В-третьих, так как мужчины столь неуверенно ощущают своюполовую идентичность и закрепленные за ними социально-половые роли, они боятсяи отрицают те части своей личности, которые не умещаются в узких рамкахсоциальных ограничений. Видя, как эти аспекты их личности проживают другие, онис яростью их отвергают. Первый пример - гомофобия. Мужчины-гомосексуалистыимеют право жить соответственно своей сексуальной ориентации. Постепенновыясняется, что гомосексуализм является вовсе не личным выбором человека, а егобиологически предопределенной ориентацией, процент обладателей которой в ходеисторического развития оставался постоянным. Это генетическое вращение рулеткисконструировал тот же бог, которому поклоняются фундаменталисты, заменяющиелюбовь страхом и притеснением. Гомосексуалисты могут иметь такое же сердце,такую же душу и такое же мужество, чтобы идти в бой, как и их гетеросексуальныебратья. Наступило время выйти из убежища мачо и назвать реально существующуюпроблему: мужчина испытывает страх перед теми, кто служит воплощением ихнепрожитой жизни. Врагом является не отличающийся от меня гомосексуалист, астрах, что мы не такие, какими заставляет нас быть патриархальность.
В-четвертых, ощущение мужчинами власти феминностипостепенно превращается в ее переоценку и в страх перед сексуальностью. Ницшекак-то заметил, что основной целью брака является беседа98. Цельотношений, основанных на взаимном согласии, примером которых являютсясупружеские,- не заботиться друг о друге (ибо это приведет к активизациидетско-родительских комплексов), а способствовать личностному развитию супругаи развиваться вместе с ним. Эти значит, что отношения между людьми должны бытьдиалектическими: это откровенное общение, в котором существуют и компромисс, иличностное развитие. Можно с уверенностью сказать, что секс является одной изсвязующих нитей между полами. Однако мужчины, которые зачастую испытываютдефицит в чувствах, сводят весь процесс к половому акту и излишне на немконцентрируются.
Как бы там ни было, секс есть секс, и он остаетсятаинством, которым легко можно злоупотребить. Основная психологическая цельсекса для мужчин, которые живут в жестоком и равнодушном мире и отношениякоторых с анимой являются фригидными,- вернуться туда, где было тепло и уютно.Секс - это форма эмоционального самоутверждения, наркотик, заглушающий больизраненной души. Если жизнь бьет мужчин, то секс, так же как лекарство илиработа, может притупить острую боль раны. В процессе полового акта происходиттрансценденция, длящаяся несколько мгновений. Оргазм может быть переживаниемэкстаза; в этот момент мужчина может ощутить себя за жесткими рамкамиограничений обыденного сознания. Для многих мужчин сексуальное переживаниеблизко к религиозному. Таким образом, половой акт может скрывать отчаянныйпоиск человеком признания Другого, истоки которого лежат в материнском комплексе.В конечном счете это пристрастие становится пагубным. Секс как любовь, секс какобщение, секс как диалектика - каждая такая грань сексуальных отношенийпредполагает наличие равных партнеров. Секс как искупление искажает отношениямужчины и женщины и открывает путь для внедрения сатурнианской тени власти.Если присутствует Сатурн, уже нет ничего забавного, светлого и побуждающего кпеременам.
Практически каждый мужчина может вспомнить случаи, когда онкак-то пытался проявить себя, а в ответ сталкивался с насмешками и неприятием.Если мужчина будет выглядеть хрупким и ранимым, он заплатит за это высокуюцену. Иногда он испытывает стыд перед другими мужчинами, иногда - передженщинами, но чаще всего - перед самими собой. Тем из них, кто постоянно занятосадой Опасного Замка (Castle Perilous), требуется все больше уверенности в себе, чтобы изо всех силдержаться дрожащими руками за прочный образ своего Я. Поэтому они соглашаютсяпринять смиренную позу и молчать о том, что им вредит. Слово "conspiracy" (заговор, сговор) происходитот латинского conspirare("вместедышать"). Мужчины молча дышат вместе, чтобы защитить свою испуганную душу,и продлевают свое мучительное переживание травмы.
Повторяю: перед мужчиной встает проблема честного отношенияк себе. Каждый мужчина должен рискнуть и сказать правду, свою индивидуальнуюправду, потому что она будет правдой и для многих других. Как гласит стараякитайская пословица, "тот, кто говорит истину, будет услышан за тысячумиль". Чтобы мужчины перестали лгать и участвовать в заговоре молчания,они должны рискнуть показать свою боль. Другие мужчины непроизвольно бросятсяих стыдить или станут от них отстраняться из-за собственного страха. Нонаступит время, когда все придут с благодарностью к тем, кто высказал вслухсвою правду.
Подчеркнув особую власть материнского комплекса надмужчинами, которые больше всего тоскуют по заботе и безопасности, мы должныпризнать и необходимость мужской травмы. Наши предки с ритуалами перехода отдетской зависимости к независимости взрослого не были неоправданно жестоки,нанося травмы юношам. Эти раны были символическими и, следовательно, содержалиархетипический смысл. Их можно соотнести с синекдохой, когда через частьраскрывается целое; они свидетельствовали о вступлении в мир травмы,переживание которой с этого времени становится обыденным явлением.
Когда товарищ по команде напомнил мне, что сломанный ноготь- самая легкая из всех травм, ожидающих меня в будущем, он помог мнеподготовиться к вступлению в большой мир. К моменту третьего короткогостолкновения между командами я должен был быть психологически к нему готов,чтобы ни в коем случае не позволить себе закричать от боли и потом не начатьсебя утешать. Поэтому травма, которую наносили юноше в его племени, быласимволическим rite d'entree (Ритуальным вступлением (франц.)).в мир. Более того, это был путь,помогавший ему открыто соприкоснуться с болью жизни и принести в жертву своюинфантильную тоску по теплому домашнему очагу. Он должен принять на себя бремясвоего странствия, своей боли и своего одиночества. Никто - ни родители, ниплемя - не может сопровождать его в этом странствии, чтобы не лишить еговозможности вступить в борьбу и полностью себя реализовать.
Мужчинам необходимо нанести травму; только тогда онипо-настоящему смогут вступить в мир, ускорится процесс осознания имипроисходящего, они смогут решить героическую задачу - покинуть мать и статьхозяевами собственной судьбы. Все мы похожи на Филоктета. Мы чувствуем себяпокинутыми и испытываем боль; мы хотим вернуться в свои одинокие пещеры иостаться там, исполненные жалости к самим себе. Но героическое странствиетребует, чтобы каждый из нас каждый день мог бороться с ухмыляющимися демонамистраха и апатии, с которыми мы сталкиваемся у изножья кровати и которые готовыпоглотить очередную часть нашей души.
Я не перестаю восхищаться способностью мужчин (разумеется,и женщин тоже) покинуть дом и сделать шаг в неизвестное, а также мужеством тех,кто первым переходит через горные перевалы, бороздит бурные моря и океаны,отправляется в царство Гадеса и пишет "Сонеты к Орфею" или Пятуюсимфонию. И я задаю себе вопрос, как когда-то спрашивал себя Йетс: "Почемумы отдаем почести тем, кто погиб на поле брани, но при этом считаембезрассудным мужество мужчины, ступившего в пропасть, находящуюся внутри негосамого?"99
Под травмой находится новый уровень осознания. Имела бынаша жизнь какую-то ценность, если бы у нас не было травм и какой-то духовныйпроводник вел бы нас в неизвестное без сопутствующих нам странных иудивительных приключений и кровопролитных сражений, с которых бы мывозвращались живыми? Цена, которую мы платим за углубление и расширениесознания и способность завоевывать мир,- это рана главного героя, поэтомумужчина мог бы стать героем в драме собственной жизни.
Травмы, от которых сегодня страдают мужчины, нельзя назватьсимволическими, то есть они не трансформируются. Так как в нашей культуре нетцеленаправленных переходных ритуалов и образов, которые могли бы активизироватьи направлять энергию души, большинство современных мужчин будут чувствоватьсебя обремененными и даже подавленными своими внешними и внутренними ролями ивозлагаемыми на них ожиданиями. Любое прикосновение к душе не трогает ее и неприносит ей никакой пользы. Любые травмы могут оказать и пагубное воздействие.Совершите насилие над душой мужчины, и он тоже в какой-то мере станетнасильником. Массовые и серийные убийцы в свое время сами были жертвамифизического или психологического насилия. Обиженный почтовый служащий илиразъяренный банковский клерк стали постоянными персонажами выпусков вечернихновостей. Но это лишь вершина айсберга. Убийцы души постоянно присутствуют вжизни всех современных мужчин.
Мужчины не только призваны делать опасную, грязную и труднуюработу: свисая с моста, счищать грязь с его опор, отодвигать физические ипсихологические природные барьеры, сдерживать огромное давление, оставатьсяхладнокровными и собранными, но и молча страдать от своих ран в одиночестве.Согласно опросам, большинство из них, как и большинство женщин, приносят вжертву свою душу ради того, чтобы соответствовать каким-то экономическим,политическим и культурным нормам. Они испытывают стыд, если сопротивляютсядеформации своей истинной сущности; они становятся осторожными, выражая своенесогласие, а иногда даже приобретают ореол мученичества, если их взглядыстановятся слишком серьезным вызовом существующему положению вещей.