этом не учитываются путы, которыми связывает его сама женщина).Сексуальная близость внушает мужчине особый страх из-за своего архаическогобремени, так как половой акт для многих мужчин означает первичноевоссоединение, самую близкую связь, которую они когда-либо чувствовали с "хорошей"матерью.