* Крик души (франц.).
В середине XIX века датский теолог Серен Кьеркегор заметил, что нельзя спасти свою эпоху,можно лишь выразить убеждение, что жизнь бренна2. Силыбессознательного, общественные институты и идеологии, направляющие нашу жизнь,настолько инертны, что нельзя надеяться на быстрое изменение общества ихарактерных для него социально-половых ролей. Но первое и обязательное условие- мужчины должны осознать, что несут в себе мучительную травму. Бессознательноеощущение своей уязвленности заставляет их постоянно наносить травмы и себе, иженщинам. Я часто прихожу в недоумение от того, как у женщин помимо их волирастет ненависть к мужчинам, которые их подавляют, и почти так же удивляюсьтому, как у мужчин растет страх и ненависть по отношению друг к другу.
2 KierkegaardS. The Journals of the Kierkegaard. P.165.
Такимобразом, в этой книге учитывается опыт многих людей, позволяющий каждомуконкретному мужчине расширить рамки своего сознания, выразить свое отношение кпроисходящему и найти путь к исцелению. Образы, которые сознательно ибессознательно управляют нашей жизнью, можно проработать только в результатемучительных индивидуальных переживаний, но возрастающая способность мужчинпризнавать свою печаль и гнев, принимать участие в начинающемся разговоре другс другом тоже поможет исцелить травмы, связанные с воздействием внешнего мира.
Я предлагаючитателю посмотреть на себя с точки зрения описанного здесь странствия.Например, для женщины может быть полезным описание борьбы с материнскимкомплексом, оно позволит ей осознать эту странную амбивалентность, которая,видимо, всю жизнь заставляет мужчин страдать. В мужском странствии существуетмного этапов и много опасностей. Наши страхи и задачи, которые мы перед собойставим, очень много для нас значат. Это неправда, что все, чего мы не знаем, непричинит нам боли; в действительности все, чего мы не знаем, причинит нам оченьсильную боль, и тогда мы, как Самсон, вслепую обрушим храм на свои головы3.
Чтобыподвести каждого из нас к большему осознанию происходящих с мужчиной перемен иего мучительных исканий, мне придется раскрыть мужские тайны. Я написал о нихтак, чтобы они были более понятны женщинам. Некоторые из этих тайн могутоказаться новыми для самих мужчин, и все же я не сомневаюсь: каждый мужчина,читатель этой книги, согласится с тем, что они указывают на травмы, которые онносит в своем одиноком, наполненном страхом сердце. Если мы не в силах ничегосделать с уязвленностью и страхом, то, по крайней мере, можем покончить содиночеством.
3 Имеется в виду библейская притча о Самсоне.Самсон, не знавший о том, что его предала Далила и что от него отступилсяГосподь, по-прежнему считал себя неуязвимым и, обрушив весь дом на своихврагов, сам погиб под его развалинами (Книга Судей, 16:18, 20, 30).
Названиеэтой книги напоминает нам о том, что и мужчины, и женщины всегда несут на себетяжкое бремя тени идеологий: одни - сознательно, другие - унаследовав его отсемьи и этнической группы, в качестве какой-то части национальной истории илиее мифологической основы. Эта тень отягощает душу человека. Мужчины чувствуютбремя этой тени, подавляющее и поражающее их силу духа. Ощущение ее тяжестиявляется сатурнианским. Мужчина в нашей культуре - это человек, который долженисполнять различные социальные роли, отвечать определенным ожиданиям,конкурировать и испытывать враждебность. Но именно это обесценивает лучшиекачества и способности мужчин, ведет к тому, что это бремя становитсяневыносимым. Оно ощущалось всегда, но сегодня мужчины, обладающие мужеством,начинают сомневаться в необходимости жить, испытывая бремя этой тени.
Сатурн былримским богом, покровителем сельского хозяйства. С одной стороны, как богземледелия, он покровительствовал римской цивилизации; с другой стороны, онассоциировался с целой серией мрачных, кровавых историй. Его древнегреческийпрообраз Крон был порождением мужского начала - Урана и женского начала - Геи. Уранненавидел своих детей, так как боялся за свое будущее; миф говорит о том, чтоон был "первым, совершившим постыдные поступки"4. Его женаГея наточила серп и побудила Крона напасть на отца. Крон подкрался к спящемуУрану и оскопил его с помощью серпа. Схватив левой рукой (с которой с тех порсоотносятся плохие предзнаменования) отрезанные гениталии, он забросил ихвместе с землей в море. Из пролившихся на землю капель крови Урана возникли тристрашные эриннии: Алекто, Тисифона и Мегера, мстящие отцеубийцам иклятвопреступникам. Из семени Урана, попавшего в море, родилась Афродита, имякоторой буквально означает "рожденная из пены"5.
4 Cronwell'sHandbook of Classical Literature. P.109.
5 Там же. Р. 41.
Крон-Сатурнсменил своего отца и стал точно таким же тираном и деспотом. Как только у них ссупругой Реей рождались дети, он пожирал их. Единственным ребенком, которомуудалось избежать этой участи, был Зевс. Когда Зевс вырос, он, в свою очередь,пошел на отца войной, которая продолжалась десять лет. С триумфальной победойЗевса появились многие признаки цивилизации, но и он тоже оказался жертвойкомплекса стремления к власти и превратился в деспота6.
6 Преследование им Прометея, да и других, оченьхорошо известно. См., например: Hamilton E. Mythology. P. 75-78.
Такимобразом, история о Кроне-Сатурне - это история о власти, ревности и опасности,то есть о насилии над эросом, над способностью к рождению и над самой землей.Как однажды заметил Юнг, там, где есть власть, не может быть любви7.Человек стремится быть всесильным, как боги, но мы видим, как власть, которойон обладает, искажается, превращаясь в комплекс. Сама по себе властьнейтральна, но без любви она управляется страхом и компенсаторными амбициями,которые в конце концов приводят к насилию. Как заметил Шекспир, "нет покояголове в венце"8.
7 "Там, где царит любовь, нет местастремлению к власти, а где стремление власти взяло верх, там нет места любви". См.: Jung С. G.Two Essays onAnalytical Psychology //Jung С G. C. W. Vol. 7. Par. 78.[Полное собрание сочинений Юнга здесь и далее сокращеннообозначается С. W.]
8Шекспир В. Король Генрих IV.Часть вторая //Весь Шекспир.В 2 т. Т. 1.М..2001.С. 701.
Историческисложилось так, что большинство мужчин выросли под тенью Сатурна. Страдая отсвоей несостоятельности и постоянно испытывая страх, они наносили травмы себе идругим. Современные мужчины могут считать, что альтернативы не существует инаследие Сатурна - это все, что у нас есть. Я в это не верю.
Я предлагаючитателю книгу "Под тенью Сатурна", чтобы разобраться в некоторых измножества способов, при помощи которых эти темные мифы бередят нашу душу. Янадеюсь, что книга поможет каждому человеку заглянуть в себя, чтобы обрестивнутреннюю свободу.
1. Жизнь мужчины, как и жизнь женщины, во многом определяется ограничениями, заложенными в ролевых ожиданиях.
2. Жизнь мужчины в существенной мере управляется страхом.
3. Феминность в мужской психике обладает огромной властью.
4. Мужчины хранят молчание с целью подавить свои истинные эмоции.
5. Травма является необходимой, так как мужчины должны покинуть мать и психологически выйти за рамки материнского.
6. Жизнь мужчин полна насилия, так как насилию подверглась их душа.
7. Каждый мужчина очень тоскует по отцу и нуждается в общении со старейшинами своего сообщества.
8. Если мужчины хотят исцелиться, им следует мобилизовать все свои внутренние ресурсы, восполнив то, что они в свое время не получили извне.
"Человекрождается свободным, но повсюду он в оковах". Так начинает Жан-Жак Руссосвой труд "Социальный договор, или Принципы политического права",написанный в 1762 году Мы приходим в этот мир свободными, независимыми издоровыми. Но поскольку мы тесно связаны с родителями и культурной средой, вкоторой растем, то постепенно утрачиваем свою природную сущность. Все мыпроходим через социализацию, позволяющую нам создавать семью, участвовать вжизни разнообразных социальных институтов, которые хотя и обладают определеннойсамостоятельностью, но постоянно требуют, чтобы человек жертвовал ради нихсвоей индивидуальностью.
В строениинаших костей, в ткани наших нервов, в коридорах нашей памяти мы сохраняемдрагоценные черты младенца. Кто из нас, подобно юному герою романа ДжеймсаЭджи, не лежал на траве под звездами ночного летнего неба и не размышлял отаинстве этой жизни, с помощью детской интуиции пытаясь разобраться в вопросах,которые она перед нами ставит? "Мы сейчас говорим о летних вечерах вКноксвилле, штат Теннесси, в те времена, когда я там жил, успешно выдавая себяза ребенка"9.
9AgeeJ.A Death in the Family. P. 11.
Как только взрослые выходили из-за обеденногостола, услышав шум струи поливальной машины, и взбирались на скрипучее покатоекрыльцо, мы, дети, сразу уносились своими мечтами туда, где
...дремота,томно улыбаясь, влечет нас к себе и уносит туда, где меня принимают как хорошознакомого и любимого человека, в том другом доме... но при этом не скажут нисейчас, ни потом, никогда не скажут о том, кто я такой10.
Подобныеразмышления о прошлом посещают каждого из нас: размышления о нашем пребываниина этой земле, о тумане страха, устилающем путь в будущее, и, несмотря на этотстрах, воспоминания о радости жизни, которая бурлит у нас в крови. Но куда жеушла та радость? Откуда эта тяжесть, боль в теле, душевная усталость, апатиямыслей и ломота в костях? Что случилось с тем ребенком - здоровым, полнымнаивной детской гордости собой? Он по-прежнему спонтанно живет в нас, пребывая "водиноком ощущении скоротечной радости"11, в легкой паутинесновидений, сразу ускользающих от сознания, как только мы включаемся в нашуежедневную работу. Он живет, но запрятан где-то глубоко внутри нас. Он оченьустал под огромной тяжестью тени Сатурна.