На таком поле юноша ищет забытый ритуал перехода и своихушедших предков, хотя знает, что их там нет. По мнению Юнга, он ищетсимволическую жизнь. Осмысление наступает лишь тогда, когда люди начинают "ощущать,что они живут символической жизнью и являются актерами в божественной драме"68.В том или ином виде, в завуалированной культурой форме юноша ищет образы,привлекательные для своего либидо, способствующие индивидуальному развитиюмолодого человека, а значит, и его сообществу. Его потребность в индивидуацииочень глубока и имеет архетипические корни. Лишенный этих образов и ритуалов,он будет ощущать внутреннюю утрату. Он будет часто подвержен депрессии илиначнет злоупотреблять алкоголем или принимать наркотики, чтобы притупить боль.Так же, как Норман, он останется в подвешенном состоянии мальчика-мужчины или спомощью гиперкомпенсации войдет в образ мачо. Он поверит, что своюмаскулинность следует подтверждать, укладывая женщин в постель, гоняя нагоночном спортивном автомобиле или зарабатывая большие деньги. Конечно, где-тоглубоко внутри он знает правду и отчаянно боится того, что она раскроется; онсам уверен в том, что является самозванцем в мужской компании.
Через такие же или сходные испытания на зеленом полепроходят все мужчины в самых разных ситуациях. Среди встречавшихся мне мужчин(если они были честны со мной) не было ни одного, который бы никогда неиспытывал сильного мужского стыда. Та же исцеляющая энергия, которую несет всебе травма, может вызвать у мужчины и стремление к росту, и ощущение своейущербности. Практически все мужчины-клиенты, с которыми мне довелось работать,обязательно когда-либо испытывали чувство стыда или неполноценности.Большинство из них живо вспоминали о своих промахах, когда, например, онипропускали мяч или проигрывали матч или даже когда им не удавалось создатькоманду. Для мальчиков такое зеленое поле или пыльная спортивная площадкастановятся ареной для испытаний и для переживания стыда.
Кто из мужчин не помнит слоганы и лозунги, развешанные настенах в спортивной раздевалке? "Нет боли - нет победы". "Еслитебе сегодня туго, значит, завтра ты станешь крутым". Кто не помнитдетских игр, где приходилось толкаться и падать? Один мужчина, сделавшийголовокружительную карьеру, постоянно вспоминал особый эпизод своей жизни,который он называл "подчинением Рыжему". Когда ему было лет девять,Рыжий - здоровенный детина, намного старше его,- толкнул его так, что он сразбегу растянулся на спортивной площадке. Тогда под смех всех присутствующихРыжий измазал ему лицо грязью. Независимо от его достижений в мире взрослых "подчинениеРыжему" оставалось для этого мужчины ключевым событием в егоиндивидуальном мифе. Кто из мужчин не вспоминает, как его называли "маменькинымсынком" или, хуже того, "сосунком" (как это было во временамоего детства)? Эти травмы постоянно присутствуют в психике мужчины, И значительнаячасть его взрослой жизни может пройти в доблестных сражениях против духов егопрошлых унижений, закованных в латы и панцирь.
Увы, он не может рассказать о переживании этого стыда,чтобы потом его не стыдили другие. И это четвертая великая тайна, которуюмужчины хранят внутри себя: они хранят молчание, цель которого заключается втом, чтобы подавить свои истинные эмоции.
Каждый мужчина может вспомнить, как он еще мальчиком илиюношей (или даже совсем недавно) рискнул раскрыться, а потом ему стало стыдно иодиноко. Он учится не замечать этот стыд, маскировать его мужской бравадой,скрывать, скрывать и еще раз скрывать. При этом он часто попадает вунизительное положение, но не может выразить свою боль и протест. В пьесе "ГленгэрриГлен Росс" и в одноименном фильме такому унижению методично подвергаетсявесь персонал отдела продаж реально существующей компании. Совершенно взрослыемужчины-менеджеры унижают, как могут, своих коллег, которые, страдая от этого,всякий раз подставляют другую щеку, одновременно стремясь победить друг друга вжесткой конкурентной борьбе: топ-менеджер отдела продаж получает "Кадиллак",менеджер, стоящий на ступеньку ниже,- дешевый набор столовых ножей для разделкимяса, а менеджер, стоящий на четвертой ступеньке в этой иерархии, простолишается работы. Мужчинам приходится глотать обиду и тем самым углублять своеодиночество. Переживание стыда и сокрытие тайны начинаются с детства ипродолжаются всю жизнь, поэтому мужчины становятся соучастниками собственногоунижения. Это не позволяет им проявить сочувствие к своим ослабевшим братьям иоказать поддержку им и собственному расщепленному Я.
Мужчин часто удивляет желание женщин разделить с ними ихболь. Даже я, терапевт, был поражен умением женщин дойти до самой сокровеннойвнутренней истины и выразить ее так, чтобы она стала понятной другому человеку.Юнгианский терапевт Роберт Хопке пошел дальше: основываясь на своем опыте, онутверждает, что мужчине требуется год посещать психотерапевта, чтобы достичьтого состояния, в котором женщина, как правило, начинает терапию,- с точкизрения его способности выражать свои актуальные чувства и переживания69.Мужчины будут выражать свою фрустрацию или говорить о какой-то "внешнейпроблеме", но они крайне редко смогут внятно рассказать о реальномсостоянии своего внутреннего мира. Таково наследие переживаний стыда исамоотчуждения, которые накапливаются у них в душе с самого детства.
Здесь уместно привести два примера. Один связан с мужчиной,который пришел ко мне на прием, чтобы рассказать о претензиях своей жены, ипрезрительно ухмылялся, глядя на пачку с салфетками70. Они послужилистимулом, чтобы напомнить ему о море слез у него внутри, и сразу активизировалиего старые защиты. Он посетил всего три сессии, что было вполне предсказуемо, аего брак просуществовал лишь на два месяца дольше. Оказалось, что я осудил егослишком быстро, и, осознав это, я испытал к нему жалость. Его маскулинностьбыла настолько уязвлена, что ему пришлось надеть на себя маску мачо. Это былочень одинокий мужчина. Безобидная пачка салфеток послужила искрой, котораявызвала у него чувства стыда, риска и страха, которые он выстрадал. Егосамоотчуждение практически не позволяло ему чувствовать себя в безопасности идоверять жене. Не доверяя ей, он стремился ее контролировать.
В другом случае, консультируя одного полицейского и егожену, я почувствовал к нему подлинную симпатию, когда он говорил о том, какщепетильно он относится к деньгам. При этом он рассказывал, что ему ежедневноприходится иметь дело с "отбросами общества". Во многом он был такимже подавленным и эмоционально уязвленным человеком, как мужчина из предыдущегопримера. Оказалось, травмы лишь сломали его духовно, а не освободили для новогосознания. Несколько раз он набрасывался на жену с кулаками, однажды ударил ее ибоялся, что может точно так же повести себя по отношению к дочери. Как-то разон поднялся и решительно направился ко мне, чтобы настоять на своем; думаю,что, если бы я сдвинулся с места, он обязательно ударил бы меня. Избитый мужчинас избитым внутренним ребенком может только избивать других, так как ему никогдане хватает терпения, чтобы рассказать о своей боли.
Готовность женщин (которая обычно отсутствует у мужчин) рисковатьраскрытием своей внутренней истины, вероятно, означает, что они чувствуют себяменее отчужденно. Согласно моим наблюдениям, женщины гораздо лучше переносятразвод и потерю супруга, чем мужчины. Возможно, они ощущают себя менеепокинутыми, ибо за это время научились устанавливать связь со своим внутренниммиром. Совершенно точно можно сказать, что им проще найти поддержку у своихдрузей и подруг. После развода или смерти супруги или подруги мужчина чащеперестает следить за своим здоровьем и впадает в депрессию, сидя в темноте сбутылкой или у экрана телевизора. И гораздо чаще он начинает суетиться, чтобыкак можно скорее найти ей замену, лишь бы избежать одиночества.
Мужчины часто умирают вскоре после выхода на пенсию или вотставку, очевидно, из-за ослабления деятельности их иммунной системы.Возможно, травма Сатурна заключается и в том, что у мужчины, деятельностькоторого оценивают по ее результатам, после отхода от дел резко снижаетсясамооценка. Всю жизнь ему внушали, что работа для него - все. Прекративработать или поддерживать тех, кого обязан поддерживать, он будет чувствоватьстыд и угрызения совести. Его будут считать безответственным лентяем. СвятойНиколай, бросивший свою семью, стал самым почитаемым святым в Швейцарии;французский художник Поль Гоген бросил жену и детей, чтобы начать новуютворческую жизнь на Фиджи. Но так поступить могут лишь очень немногие люди.Оказавшись в роли подневольного рабочего, мужчина может испытывать унижение, нопризнает, что прежде он испытывал стыд от того, что бездельничал.
Наша культура предлагает иллюзорный выход: "В 65 летили около того вам уже не нужно больше работать, чтобы доказать свою ценность.Теперь вы должны с честью покинуть поле деятельности и без всякойпсихологической подготовки к такому изменению в жизни целыми днями можетеразвлекаться, проводя время за карточным столом в Сан-Сити или Санкт-Петербурге(США)". Обо всех нас, побуждаемых материальной потребностью, а еще больше- страхом постыдной неполноценности, можно сказать словами Филиппа Ларкина:
"...мужчины, у которых первый тромбоз наступает, какРождество, которые плывут по течению, связанные договорами и обязательствами, атакже непременным соблюдением установленного порядка, в темнеющее пустоепространство старости и невозможности, потеряв доступ ко всему, что когда-топридавало вкус жизни".